СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первая помощь при утоплении

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первая помощь при утоплении

Просмотр содержимого документа
«Первая помощь при утоплении»

Первая помощь при утоплении  Василий Савельевич Новиков,  кандидат юридических наук, доцент,  академик Международной академии дополнительного образования, учитель обществознания и права МОУ-СОШ №4

Первая помощь при утоплении

Василий Савельевич Новиков,

кандидат юридических наук, доцент,

академик Международной академии дополнительного образования, учитель обществознания и права МОУ-СОШ №4

Время: 45 минут  Методы обучения: рассказ, объяснение План урока-лекции: 1. Причины утопления 2.  Первая помощь при утоплении

Время: 45 минут Методы обучения: рассказ, объяснение

  • План урока-лекции:
  • 1. Причины утопления
  • 2. Первая помощь при утоплении
Основная и дополнительная литература: Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности /Под ред. Смирнова А.Т. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011

Основная и дополнительная литература:

  • Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности /Под ред. Смирнова А.Т. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011
Основная и дополнительная литература: Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан / Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.(п.2 и 3 ст.15)  Национальная образовательная инициатива

Основная и дополнительная литература:

  • Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан / Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.(п.2 и 3 ст.15)
  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа " / Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271
Основные цели урока-лекции: - расширить теоретические представления по данной проблематике; - познать алгоритм оказания первой помощи при утоплении

Основные цели урока-лекции:

  • - расширить теоретические представления по данной проблематике;
  • - познать алгоритм оказания первой помощи при утоплении
Введение «ОБЖ»,

Введение

  • «ОБЖ»,
Актуальность темы. Национальная образовательная инициатива

Актуальность темы. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа " /Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271

  • 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. 3. Совершенствование учительского корпуса.
  • 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
Актуальность темы По прогнозам Госкомитета по чрезвычайным ситуациям, в будущем году в России утонет 3,5 тысячи детей. Именно такое число запланированных трагедий повторяется из года в год. За последние пять лет в пределах России на воде погибло более 63 тысяч человек, свыше 14 тысяч из них - дети младше 15 лет.

Актуальность темы

  • По прогнозам Госкомитета по чрезвычайным ситуациям, в будущем году в России утонет 3,5 тысячи детей. Именно такое число запланированных трагедий повторяется из года в год. За последние пять лет в пределах России на воде погибло более 63 тысяч человек, свыше 14 тысяч из них - дети младше 15 лет.
Актуальность темы По данным Всемирной организации здравоохранения в мире на воде ежегодно гибнет около 450 тысяч человек . В странах с морским побережьем и теплым климатом утопление стоит на втором месте после дорожно-транспортных происшествий . Из общего числа утонувших 54% составляют лица в возрасте 20-25 лет, большая часть которых не умела плавать.

Актуальность темы

  • По данным Всемирной организации здравоохранения в мире на воде ежегодно гибнет около 450 тысяч человек . В странах с морским побережьем и теплым климатом утопление стоит на втором месте после дорожно-транспортных происшествий . Из общего числа утонувших 54% составляют лица в возрасте 20-25 лет, большая часть которых не умела плавать.
Основная часть урока-лекции. 1-й учебный вопрос 1. Причины утопления

Основная часть урока-лекции. 1-й учебный вопрос

  • 1. Причины утопления
Безопасность Купаться и загорать лучше всего на

Безопасность

  • Купаться и загорать лучше всего на "официальных" пляжах, где есть все необходимые средства для спасения утопающих. На таких пляжах должен быть обустроен спасательный пункт, специалисты которого в нужный момент всегда готовы прийти на помощь. На спасательном пункте обязательно должны быть в наличии спасательные круги, бинокли, шлюпки. На пляже должны стоять наблюдательные вышки для спасателей
Безопасность Ни в коем случае нельзя заходить в воду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения!

Безопасность

  • Ни в коем случае нельзя заходить в воду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения!
Утопление Утопление

Утопление

Утопление

Причины утопления Страх - один из ведущих факторов гибели людей при катастрофах на воде. Возникающая у человека паника приводит к дискоординации движений. В результате он либо захлёбывается водой, либо выбивается из сил и, погружаясь в воду, делает непроизвольный вдох.

Причины утопления

  • Страх - один из ведущих факторов гибели людей при катастрофах на воде. Возникающая у человека паника приводит к дискоординации движений. В результате он либо захлёбывается водой, либо выбивается из сил и, погружаясь в воду, делает непроизвольный вдох.
Причины утопления Переохлаждение. Длительность безопасного пребывания в воде зависит от её температуры. Например, при 24 гр.С можно выжить, находясь в воде до 8 часов, при 20 гр.С- 2,5 часа, при 15 гр.С- 1 час, при 10 гр.С - 35 минут. При температуре воды 4 - 6 гр.С уже через 10 - 20 минут появляются нарушения двигательной способности и только 50% пострадавших выживают в условиях такого режима.

Причины утопления

  • Переохлаждение. Длительность безопасного пребывания в воде зависит от её температуры. Например, при 24 гр.С можно выжить, находясь в воде до 8 часов, при 20 гр.С- 2,5 часа, при 15 гр.С- 1 час, при 10 гр.С - 35 минут. При температуре воды 4 - 6 гр.С уже через 10 - 20 минут появляются нарушения двигательной способности и только 50% пострадавших выживают в условиях такого режима.
Причины утопления Причины утопления:

Причины утопления

  • Причины утопления:
Причины утопления 3. Грубое нарушение правил поведения на воде и не соблюдение простых мер предосторожности. Распространены случаи утопления у лиц, находящихся в алкогольном опьянении, при купании в шторм, вблизи судов и других плавучих средств, при нырянии в сомнительные водоемы, при длительном нахождении в холодной воде, при переоценке своих физических возможностей

Причины утопления

  • 3. Грубое нарушение правил поведения на воде и не соблюдение простых мер предосторожности. Распространены случаи утопления у лиц, находящихся в алкогольном опьянении, при купании в шторм, вблизи судов и других плавучих средств, при нырянии в сомнительные водоемы, при длительном нахождении в холодной воде, при переоценке своих физических возможностей
Причины утопления 4. Нарушение правил подводного плавания, погружение в одиночку . Причины ЧП на большой глубине — неисправность снаряжения, израсходование запасов воздуха в баллонах, холодовой шок, наркотическое действие азота, отравление кислородом, развитие кессонной болезни и пр. Как правило, первая помощь при утоплении на больших глубинах запаздывает.

Причины утопления

  • 4. Нарушение правил подводного плавания, погружение в одиночку . Причины ЧП на большой глубине — неисправность снаряжения, израсходование запасов воздуха в баллонах, холодовой шок, наркотическое действие азота, отравление кислородом, развитие кессонной болезни и пр. Как правило, первая помощь при утоплении на больших глубинах запаздывает.
Причины утопления 5. Обострение заболеваний непосредственно в период купания при которых человек теряет сознание.

Причины утопления

  • 5. Обострение заболеваний непосредственно в период купания при которых человек теряет сознание.
Причины утопления 6. Умышленные убийства - насильственная казнь утоплением, самоубийство. 7. Страх и психологический шок при попадании в чрезвычайную ситуацию. 8. Несчастные случаи при плавании - сотрясение мозга, повреждение позвоночника, потеря сознания при ударах о скалу, дно бассейна, камни и пр.

Причины утопления

  • 6. Умышленные убийства - насильственная казнь утоплением, самоубийство.
  • 7. Страх и психологический шок при попадании в чрезвычайную ситуацию.
  • 8. Несчастные случаи при плавании - сотрясение мозга, повреждение позвоночника, потеря сознания при ударах о скалу, дно бассейна, камни и пр.
Причины утопления 9. При резком попадании в холодную воду возможна циркуляторная остановка кровообращения, развитие аллергических реакций и мышечных судорог, которые делают невозможным любое передвижение. 10. Разрывы селезенки, печени и других внутренних органов при резком погружении на глубину. 11. Рефлекторный травматический шок при ударах в области живота, который может развиться при прыжках в воду с высоты.

Причины утопления

  • 9. При резком попадании в холодную воду возможна циркуляторная остановка кровообращения, развитие аллергических реакций и мышечных судорог, которые делают невозможным любое передвижение.
  • 10. Разрывы селезенки, печени и других внутренних органов при резком погружении на глубину.
  • 11. Рефлекторный травматический шок при ударах в области живота, который может развиться при прыжках в воду с высоты.
Факторы риска, провоцирующие развитие критического состояния  1. Отсутствие присмотра за купающими. 2. Утопление девушек, молодых людей или детей в результате присутствия ключевых источников, меняющих температуру воды . 3. Огромная скорость течения, наличие водоворотов.

Факторы риска, провоцирующие развитие критического состояния

  • 1. Отсутствие присмотра за купающими.
  • 2. Утопление девушек, молодых людей или детей в результате присутствия ключевых источников, меняющих температуру воды .
  • 3. Огромная скорость течения, наличие водоворотов.
Факторы риска, провоцирующие развитие критического состояния

Факторы риска, провоцирующие развитие критического состояния

    Профилактика утопления Не следует употреблять перед купанием пищу и алкогольные напитки! На пляже и возле водоёмов нельзя оставлять детей без надзора и надо, как можно раньше, научить их плавать. Нельзя оставлять в ванне без присмотра детей, инвалидов и стариков. Плавать следует только в зоне спасательной станции. Не умеющие плавать должны одевать спасательные жилеты или использовать надувной круг.

    Профилактика утопления

    • Не следует употреблять перед купанием пищу и алкогольные напитки! На пляже и возле водоёмов нельзя оставлять детей без надзора и надо, как можно раньше, научить их плавать. Нельзя оставлять в ванне без присмотра детей, инвалидов и стариков.
    • Плавать следует только в зоне спасательной станции. Не умеющие плавать должны одевать спасательные жилеты или использовать надувной круг.
    Профилактика утопления Помните! Спасение утопающих – это, в первую очередь, дело рук самих утопающих! Будьте осторожны на воде!

    Профилактика утопления

    • Помните!
    • Спасение утопающих – это, в первую очередь, дело рук самих утопающих!
    • Будьте осторожны на воде!
    Безопасность Заметив тонущего человека, необходимо срочно сообщить об этом спасателям. самостоятельно.

    Безопасность

    • Заметив тонущего человека, необходимо срочно сообщить об этом спасателям. самостоятельно.
    Безопасность Необходимо всегда помнить о собственной безопасности и в первую очередь минимизировать непосредственную угрозу для себя . Поэтому, по возможности, старайтесь спасать тонущего человека, не заходя в воду. Если утопление происходит недалеко от берега, следует, поддерживая словесный контакт с жертвой, протянуть утопающему палку, бросить верёвку или любой плавучий предмет, который можно будет эффективно использовать

    Безопасность

    • Необходимо всегда помнить о собственной безопасности и в первую очередь минимизировать непосредственную угрозу для себя . Поэтому, по возможности, старайтесь спасать тонущего человека, не заходя в воду.
    • Если утопление происходит недалеко от берега, следует, поддерживая словесный контакт с жертвой, протянуть утопающему палку, бросить верёвку или любой плавучий предмет, который можно будет эффективно использовать
    Безопасность

    Безопасность

    Безопасность

    Безопасность

    Два этапа оказания помощи при утоплении Выделяют два этапа оказания помощи при утоплении. Первый - это действия спасателя непосредственно в воде, когда утопающий еще в сознании, предпринимает активные действия и в состоянии самостоятельно держаться на поверхности. В этом случае есть реальная возможность не допустить трагедии и отделаться лишь «легким испугом». Но именно этот вариант представляет наибольшую опасность для спасателя и требует от него прежде всего умения плавать, хорошей физической подготовки и владения специальными приемами подхода к тонущему человеку, а главное - умения освобождаться от «мертвых» захватов.

    Два этапа оказания помощи при утоплении

    • Выделяют два этапа оказания помощи при утоплении. Первый - это действия спасателя непосредственно в воде, когда утопающий еще в сознании, предпринимает активные действия и в состоянии самостоятельно держаться на поверхности. В этом случае есть реальная возможность не допустить трагедии и отделаться лишь «легким испугом». Но именно этот вариант представляет наибольшую опасность для спасателя и требует от него прежде всего умения плавать, хорошей физической подготовки и владения специальными приемами подхода к тонущему человеку, а главное - умения освобождаться от «мертвых» захватов.
    Безопасность При оказании первой помощи на воде необходимо помнить некоторые особенности поведения утопающего, а именно: судорожные, неосознанные, нескоординированные движения. Подплывать к утопающему надо сзади, чтобы он не мог обхватить вас руками. Просунув руки через подмышки или держа за волосы, надо повернуть его лицом вверх, и плыть к берегу.

    Безопасность

    • При оказании первой помощи на воде необходимо помнить некоторые особенности поведения утопающего, а именно: судорожные, неосознанные, нескоординированные движения. Подплывать к утопающему надо сзади, чтобы он не мог обхватить вас руками. Просунув руки через подмышки или держа за волосы, надо повернуть его лицом вверх, и плыть к берегу.
    Безопасность

    Безопасность

    Безопасность Запомните! Панический страх утопающего - смертельная опасность для спасателя!

    Безопасность

    • Запомните!
    • Панический страх утопающего - смертельная опасность для спасателя!
    Безопасность В том случае, когда из воды извлекается уже «бездыханное тело» - пострадавший находится без сознания, а зачастую и без признаков жизни, - у спасателя, как правило, нет проблем с собственной безопасностью, но значительно снижаются шансы на спасение. Исход будет зависеть от времени года, температуры и состава воды, особенностей организма, а главное - от вида утопления и верно выбранной тактики оказания помощи.

    Безопасность

    • В том случае, когда из воды извлекается уже «бездыханное тело» - пострадавший находится без сознания, а зачастую и без признаков жизни, - у спасателя, как правило, нет проблем с собственной безопасностью, но значительно снижаются шансы на спасение. Исход будет зависеть от времени года, температуры и состава воды, особенностей организма, а главное - от вида утопления и верно выбранной тактики оказания помощи.
    Выводы по 1-му учебному вопросу Виды(типы) утоплений

    Выводы по 1-му учебному вопросу

    • Виды(типы) утоплений
    Виды(типы) утоплений 1. Истинное («мокрое») утопление Составляет около 70-80% всех случаев утопления. Истинное («мокрое») утопление характеризуется попаданием воды в трахеобронхиальное дерево, когда после погружения в воду утопающий совершает непроизвольные дыхательные движения.

    Виды(типы) утоплений

    • 1. Истинное («мокрое») утопление
    • Составляет около 70-80% всех случаев утопления. Истинное («мокрое») утопление характеризуется попаданием воды в трахеобронхиальное дерево, когда после погружения в воду утопающий совершает непроизвольные дыхательные движения.
    Виды(типы) утоплений 2. Асфиксическое («сухое») утопление Развивается в 10-15% случаев утопления. Асфиксическое утопление происходит без аспирации воды. Вода, попадая в гортань, вызывает рефлекторный ларингоспазм, который приводит к асфиксии. Большое количество воды заглатывается в желудок. В лёгких остается воздух, образуется мелкопузырная пена, которая скапливается в уголках рта. Цианоз при этом типе утопления столь же выражен, как и при истинном («синие утопленники»).

    Виды(типы) утоплений

    • 2. Асфиксическое («сухое») утопление
    • Развивается в 10-15% случаев утопления. Асфиксическое утопление происходит без аспирации воды. Вода, попадая в гортань, вызывает рефлекторный ларингоспазм, который приводит к асфиксии. Большое количество воды заглатывается в желудок.
    • В лёгких остается воздух, образуется мелкопузырная пена, которая скапливается в уголках рта. Цианоз при этом типе утопления столь же выражен, как и при истинном («синие утопленники»).
    Виды(типы) утоплений 3. Синкопальное утопление («смерть в воде») От слова «синкопе» - обморок. Также встречается в 10-15% случаев. Смерть наступает в результате рефлекторного прекращения сердечной и дыхательной деятельности из-за перепада температур вследствие погружения в холодную воду («ледяной шок», «синдром погружения»), рефлекторной реакции на попадание воды в дыхательные пути или полость среднего уха при повреждённой барабанной перепонке.

    Виды(типы) утоплений

    • 3. Синкопальное утопление («смерть в воде»)
    • От слова «синкопе» - обморок. Также встречается в 10-15% случаев. Смерть наступает в результате рефлекторного прекращения сердечной и дыхательной деятельности из-за перепада температур вследствие погружения в холодную воду («ледяной шок», «синдром погружения»), рефлекторной реакции на попадание воды в дыхательные пути или полость среднего уха при повреждённой барабанной перепонке.
    Виды(типы) утоплений Помимо обморока к утоплению также может привести потеря сознания, обусловленная приступом эпилепсии, инфарктом миокарда, аритмией и т.д. Все эти случаи можно классифицировать как «смерть в воде», когда человек умирает от причин, не связанных напрямую с утоплением, но совпавших по времени с погружением в воду. Полость рта и носа свободна, пенистых выделений нет. В отличие от первых двух типов, где наблюдается синюшность, обусловленная дыхательной недостаточностью, при синкопальном утоплении кожа бледная из-за выраженного спазма периферических сосудов.

    Виды(типы) утоплений

    • Помимо обморока к утоплению также может привести потеря сознания, обусловленная приступом эпилепсии, инфарктом миокарда, аритмией и т.д. Все эти случаи можно классифицировать как «смерть в воде», когда человек умирает от причин, не связанных напрямую с утоплением, но совпавших по времени с погружением в воду.
    • Полость рта и носа свободна, пенистых выделений нет. В отличие от первых двух типов, где наблюдается синюшность, обусловленная дыхательной недостаточностью, при синкопальном утоплении кожа бледная из-за выраженного спазма периферических сосудов.
    Виды(типы) утоплений В случае утопления действовать следует быстро. Любое промедление грозит обернуться страшной трагедией! Поэтому только своевременное оказание первойпомощи при утоплении может спасти человеческую жизнь!

    Виды(типы) утоплений

    • В случае утопления действовать следует быстро.
    • Любое промедление грозит обернуться страшной трагедией!
    • Поэтому только своевременное оказание первойпомощи
    • при утоплении может спасти человеческую жизнь!
    В начальном периоде В начальном периоде первая помощь должна быть направлена на устранение последствий психической травмы и переохлаждения. Пострадавшие, спасенные в этом периоде утопления, сохраняют сознание и не нуждаются в мерах реанимации , но они должны находиться под контролем окружающих, так как возможны психические расстройства и неадекватные реакции на обстановку.

    В начальном периоде

    • В начальном периоде первая помощь должна быть направлена на устранение последствий психической травмы и переохлаждения. Пострадавшие, спасенные в этом периоде утопления, сохраняют сознание и не нуждаются в мерах реанимации , но они должны находиться под контролем окружающих, так как возможны психические расстройства и неадекватные реакции на обстановку.
    В начальном периоде Со спасенного снимают мокрую одежду, насухо обтирают, переодевают и укутывают в теплое одеяло, дают горячее сладкое питье. Синюшность кожных покровов, одышка и учащенный пульс обычно быстро проходят, но слабость, головная боль и кашель сохраняются несколько дней. Существует опасность рвоты проглоченной водой и желудоч­ным содержимым, поэтому необходимо принимать меры, направленные на то, чтобы рвотные массы не попали в верхние дыхательные пути (если пострадавший находится в горизонтальном положении, его голова должна быть повернута на бок).

    В начальном периоде

    • Со спасенного снимают мокрую одежду, насухо обтирают, переодевают и укутывают в теплое одеяло, дают горячее сладкое питье. Синюшность кожных покровов, одышка и учащенный пульс обычно быстро проходят, но слабость, головная боль и кашель сохраняются несколько дней. Существует опасность рвоты проглоченной водой и желудоч­ным содержимым, поэтому необходимо принимать меры, направленные на то, чтобы рвотные массы не попали в верхние дыхательные пути (если пострадавший находится в горизонтальном положении, его голова должна быть повернута на бок).
    В периоды агонии и клинической смерти В периоды агонии и клинической смерти при оказании помощи нередко допускаются ошибки, связанные с попытками полностью освободить легочную ткань от воды . Это приводит к значительной потере времени, что снижает вероятность успешной реанимации или полностью исключает возможность восстановления жизненных функций организма.

    В периоды агонии и клинической смерти

    • В периоды агонии и клинической смерти при оказании помощи нередко допускаются ошибки, связанные с попытками полностью освободить легочную ткань от воды . Это приводит к значительной потере времени, что снижает вероятность успешной реанимации или полностью исключает возможность восстановления жизненных функций организма.
    Основная часть урока-лекции. 2-й учебный вопрос 2.  Первая помощь при утоплении

    Основная часть урока-лекции. 2-й учебный вопрос

    • 2. Первая помощь при утоплении
    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении 3. Определи наличие пульса на сонных артериях, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания

    Первая помощь при утоплении

    • 3. Определи наличие пульса на сонных артериях, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания
    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Первая помощь при утоплении

    Выводы по 2-му учебному вопросу Подплывать к тонущему нужно сзади

    Выводы по 2-му учебному вопросу

    • Подплывать к тонущему нужно сзади
    Безопасность

    Безопасность

    Безопасность

    Безопасность

    Безопасность В первую минуту после утопления в воде можно спасти более 90% пострадавших, через 6-7 минут - лишь около 1-3%. Поэтому необходимо взять себя в руки, отбросить панику и начинать действовать . Необходимый объем оказания первой помощи при утоплении оценивается исходя из состояния пострадавшего.

    Безопасность

    • В первую минуту после утопления в воде можно спасти более 90% пострадавших, через 6-7 минут - лишь около 1-3%. Поэтому необходимо взять себя в руки, отбросить панику и начинать действовать . Необходимый объем оказания первой помощи при утоплении оценивается исходя из состояния пострадавшего.
    Заключительная часть урока-лекции Преподаватель подводит итог сказанному в основной части урока-лекции и делает выводы по теме

    Заключительная часть урока-лекции

    • Преподаватель подводит итог сказанному в основной части урока-лекции и делает выводы по теме
    Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы по теме лекции: Школьники обязаны повышать свой уровень знаний в области ОМЗ. Основания: Национальная образовательная инициатива

    Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы по теме лекции:

    • Школьники обязаны повышать свой уровень знаний в области ОМЗ.
    • Основания:
    • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа " /Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271;
    • «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» от 4 мая 2011 г.(п.2 и 3 ст.15, п.1,2 и 5ст.18);
    Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию Домашнее задание.  Законспектировать: 1. Алгоритм оказания первой помощи при утоплении

    Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию

    • Домашнее задание. Законспектировать:
    • 1. Алгоритм оказания первой помощи при утоплении


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!