СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет на тему: "Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет на тему: "Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание"»

Педагогический совет на тему: «Семья и школа: взаимодействие и взаимопонимание»

Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

Ход педсовета:

Дети – не только наше будущее,

дети – наше настоящее,

которое не может ждать

Н. Федоров

В современных условиях образование должно и может стать источником личного успеха,  ресурсом общественного  развития, инструментом реализации  важнейших общечеловеческих ценностей. Школа и государство имеют возможность влиять на родительский спрос и воспитывать его. Тем более  что многие родители к тому готовы.

Работая над формированием структуры образования XXI века, имея в перспективе задачу воспитания “человека  и  гражданина”, необходимо делать ставку на воспитательный потенциал  семьи . Надо отдавать себе отчет в том, что трудно добиться успеха, если в своей практической деятельности не сделать родителей своими настоящими помощниками, проявляющими к школе искренний и деятельный интерес и оказывающими ей поддержку.

Учитывая все это приоритетными направлениями деятельности нужно определить следующее:

а) здоровье,

б) образование,

в) социализация,

г) готовность жить в  семье   и  обществе XXI века.

Школа как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих учащихся. Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.

Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и школы встречается такое мнение: родители – это "помощники", "подсобная сила" при школе. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а школе – роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается.

Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально- педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.

Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Обеспечить её реализацию можно с помощью обновления системы семейно – общественного воспитания. Основными условиями её реализации может быть:

- родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;

-переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;

-осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям; систематическая и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;

-установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Существуют и факторы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание в семье:

-эмоциональная поддержка, вера, выраженные родителями в своей любви к детям, причём в любви не за что-то конкретное, а просто за то, что  они –  дети, самое лучшее, что есть  у родителей;

-способы отношений родителей с детьми, суть которых состоит в совместных действиях, заботах, содержательном времяпрепровождении;

- родительские обоснованные требования, способствующие развитию ребёнка, его самостоятельности и пониманию самоценности;

-родительский контроль – активный, творческий, ненавязчивый, демонстрирующий уважительное отношение к ребёнку.

Любая работа начинается с диагностики. Именно диагностика позволяет определить проблемы, стоящие перед школой.

Не для кого не секрет, что эффективное развитие образовательного процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.

Семья  - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро! (В.А. Сухомлинский).

В ситуации перемен в сфере образования резко усиливается потребность значительной части родителей в повышении уровня их информированности по вопросам развития системы образования в целом, и по вопросам деятельности конкретного образовательного учреждения.

В школе создана информационная базы различных документов о деятельности школы. Эти документы представлены не только в электронном виде на сайте школы, но и в бумажном (традиционном) варианте. Использование компьютеров и сетей даст дополнительные возможности для взаимодействия субъектов образовательного процесса. Здесь не следует также забывать об информационных стендах в вестибюлях. обеспечение родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования, которая позволяет родителям почувствовать, что они являются полноправными субъектами образовательного процесса.

Родителям (будущим родителям) школа представляет информацию о правилах зачисления в школу; режим работы школы; школьные программы, включая программы дополнительного образования; образовательные результаты; план развития школы; достижения школы; публикации о школе в СМИ и в школьной газете.Для родителей может быть интересна информация о профессиональном развитии учителей, различные детали образовательной программы. В школе должна быть продумана система информирования родителей о пропуске занятий учениками, а также о результативности обучения- электронные дневники!

Еще не так давно родительские собрания имели статус совещаний при классных руководителях и школьной администрации. Сегодня технология проведения родительских собраний и их роль в управлении школой постепенно меняется. Время требует существенно разнообразить формы проведения родительских собраний (“круглый стол”, “конференция”, тематические дискуссии с приглашением специалистов и др.) большой положительный отклик среди родителей получило сентябрьское общешкольное собрание с показом презентаций о достижениях учащихся, о школьной жизни в 2009-2010 году.

Новая форма- общешкольный день открытых дверей- посетило школу, к сожалению, лишь 28 родителей!

Ни одно большое мероприятие немыслимо в настоящее время без участия родителей. Необходимо повышать уровень подготовки внеклассных мероприятий, привлекать родителей к участию в них!

Мы должны понимать, что школе необходима более значительная общественная поддержка, чтобы сохраниться в качестве приоритетного образовательного учреждения. Родительская общественность представляет собой доступную и единственную в ближайшей перспективе возможность не только для развития, но и для выживания школы в сложившейся экономической ситуации.

Эффективное развитие образовательного процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.

«Прежде чем убеждать других, убедись в этом сам», считал Станиславский, а я действительно убеждена, что «учитель - профессия дальнего действия, главная на Земле!» Я думаю, что и все присутствующие разделяют мою уверенность, что мы – педагоги, люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы, имеем возможность, направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому нам необходимо крепко держать штурвал, чётко знать маршрут, уметь вовремя помочь своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду.

И тогда хорошее образование XXI века сможет сделать Россию процветающей не на одно столетие.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!