СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогика сотрудничества

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогика сотрудничества»

Применение педагогики сотрудничества на уроках истории и обществознания

«...Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился, - писал В. А. Сухомлинский, - надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Педагогика сотрудничества вся направлена на одно - дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.

В педагогике сотрудничества заложены некоторые идеи, позволяющие развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них общественные чувства.

Идея опоры. Поскольку в каждом классе занимаются дети с очень разными способностями, им нужны опоры-помощники, пользуясь которыми ученик может отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока.

Формы опоры могут быть разными: таблицы, схемы. Самое главное в многократном повторении, использовании их.

Этой опорой могут служить памятки, которые фиксируют план работы при изучении исторического события, личности.

Например, в 5 классе мы пользуемся схемой, которую заполняем на протяжении всего года при изучении новой страны.

Оценивая эту работу, одного взгляда ученика на опорный сигнал достаточно, чтобы вспомнить, что нужно поработать с картой, текстом учебника. И одного взгляда учителя достаточно, чтобы оценить работу.

Идея коллективного творчества предполагает, что совместная работа в группе нацеливает ученика на активное участие в общем деле. Деловая игра на уроке обществознания (при изучении экономики-создание фирмы, рекламы товара или услуг). На уроке истории- подготовить рассказ о племенах доколумбовой Америки, показать колдовской обряд первобытных людей или инсценировать древнегреческий миф. При изучении темы «Столетняя война» по истории средних веков делимся на французов и англичан и «воюем».

Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Свобода выбора - самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.

В курсе обществознания много заданий, где по предложенным ситуациям нужно сделать выбор.

1. Придумать меню на день для Робинзона или праздничный семейный ужин;

2. Тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть. Найди ответ, который не обидит дарящего: -Ой, у меня это уже есть. - Зря ты беспокоилась, у меня есть эта вещь. –Вот хорошо, теперь я могу это подарить кому-нибудь. – Спасибо, мне очень нравится эта вещь).

На уроке повторения в 5 классе ребята сами выбирали к какой картине подойти и рассказать о ней.

Из предложенных 10 терминов и понятий выбирали 5 для объяснения.

Дети быстро развиваются, когда они играют роль учителей. В этом году обучение соответствия дат веку в 5 классе те, кто понял принцип узнавания века по дате, обучали тех, кто не справился с работой.

На следующем уроке они так переживали за своих учеников!

Идея опережения. Создать почву для сильных учеников, которые тему схватили, разжевали и проглотили. Чтобы они не пережевывали с остальными, скучая, нужно предположить, где еще это знание пригодится. Например, изучаем на всеобщей истории происхождение тоталитаризма в Европе, заполняем таблицу по Италии и Германии.

Тем, кто справился быстрее, задание- по этим же признакам, перечисленным в таблице, назвать страну, где в эти же годы формируется тоталитарный режим власти, но с другой политической системой.

Идея соответствующей формы. Урок должен по форме отвечать изучаемому предмету, теме. Где-то для запоминания нужно создать настроение, образ. Где-то –точность формулировок.

Идея крупных блоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. За 10 минут дается материал в сжатом виде, который при желании можно развернуть и свернуть.

На уроках обществознания ребята готовят политинформацию, цель которой не только расширить кругозор, но и обсудить события жизни страны и мира вместе с учителем и одноклассниками.

Идея самоанализа. Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто может сам вынести точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность. Оказалось, что все мы, хоть и по-разному, учим детей индивидуальному и коллективному самоанализу. Ш. А. Амонашвили специально учит маленьких детей оценочным действиям и суждениям. Его ученики проверяют и оценивают работу товарищей (естественно, не выставляя отметок), рецензируют письменные работы друг друга. При этом они пользуются эталонами, чтобы их суждения были содержательными.

Коллективный анализ урока как завершение любого дела предполагает анализ того, что получилось, что не получилось и почему.







Список литературы:

При подготовке использованы идеи из выступлений следующих педагогов:

С.Н.ЛЫСЕНКОВА, заслуженный учитель школы РСФСР, Москва, школа №587.

В.А.КАРАКОВСКИЙ, заслуженный учитель школы РСФСР, кандидат педагогических наук, директор школы №825, Москва.

М.П.ЩЕТИНИН, ст. научный сотрудник Института общих проблем воспитания АПН СССР.

Е.Н.ИЛЬИН, учитель-методист школы №307, Ленинград.

Ш.А.АМОНАШВИЛИ, профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент АПН СССР, директор НИИ педагогических наук им. Я.С.Гогебашвили, Тбилиси.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!