СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Персонализированная программа наставничества на 2023-2024 учебный год"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей самопознания и саморазвития.

Просмотр содержимого документа
«"Персонализированная программа наставничества на 2023-2024 учебный год"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Межшкольный учебный комбинат»






УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО «МУК»

_________________Н.П.Черняева








ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

на 2023-2024 учебный год

(срок реализации 1 год)







Наставник:

Захарова Тамара Григорьевна


Наставляемый:

Шукалович Андрей Владимирович

Куратор:

Скупова Ирина Александровна























Ханты-Мансийск, 2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



На сегодняшний день перед учреждениями дополнительного образования определены новые задачи, которые обозначены в разных нормативных документах. В частности, федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ. Все эти преобразования невозможны без совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров. И сегодня огромное значение приобретают вопросы формирования кадрового потенциала, поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики учреждения.

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. В федеральном проекте «Учитель будущего» прописано, что через наставничество будет решаться задача профессионального роста педагогических работников.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей самопознания и саморазвития.

Персонализированная программа наставничества составлена в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным проектом «Успех каждого ребенка»;

  • распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

  • письмом Министерства просвещения РФ, Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 21.12.2021 № АЗ-1128/08/657 «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»;

  • приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.03.2022 № 10-П-411 «О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

  • приказом Департамента образования Администрации городского Ханты-Мансийска от 11.04.2022 № 265 «О комплексе мер («дорожная карта») по внедрению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях города Ханты-Мансийска»

  • приказом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат» от 02.09.2022 № 382 «Об утверждении положений о системе наставничества педагогических работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат»;

  • приказом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат» от 05.09.2023 № 315 «О закреплении наставников на 2023-2024 учебный год».


Актуальность программы

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время наставничество признано самым важным и успешным методом, способствующим развитию профессионала. В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы»).

Каждый педагог в начале своего профессионального пути испытывает определенные трудности. Несмотря на то, что за плечами университет с багажом педагогических знаний. Начинающим педагогам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Программа наставничества (далее – Программа) – это комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.


Персонализированная программа наставничества – результат осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития педагога-новичка.

В Программе используются следующие понятия и термины.

Наставник – участник Программы наставничества, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.

Наставляемый – участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.

Куратор – административный работник, который отвечает за организацию Программы наставничества.

Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Новизна: инновационный характер практики определен цикличностью и вариативностью. Цикл практики составляет один учебный год. Содержание цикла зависит от затруднений и потребностей наставляемого (методика разработки программ, структура и содержание занятий, участие в конкурсных мероприятиях и т.д.). Отличительной особенностью практики заключается в том, что интерес и творчество молодого педагога мотивируется посредством привлечения его к совместной деятельности, сопровождения в различных профессиональных мероприятиях, конкурсах и т.д.

Сведения о наставляемом:

Фамилия, имя, отчество:

Шукалович Андрей Владимирович

Образование:

высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

Специальность, квалификация:

специальность «Родной язык и литература», квалификация «Учитель хантыйского языка и литературы»

Педагогический стаж:

2 года

Должность:

педагог дополнительного образования

Реализуемые программы:

дополнительные общеобразовательные программы «Робототехника – мир будущего»


Цель реализации программы: формирование и развитие профессиональных умений и навыков наставляемого, способствующих качественному и ответственному выполнению возложенных должностных обязанностей.

Задачи:

  1. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе;

  2. Раскрыть личностный, творческий, профессиональный потенциал педагога, оказать поддержку индивидуальной образовательной траектории;

  3. Содействовать в изучении нормативно-правовой документации;

  4. Оказать помощь в ведении учебной документации педагога ДО (в доработке программы «Робототехника – новый уровень», «Территория роботов», составление календарного учебного графика, ведение учебных журналов, проведение мониторинга);

  5. Повысить профессиональную компетентность наставляемого в вопросах педагогики и психологии;

  6. Поспособствовать в освоении и применении актуальных форм и методов в работе с детьми на занятиях по программам «Робототехника – новый уровень», «Территория роботов»;

  7. Отработать механизм использования дидактического и наглядного материала;

  8. Обеспечить эффективность и результативность образовательного процесса;

  9. Поспособствовать в обобщении и распространении педагогического опыта;

  10. Предупредить разочарование в осуществлении педагогической деятельности, конфликты; поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.


Принципы реализации программы

  • Научность – использование научно-обоснованных технологий;

  • Добровольность и целеустремленность работы;

  • Контактируемость наставника и наставляемого;

  • Доброжелательность и взаимное уважение;

  • Активность – активная позиция наставляемого в реализации потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться как лично, так и профессионально

Этапы и срок реализации программы

Выделяют три этапа наставничества.

Организационный.

Задача этапа: разработка основных направлений работы с наставляемым педагогом.

Содержание этапа:

  • Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов наставляемого педагога;

  • Наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в объединении;

  • Консультирование по изучению нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность МБУДО «МУК», по ведению документации;

  • Педагог-наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, определяет для себя пробелы в его профессиональных компетенциях для составления конкретной программы наставничества.


Основной, развивающий этап «Попробуй себя! Я тебе помогу»

Задача этапа: реализация профессионального становления наставляемого педагога.

Содержание этапа:

  • Взаимоподдержска и взаимопомощь;

  • В совместной деятельности реализуется персонализированная программа наставничества, происходит коррекция умений и навыков, развитие компетенций.

  • Создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого педагога;

  • Совместное изучение новейших технологий и применение их в работе с обучающимися;

  • Взаимопосещение занятий;

  • Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;

  • Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

Контрольно-оценочный этап «У тебя всё получилось! Я горжусь тобой!»

Задача этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Содержание этапа:

  • Анализ результатов работы наставляемого педагога с обучающими;

  • Динамика профессионального роста наставляемого педагога;

  • Наставник оценивает уровень профессиональной компетентности наставляемого, определяет его готовность к выполнению своих обязанностей самостоятельно.

  • Изучение и обобщение материала, накопленного молодым педагогом.

  • Формирование банка информации из опыта работы по реализации программы.


Срок реализации программы: 2023 -2024 учебный год

Начало реализации программы 1 сентября 2023 года, срок окончания 1 июля 2024 год.

Форма наставничества: «педагог-педагог»

Основной формой наставничества данной Программы является «педагог-педагог». Данная форма предполагает взаимодействие наставляемого педагога с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Вид наставничества: традиционная форма наставничества («один-на-один»)

Методы работы: беседы; собеседование, консультирование; практические занятия; встречи с опытными педагогами; внеклассные мероприятия; методические консультации; посещение и взаимопосещение занятий; творческие мастерские, мастер-классы наставников, анкетирование, участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов повышения квалификации.


Ожидаемые эффекты и результаты от реализации практики:

  • Активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания.

  • Повышение профессиональной компетентности наставляемого в вопросах педагогики и психологии.

  • Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания.

  • Совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся (подготовка обучающихся к конкурсным мероприятиям).

  • Использование в работе инновационных педагогических технологий, проектного метода.

  • Участие: в конкурсах профессионального мастерства; в проектах различного уровня (например, проведение профессиональной пробы «Специалист по мехатронике и мобильной робототехнике» в рамках Всероссийского проекта «Билет в будущее» -) и др.

  • Появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов).

Организация контроля и оценки

  • Контроль и оценка работы наставляемого, наставника осуществляется в течение учебного года

  • Оценка будет происходить в качестве входного, текущего, промежуточного и итогового контроля.

  • Входной контроль проводится непосредственно перед разработкой персонализированной программы наставничества и позволяет выявить дефициты наставляемого.

  • Текущий контроль осуществляется по мере выполнения поставленных задач.

  • Промежуточный контроль будет происходить 1 раз в полугодие по итогам составленного наставляемыми и наставниками отчёта.

  • Итоговый контроль будет происходить на Методической конференции МБУДО «МУК» на основании результативности программы наставничества за истёкший год, а также рефлексивного самоанализа наставляемого.




















План наставнической деятельности

п/п

Наименование мероприятия программы

Формы взаимодействия

Срок выполнения мероприятия

Оценка выполнения (выполнено/не выполнено)

Заключение куратора/наставника по результатам итогового мероприятия наставнической программы

Подготовка презентации на заключительный этап регионального конкурса педагогический потенциал Югры» в номинации: «Технологические кружки «Отличный старт»

Доработка презентации проекта технологического кружка

14.09.2023

выполнено

Онлайн- презентация выполнена

Сертификат участника получен

Выявление профессиональных затруднений наставляемого

Анкетирование наставляемого и наставника;

Анализ результатов анкетирования;

Посещение занятий наставляемого с последующим анализом.

Беседы.

сентябрь - октябрь



Разработка персонализированной программы наставничества

Разработка персонализированной программы наставничества совместно с наставником

до 20.09.2023



Изучение наставляемым совместно с наставником ФЗ «Об образовании в РФ», санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, локальных актов, методических рекомендаций по составлению дополнительных общеразвивающих программ

Консультация и ответы на интересующиеся вопросы.

Оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем.


сентябрь



Оказать помощь в ведении учебной документации: в составлении календарно-тематического планирования, календарного учебного графика (КУГ); правильное оформление электронного журнала на портале mukhm.sharepoint.com в соответствии с КУГ

Консультация, оказание помощи.

Анализ оформленной документации. Инструктаж по работе с электронным журналом

сентябрь


Оказана помощь в составлении календарного учебного графика, рекомендация по заполнению электронного журнала на портале mukhm.sharepoint.com в соответствии с КУГ

Методика составления технологических карт занятий по программам «Робототехника – новый уровень», «Территория роботов»

Изучение опыта наставника.

Подготовка методических рекомендаций.

Совместная разработка технологической карты занятия с наставником.

октябрь



Методика проведения вводного, промежуточного и итогового мониторинга по определению уровня сформированности компетенций, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам «Робототехника – новый уровень», «Территория роботов»

Консультация.

Выявление уровня сформированности компетенций, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.


Изучение видов мониторинга, форм его проведения. Подбор диагностического материала.

Октябрь, январь,

май


Дифференциация обучения для обучающихся с разными уровнями подготовки.

Изучение методики разработки и эффективного использования дидактического и контрольного материала в работе.

Посещение молодым специалистов занятий наставника.

Консультации в решении возникающих в процессе работы проблем.

Мастер-класс «Разработка дидактического материала с заданиями для учащихся различной степени трудности и качественной реализации дополнительных общеразвивающих программ»

В течение учебного года



Обмен опытом. Методы и приемы стимулирования мотивации обучающихся на систематическое посещение объединения.

Взаимопосещение занятий.

Обучающие мероприятия для наставляемых (консультации, практикумы, мастер-классы и др.).

В течение учебного года



«Неделя наставничества».

Январь/февраль



«Неделя «профессиональных проб» наставляемых»

Апрель/май



Сформировать понимание эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций (между педагогом и обучающимся, между педагогом и родителями, между педагогом и коллегами, пр.) познакомиться со способами их профилактики и урегулирования.

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из неё».

Февраль



Групповые/индивидуальные консультации с педагогом-психологом.


В течение учебного года



Оказание помощи в осуществлении взаимодействия с родителями обучающихся

Беседа: «Содержание формы и методы работы педагога с родителями»

Март



Оказать помощь в обобщении и распространении опыта профессиональной деятельности наставляемого

Подготовка публикаций.

Участие в конкурсе профессионального мастерства.

Выступление на педагогическом совете.

В течение учебного года



Подготовка и обеспечение участия обучающихся в:

- городской выставке-конкурсе

«Когда мы едины, мы непобедимы», посвященной Дню народного единства-2023;

- Городской выставке декоративно-прикладного и технического творчества «Мастер-золотые руки»;

- Городской выставке «Военная техника».

-Всероссийском детском конкурсе поделок из конструктора «Я – изобретатель!» и др.

Участие обучающихся в конкурсах, выставках, соревнованиях

В течение учебного года



Имидж педагога.

Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д.

апрель



Подготовка и участие в проведении II городских соревнований по робототехнике «РобоСтарт-2024»

Городские соревнования

февраль



Повышение уровня квалификации через обучение на курсах, семинарах и вебинарах

Повышение профессионального мастерства.

В течение года



Повышение качества образования (контроль за процессом формирования предметных и метапредметных результатов учащихся.

Своевременно учитывать недочеты в работе и устранять пробелы. Формирование учебного портфолио.

Совершенствование условий для современного образования и воспитания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей

Апрель



Отчет наставника и наставляемого на методической конференции МБУДО «МУК», для выявления лучших практик наставничества; пополнение методической копилки педагогических практик наставничества.

Анкетирование.

Помощь при написании самоанализа по итогам работы.

Презентация результатов персонализированной программы на Методической конференции МБУДО «МУК».

май

2024 года





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!