Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56" Асбестовского городского округа
Педагогический проект
Тема: « Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм »
Разработчик:
Сиротина Ирина Михайловна
Актуальность выбранной темы определяется следующим: - снижением уровня речевого развития у детей; -снижение знаний о культуре своего народа.
Объект исследования :
образовательный процесс,
направленный на развитие речи у
детей через применение различных малых фольклорных форм.
Предмет исследования : социально-педагогические условия для эффективного развития речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм.
Цель : выявить оптимальные социально-педагогические условия для эффективного развития речи детей раннего возраста посредством фольклорных форм.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу развития речи у детей раннего возраста.
2.Изучить эффективные технологии речевого развития детей раннего возраста, стимулирующие речевую активность детей посредством использования фольклорных форм.
3.Выявить уровень развития речи у детей раннего года жизни.
4.Разработать перспективно-тематическое планирование занятий по развитию речи детей раннего года жизни средствами малых фольклорных форм.
5.Совершенствовать предметно-развивающую среду.
6.Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития речи детей, создать атмосферу общности интересов.
1.Особенности развития речи детей раннего возраста
Характеризуя ранний ᴨериод, Н.М. Аксарина пишет:
- В ᴨервые месяцы жизни во время гуления у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат.
- 7-8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, ребёнок начинает произносить повторные слоги.
- В 1 год ребенок из этих лепетивных слогов образует ᴨервые 10-12 слов.
- 1 г.5 мес. у ребенка лишь 30-40 слов.
- 1 г.5 мес. - 1 г.7 мес. происходит бурный скачок быстрое нарастание новых слов. К 2 годам активный словарь равен 300 - 400 словам.
- К 3 годам - 1200-1300 слов.
2. Народный фольклор как средство развития речи детей
Фольклор это - народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.
Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание».
Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя: - колыбельные песни; - частушки; - потешки; - прибаутки; - сказочки.
Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.
Проект состоит из четырех блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.
1. Информационно-аналитический блок.
-Тестирование;
-Анкетирование;
-Анализ полученных данных
2. Наглядно-информационный блок.
-Подбор наглядной информации;
-Оформление мини-музея, книжек-потешек;
3. Познавательно-просветительский блок.
- Формы и методы работы.
-Круглые столы;
-Вечера вопросов и ответов;
- Индивидуальные рекомендации специалистов;
4. Практический блок.
-Темы занятий для развития речи в образовательном процессе.
-Игры и упражнения для развития речи детей посредством фольклорных форм;
1.Информационно-аналитический блок
Задачи:
1.Проанализировать уровень развития речи детей раннего возраста.
2.Выявить мнения родителей значимость и необходимость развития речи детей посредством фольклорных форм.
Предполагаемый результат:
По результатам диагностики спланировать работу с детьми по развитию речи с учетом индивидуального развития каждого ребенка; мотивировать родителей на осознание необходимости развития речи посредством малых фольклорных форм.
2.Наглядно-информационный блок
Задача:
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития речи детей, создать атмосферу общности интересов.
Предполагаемый результат:
Взаимодействие с родителями способствовали развитию речи детей.
3.Познавательно-просветительский блок
Круглые столы
- ««Русские народные песенки, потешки в жизни малышей»
- «Как выбрать полезную сказку для малыша»
- «Игры для развития речи»
Вечера вопросов и ответов
Индивидуальные рекомендации специалистов (логопеда, мед.работника, ст.воспитателя)
4.Практический блок
Задачи:
1 . Внедрить в образовательный процесс малые фольклорные формы у детей раннего возраста в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2 . Совершенствовать предметно-развивающую среду для развития речи детей.
Предполагаемый результат:
1. В пространственно-предметную среду внесены дополнения, которые способствовали развитию речи детей.
2. Подобраны (разработаны) дидактические игры, внедрены в практику .
Работа с родителями .
- Родительское собрание на тему «Роль малых фольклорных форм в воспитании детей»;
- Консультация на тему «Значение книги в жизни малыша ;
- Оформить постоянно действующий стенд, который систематически обновлять. Помещать следующий материал: «Родители - книга - ребенок»; «Колыбельные песенки для детей»;
- Индивидуальные беседы с родителями, например, «Как выбрать полезную сказку для малыша»;
- Анкетирование в начале учебного года и в конце учебного года;
- Оформить дидактическое пособие с помощью родителей с названием «Любимые стихи, песенки, потешки малышей группы «Смешарики».
В заключение можно сделать вывод, что раннее детство - короткий, но важный период становления личности. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством общения - речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего мира, природы, осваивает основную форму речевого общения - диагностическую.
Спасибо за внимание.