СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые подростковые проблемы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

первые проблемы

Просмотр содержимого документа
«Первые подростковые проблемы»

МКОУ « АШАГА-ЯРАКСКАЯ СОШ»





Выступление

«Первые подростковые проблемы»













Автор

Педагог психолог Ибрагимов Г.А





















ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: 7-9 классы

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста. Французский этнограф и историк Ф.Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие – от 11 до 20 лет. Но еще в 30-х годах нашего века П.П. Блонский писал, что российским детям еще предстоит завоевать подростковый период.

Сложности подросткового возраста являются серьезной педагогической проблемой. Ее первая объективная основа - в значительных различиях между требованиями, которые предъявляет общество к детям и взрослым, различиях в их обязанностях и правах. Известно, что «взрослая жизнь» сложнее, чем жизнь детей и не все взрослые могут поддерживать гармоничные отношения с окружающими. Подростку же приходится в короткий период осваивать эту сферу во всей её сложности. Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма. Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций. Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных обстоятельствах такие реакции легко фиксируются и могут приобретать патологические формы. Несовпадение ускоренного физического и раннего полового развития с отставанием социальной зрелости (ограниченность выполнения общественных функций и полная материальная зависимость от родителей) создает большие психологические и межличностные трудности.

Второй объективной основой сложности является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия. Подросток и взрослый живут в разном масштабе времени, и поэтому существуют различия в оценках одних и тех же событий, явлений. В подростке для взрослого многое оказывается неожиданным, непонятным. Неожиданным и непонятным оно оказывается и для самого подростка. Подростки, склонные к самоанализу не могут сразу принять себя в новом качестве, стесняются своего нового облика. Подростки становятся очень чувствительными к замечаниям по поводу своей внешности. Существуют и большие различия в степени зрелости между учениками одного и того же класса, могут достигать 3-4 года.

Третьей объективной основой сложностей подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые раньше не проявлялись отчетливо, так как ребенок был недостаточно самостоятельным, имел неширокую сферу деятельности и общения. Каковы эти дефекты воспитания?

1)Нарушение развития эмоциональной сферы. Это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой явлений и способностью действовать в соответствии с этой оценкой. Это означает слабость механизмов воли.

Дефектом развития эмоциональной сферы является поверхностность чувств, их быстрое угасание, бедность эмоциональной жизни. Дефекты эмоциональной сферы очень существенны для человека, т.к. механизм эмоций необходим для регуляции поведения и деятельности человека, и чем лучше этот механизм действует, тем устойчивее психическая деятельность человека, тем его поведение гармоничнее.

2)Безответственность (неспособность или нежелание человека предвидеть или учитывать последствия своих поступков) это порождает нежелание сделать сознательное усилие для того, чтобы постараться представить в будущем времени результаты своей настоящей деятельности.

3)Недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность. В их основе лежит узость социальных связей и недостаточное их осознание. Недостаток внимания, поддержки, одобрения окружающих ведет к формированию таких черт личности.

4)Недостаточное чувство собственной принадлежности к обществу. Одной из причин того, что подросток становится на противоправный путь, является разрыв его связей с обществом, недостаточность этих связей, т.к. окружающие оказываются по разным причинам недостаточно для него авторитетными или несправедливыми.

Группа сверстников для подростка является микросоциальной средой, без которой он не может обойтись. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в информации. Группа диктует формы поведения и формирует определенные отношения к себе и окружающим.

Ошибки, допущенные в общении с подростком, могут   способствовать возникновению психологических барьеров.

Четвертая причина сложностей подросткового возраста связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания. В подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Характер требований к подростку становится все более различным в зависимости от пола.  С этого периода половая принадлежность начинает определять многое - жизненные планы, выбор профессии, и возможное семейное положение в будущем. В процессе полового созревания меняется самовосприятия подростка.

Пятая объективная основа сложностей возраста связана с   постепенным осознанием подростками   различий их положения в семье, В каждой семье есть свой уклад, и требования к детям в разных семьях неодинаковы. В ходе формирования в классе общественного мнения,   подростки начинают осознавать преимущества и недостатки положения в   семье. Благодаря общению подростков одна семья начинает влиять на    другую, на взаимоотношения в ней.

Подростковый возраст нередко рассматривается как период конфликтов. Непослушание наблюдается в любом возрасте. Но у подростка   оно принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях с взрослыми – чувство внутренней несвободы, ограничение в деятельности. Возникает психическое новообразование - чувство взрослости, но взрослые не считают подростка достаточно взрослым.  Это приводит к конфликтам между подростком и взрослыми. Конфликт возникает и потому, что подростка ограничивают в его деятельности.

Причиной конфликтов является актуализация проблем самостоятельности, независимости ребенка от взрослого. В ее основе лежит эгоизм, часто неосознаваемый.

Причиной конфликта может быть убеждение подростка в несправедливости взрослых.

Сложности подросткового возраста происходят из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно.

Противоречия между подростками и старшими могут приобретать большую остроту.

Взаимоотношения подростков и взрослых - система, которая развивается с возрастом. Динамическим звеном является подросток,  консервативным – взрослый.

Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенные круг интересов, которые постепенно приобретают известную устойчивость. Это круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка.

Таким образом, можно сделать вывод, что в старших классах интерес все больше перемещается с учебных предметов, с уроков в другую сферу внешкольной деятельности. Очень часто более активно формируются не познавательные интересы, а спортивные, художественные, технические. Это, конечно, отражается на школьных занятиях, интерес к ним снижается, успеваемость падает, учащиеся не всегда выполняют задания учителя, т.к. эти задания им уже не интересны.

Подростковый возраст - не просто один из этапов жизни. Многие исследователи недаром называют его возрастом «второго рождения личности». Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот, хрупкий, ранимый, изменчивый, больше, чем какой - либо другой зависит от реальностей окружающей социальной жизни, потому, что подросток впервые открывает её для себя. Как говорил Л.С.Выготский на месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда. Поэтому взрослым необходимо быть внимательными и добрыми.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!