СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Поющая школа»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект актуален, т.к. подходит для музыкального образования детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Поющая школа»»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новонукутская СОШ

МБОУ Новонукутская СОШ







Педагогический проект «Поющая школа»











Выполнил: Шедикова Анна Ивановна,

учитель музыки



















п. Новонукутский





Содержание

Введение

Паспорт проекта 6

Глава 1. Теоретические основы исследования 9

§1.1. Актуальность проблемы музыкального воспитания современных подростков. в общеобразовательной школе 9

Глава 2. Практическая разработка внедрения педагогического проекта «Поющая школа» на примере МБОУ Новонукутская СОШ 12

§2.1. Модель организации хорового пения в школе 12

§2.2. Механизмы реализации проекта 15

§2.3.Ожидаемые результаты практической проверки эффективности реализации проекта в общеобразовательной школе 18

Список литературы 22

Приложение 24

























Введение

Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение!

К.Д.Ушинский

Проблема воспитания гармонично развитой личности всегда волновала цивилизованное общество.

Большой вклад в теорию и методологию изучения нравственного воспитания школьников внесли А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. «Наши дети - это наша старость, правильное воспитание-это наша счастливая старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»,1 – эти слова выдающего педагога А.С.Макаренко исчерпывающе характеризуют значение воспитания.

Заслуга В.А.Сухомлинского состоит в умении идти «в ногу» со временем, а

иногда и опережать его. Он писал: « …чем лучше становится жить, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения,…тем труднее воспитывать, тем больше возрастает ответственность всех, причастных к воспитанию.»2

Нынешнее поколение детей живет и формируется в принципиально иных условиях, нежели их старшие братья и сестры, тем более родители.

Социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров, нарушение законности – все негативные явления нового времени особенно болезненно влияют на детей и подростков.

Огромный приток информации с экранов телевизоров и работа с компьютерами, соблазн свободного времяпровождения на улице не способствует развитию гармонично развитой личности, делая ее замкнутой и безынициативной. Особую актуальность сейчас приобретает проблема – органическое сочетание воспитания этического и эстетического, приобщение к истинной культуре, социальная поддержка, психологическая адаптация и реабилитация детей. Одна из главных задач школы в воспитании подрастающего поколения - это формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство.

Большая роль здесь принадлежит коллективным видам деятельности, в частности, хоровому пению как наиболее доступному виду подобной деятельности. Занятия в хоре общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство.

_____________________________________________

1 Макаренко А.С. Книга для родителей. М.,-1985.- 234 с.

2 Сухомлинский В.А. О воспитании.-М,1973, - с.12

Большая роль здесь принадлежит коллективным видам деятельности, в частности, хоровому пению как наиболее доступному виду подобной деятельности. Занятия в хоре оказывают влияние на формирование характера ребенка, воспитывают внимание, наблюдательность, чувство коллективизма, ответственности, дисциплинирует детей. Передовые русские музыканты и педагоги: В.Ф. Одоевский, А.Н. Серов, Н.А.

Римский - Корсаков, П.И. Чайковский, К.Д. Ушинский придавали огромное значение хоровому пению в общеобразовательных школах, учитывая его роль в формировании эстетических и моральных качеств учащихся. В настоящее время, когда в обществе происходит переосмысление нравственных и культурных ценностей, традиций, проблема формирования гармонически развитого подрастающего поколения становится особенно актуальной.

Коллективная форма хорового пения делает его ценным средством общего воспитания школьников. На это обращал особое внимание наш великий педагог К.Д.Ушинский, который сказал буквально следующее: « Когда запоют в наших школах, тогда можно будет сказать, что они (школы) пошли вперед»1.

Россия во все времена славилась своими традициями в области хорового пения, сейчас в масштабе всей страны они практически утрачены.

В октябре 2013 года президент России В.В.Путин выступая на заседании Совета при президенте по культуре и искусству, заявил, что в школьной программе уделяется мало времени на литературу и музыкальное образование.

Однако именно музыка играет важную роль в жизни школьника, и для школьников песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей.

В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде.

В настоящее время уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Пассивно слушая, впитывая обилие механической музыки, ребенок часто бывает лишен возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские   задатки и способности.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа.

________________________________________________________

1.Ушинский К.Д. Педагогическое сочинение в 6 т., т.5, - М.: Педагогика 1990. –с. 342

Хоровое пение с этнокультурным компонентом должно представлять собой форму

общения, сотрудничества учителя и ученика в целях постижения духовно-художественной сути народного музыкального искусства и получения связанных с ним знаний, специально организованный процесс воспитания любви к Родине, формирования ценностных ориентаций, культурных потребностей на основе родной музыкальной культуры и культуры других народов страны, воспитание любви и интереса к народной музыке, формирования этномузыкальной культуры и этномузыкальной компетентности.

Работая в школе, при том, что я веду уроки музыки в 5-7 классах (подростковый возраст), еще являюсь социальным педагогом. И это в конечном счете явилось решающим фактором выбора темы для разработки моего педагогического Проекта.

Цель проекта – создание условий для формирования духовно развитой личности школьника, посредством организации и функционирования классных хоров и вокального ансамбля на базе 5-7 классов.

Задачи проекта:

  • привлечь обучающихся школы к хоровому искусству как самому доступному виду массового творчества детей;

  • расширить певческий репертуар классного хора и обогатить его песнями этнокультурной направленности, которые должны сопровождать детей в жизни и помогать совершенствовать творческие способности;

  • формировать вокально-хоровые навыки школьников через освоение и исполнение песен народов России ;

  • развивать музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма, память, внимание, воображение, эмоциональную отзывчивость;

  • формировать музыкально-эстетический вкус;

  • выявлять и поддерживать творческую индивидуальность и активность обучающихся;

  • содействовать развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия в коллективе.

Гипотеза: Реализация проекта будет способствовать формированию духовно развитой личности школьников.

Участники проекта: обучающиеся МБОУ Новонукутская СОШ





Паспорт проекта «Поющая школа»

Площадка реализации проекта

МБОУ Новонукутская СОШ

Автор проекта

Шедикова Анна Ивановна, учитель музыки

Гипотеза проекта

Реализация проекта будет способствовать формированию духовно развитой личности школьников

Цели и задачи проекта

Создание условий для формирования духовно развитой личности школьника, посредством создания и функционирования классных хоров на базе 5 -7 классов.

  • привлечь обучающихся школы к хоровому искусству как самому доступному виду массового творчества детей;

  • расширить певческий репертуар классного хора и обогатить его песнями этнокультурной направленности, которые должны сопровождать детей в жизни и помогать совершенствовать творческие способности;

  • формировать вокально-хоровые навыки школьников через освоение и исполнение песен народов России;

  • развивать музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма, память, внимание, воображение, эмоциональную отзывчивость;

  • формировать музыкально-эстетический вкус;

  • выявлять и поддерживать творческую индивидуальность и активность обучающихся;

  • содействовать развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия в коллективе.

Участники проекта

Обучающиеся МБОУ Новонукутская СОШ


Стратегия и механизмы достижения поставленных целей (этапы проекта, основные работы в проекте)

1.Подготовительный этап: Анализ образовательных возможностей МБОУ Новонукутская СОШ. Выявление образовательных потребностей. Разработка Проекта. 2.Практический этап: 2013-2016 учебный год. Занятия (количество часов – 102 ) 3.Обобщающий этап: май 2016 год оценка эффективности внедрения Проекта « Поющая школа»; Фестиваль «Звездный дождь»; Выступление сводного хора учителей и учащихся.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

1.Социальные: - создание классных хоров на базе 5-7классов; становление общественно-активной школы; создание условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа. 2.Педагогические: создание образовательной среды, способствующей оптимальному выявлению и развитию творческих способностей личности, ее успешной адаптации, самореализации на основе интеграции системы образовательной и досуговой деятельности обучающихся; мотивация детей к познанию и творчеству, развитие их способностей.


Показатели и критерии успешности выполнения проекта

1.Повышение качества работы учреждения по духовно-нравственному воспитанию, рост количества выступлений на концертах; 2.Стабильность контингента школьников, посещающих занятия хорового пения; 3.Удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся, их родителей; 4.Статус инновационной площадки по созданию хоров в интересах повышения качества образовательного процесса, имиджа образовательного учреждения

Дальнейшее развитие проекта

1.Организация хорового пения на базе начальных классов; 2.Организация хорового пения на базе старших классов

Практическая значимость проекта

Модель организации хорового пения в школе охватывает круг вопросов, связанных с активизацией работы образовательного учреждения по духовно- нравственному воспитанию и развитию личности гражданина России. Данная работа носит характер социального заказа. Следовательно, Проект может быть востребован образовательными учреждениями, реализующими проекты в области популяризации хорового пения





















Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

§1.1. Актуальность проблемы музыкального воспитания современного подростка в общеобразовательной школе


Сегодня дети не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать и понять их сегодняшних – новых, неожиданных. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, не смотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях.

В подростковом возрасте происходят значительные изменения не только в организме, но и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности.

Не случайно французский философ Ж-Ж.Руссо назвал подростковый возраст «вторым рождением». А ведь именно он первым обратил внимание на то, что такое явление – подростковый возраст – существует, и своей формулой подчеркнул его особенность: рождаясь вторично, человек рождается в жизнь сам.

Чем же характеризуется образ жизни подростков? Особенностью этого возраста является то, что именно в кампании сверстников подросток самоутверждается как личность. Так он преодолевает так называемые «детские установки», учится равноправным отношениям, завоевывает авторитет «взрослыми» способами деятельности. Объединение подростков происходит на основе эмоциональной близости, общности интересов, и принципы, на которых сплачивается компания, является для них законом.

У современных школьников притупляется эмоциональный слух: большинство детей оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место.

К сожалению, в настоящее время наша школа всё больше ориентируется на обучение, способствующее излишней рационализации личности.

Роль всех изучаемых предметов в школе неравноценна и предпочтение отдаётся точным

наукам. Уроки музыки ведутся только в 5-7 классах (по параллелям)- это 215 детей. В начальной школе ведет этот предмет сам учитель. В 8 -11 классах изучается только предмет «МХК». Всего в школе обучается 780 детей. Детскую музыкальную школу посещают 38 детей. Не трудно подсчитать, что более 500 детей полноценно не соприкасаются с удивительным миром музыки.

Недооценка важности предмета со стороны администрации, на мой взгляд, порождает одну из причин духовной болезни наших школьников. Мы не довольны нашими подростками, нас пугают их вкусы и интересы, нам не понятны их музыкальные пристрастия. А им просто необходим умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, не смотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях. Все это в конечном счете для того, чтобы сохранить душу ребенка в современном мире, когда в одночасье определяющей идеей объявлена идея обогащения и полной свободы выбора путей для этого.

В школе очень слабая музыкальная материально-техническая база. Имеется актовый зал, музыкальная аппаратура для проведения различных мероприятий и два микрофона. Для проведения уроков музыки нет постоянного кабинета. Учитель вынужден приходить к детям и проводить «современный» урок, имея только переносной магнитофон и собственный инструмент – голос. Как социальный педагог я знаю: все, что мы сегодня отбираем у детей, завтра возвращается к нам взрослым в виде новых проблем, и не только социального характера.

Среди учащихся 6-8 классов был проведен опрос, результаты которого представлены в таблице.

Таблица 1

Оценка подростками некоторых явлений в нашем обществе ( в %)


Считаю злом, которое надо искоренить

Считаю это личным делом каждого

Считаю, что в жизни без этого не обойтись

Нет ответа

Групповая драка

38

26

32

2

Употребление спирт. напитков

42

32

21

3

Употребление наркотиков

65

10

1,8

1,4


Преобразования общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации.

Сила и привлекательность внеурочного образования состоит в том, что оно не похоже на школьное. Главное в работе школы – знания. Критерий оценки работы учителя, процент успеваемости. А как измерить воспитанность?

В.А.Сухомлинский предупреждал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.1

Много лет проработав хормейстером в Доме культуры своего поселка, я знаю, что вокальный жанр любим и востребован в нашем селении и исполнителями и зрителями. Поэтому, начав свою трудовую деятельность в общеобразовательной школе в должности социального педагога и столкнувшись с проблемой девиантного поведения детей, приняла решение: помочь подросткам направить их энергию на созидание.

Именно хоровая деятельность при правильной организации создает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей нужности и полезности, уверенности в собственных силах, что повышает нравственную устойчивость человека.

Таким образом, хоровому пению, как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

  • в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить и направить;

  • участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогать осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;

  • работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе;

  • в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;

  • в хоровом коллективном пении можно с большей степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся.

Итак, хоровое пение для детей – одно из главных средств формирования духовно развитой личности.

_________________________________________________

1Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.,1973. –С.107.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ПОЮЩАЯ ШКОЛА»

§ 2.1. Модель организации хорового пения в школе


Как социокультурный центр наша школа является площадкой для проведения культурно-просветительских мероприятий. Для школы данное положение имеет непреходящее значение, так как обеспечивает единство процесса образования и реальной жизни, создает контекст целостности, включенности ребенка в современные ему общественные процессы.

Для успешного освоения музыкальной культуры будет учтен ряд педагогических условий. Особую важность приобретет грамотно организованное, методически обоснованное проведение занятий внеурочной деятельности. Для этого будет создана благоприятная эмоциональная атмосфера, способствующая духовному общению учителя и учеников и проникнутая уважением к музыкальному искусству; использован высокохудожественный, доступный для детей данного возраста музыкальный материал; применены различные методы и приёмы эмоционального воздействия на учащихся с целью активизации их исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности – наглядный метод, методы погружения в мир бытования народной песни, создания ситуации успеха, проблемно-поисковый метод, творческие задания направленные на приобретение необходимых музыкальных знаний, умений и навыков.

Хор — это, прежде всего, коллектив. Каждое занятие — это собрание единомышленников, любителей музыки, хорового искусства. Подчинить свое «Я» задачам и целям коллектива — одно из правил его участников.

Каждый участник хора должен проявить себя. Самоуправление — это именно та форма проявления детской активности в общественной работе, которая учитывает наклонности школьника.

С первых же шагов, с первых занятий руководитель хора будет стремиться окружить себя активом детей, создавать условия, при которых наиболее полно проявляются организаторские и другие общественные способности большинства хористов, сделает так, чтобы каждый из хористов считал все, что касается хора, своим делом.

Занятие хоровым пением не будет обычным, стандартным занятием. Главные его постулаты – соучастие, сопереживание, увлечённость, импровизационность и интерес. Он становится действом, окрашенным настроением радости, веселья и игры, в котором ярко проявятся способности ребят.

Представленный Проект рассчитан на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Данный проект рассчитан на три года, в составе - ученики 5-7 классов. У них уже есть опыт певческой деятельности, приобретенный на уроках музыки, присутствует сплочённость детского коллектива.

Имея в виду задачу, вырастить хор, будут выдержаны принципы режима его повседневной деятельности, то есть, созданы условия для его постоянного роста и развития. 

В общем коридоре для стендов, объявлений, приглашений будет отведено место. Занятия должны быть регулярными. Дни и часы занятий хора по расписанию должны быть неприкосновенны для администрации.

Прежде чем организовать хоровой коллектив, будет создана благожелательная для этого атмосфера. Далее разворачивается широкая пропаганда самой идеи создания хора. Для этого нужно использовать весь арсенал средств агитации за хоровое искусство: афиши, объявления.

Эффективными будут личные беседы с потенциальными участниками и с классными руководителями, родителями обучающихся. Классные хоровые коллективы должны стать гордостью образовательной организации. 

Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект - развитие у обучающихся  ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной хоровой  деятельности.

Название Проекта «Поющая школа»  отражает социально-музыкально-педагогический взгляд автора, который проистекает из изначального стремления доставить детям радость от общения с музыкальным искусством, позволить в песне реализовывать дарованные от рождения потребности учиться чувствовать, реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.

Принципы, на основе которых составлен Проект:

        • увлекательности и творчества – развитие творческих способностей детей, в связи с этим в образовательной деятельности доминируют творческие начала, и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;

        • сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;

        • природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей для включения их в вокально-хоровую деятельность;

        • системности.

Детский хор – это, прежде всего, горящие глаза, открытые, чуткие сердца, готовые слиться в едином эмоциональном порыве; это прекрасные голоса, наполняющие концертные залы и сердца слушателей животворной одухотворённостью и гармонией.

Детский хор – это живой организм, постоянно растущий, изменяющийся; это также особый исполнительский инструмент, хрупкий, нежный, гибкий, отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства. Только этот инструмент нужно вырастить, научить, настроить, воспитать. Эти задачи и планируется решить в ходе реализации данного Проекта.

Занятия в хоровых коллективах – продолжение хоровой работы, проводимой на уроках. Хоровое пение доступно абсолютно для всех, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек.

Педагогическая целесообразность данного Проекта заключается в том, что воспитание ребёнка осуществляется с помощью музыки, воздействуя через неё на духовный мир ребёнка, его нравственность. Каждому обучающемуся предоставляется возможность проявить себя в музыкальном творчестве, тем самым создаются условия для развития успешности ребёнка в коллективе через коллективные творческие дела (концерты, фестивали, конкурсы и т.д.); показано развитие новаторских идей в вокально-хоровой деятельности, значение вокально-хоровой деятельности в музыкальном воспитании школьника и её необходимость в настоящее время.

Данный проект актуален, т.к. подходит для образования детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения.


§ 2.2. Механизм реализации Проекта


Достижение цели и решение задач Проекта обеспечиваются путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности, которые становятся основой для формирования прогностической модели организации вокально-хорового пения на базе классных коллективов 5-7 классов в школе как социокультурном центре. Головными исполнителями мероприятий Проекта являются администрация, учитель музыки, классные руководители. Они обеспечивают реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в Проекте.

Ресурсное обеспечение Проекта: Ориентировочный общий объем финансирования составляет 200 тыс. рублей за счет средств, выделенных на реализацию Проекта (таблица 3). Материально-техническое обеспечение Проекта включает наличие помещений, необходимых технических средств, наглядных пособий, компьютерного и программного обеспечения.

Оснащение современной аппаратурой: микрофоны, компьютер, фотоаппарат, видеокамера позволяет производить запись своих концертов.

Для проведения массовых мероприятий имеется актовый зал на 80 посадочных мест (таблица 2). В кабинетах, классных комнатах установлена мебель.

Таблица 2

Материально-техническое оснащение для реализации Проекта


Наименование

1.

Актовый зал

2.

Принтер

3.

Проектор

4

Цифровая видеокамера

5

Цифровой фотоаппарат

6

Магнитофон

7

Музыкальная аппаратура


Таблица 3

Смета расходов на реализацию Проекта


Наименование статей расходов

Код статьи расходов

Сумма затрат, рублей

1

Призовой фонд


70 000

2

Изготовление атрибутики


10 000

4

Приобретение предметов снабжения (станки для хора)


120 000



Итого

200 000


Методическое обеспечение Проекта: В работе используются фонограммы изучаемых песен, наглядный материал к песенному репертуару, дидактический материал для распевок и др. документация (Приложение 3).

Кадровый ресурс для обеспечения реализации Проекта: Для реализации проекта необходим учитель музыки.

По Проекту могут работать специалисты, имеющие музыкальное образование, владеющие музыкальным инструментом, техникой дирижирования хором, вокальной подготовкой.


Рабочий план реализации Проекта


/п

Наименование мероприятия

Дата

Место

Ответственный

1. Подготовительный этап. Организационные формы работы.

1

Анализ образовательных возможностей МБОУ Новонукутская СОШ.

март

школа

Учитель музыки

2

Выявление образовательных потребностей. Разработка Проекта.

апрель

школа

Учитель музыки

3

Изучение и обсуждение в педагогическом коллективе нормативно-правовых документов по внедрению Проекта «Поющая школа»

май

школа

Учитель музыки

4

Реализация мер по организации хорового пения в 5-7 классах МБОУ Новонукутская СОШ в 2013-2016 гг. Формирование ученических коллективов.

июнь

школа

Администрация

Учитель музыки

2. Внедрение Проекта. Реализация содержательного, организационного аспектов Проекта.

1

Основная форма организации образовательного процесса – хоровая репетиция.Работа по учебно – тематическим планам:

- апробация планов и их коррекция

Сентябрь 2013 г-май 2016г

Классные кабинеты

Учитель музыки

2

Использование медиаинформации (районная пресса, школьный пресс-центр)



Школьная Дума

3

Выявление из общего хора солистов, ансамблей и работа с ними.



Учитель музыки

4

Концерты,фестивали,конкурсы

Октябрь 2013г – май 2016г

Актовый зал , КДЦ

Администрация, учитель музыки

3. Коррекционная правка с учетом результатов внедрения.

1

Совершенствование учебно-тематического плана

Январь -сентябрь 2014г


Учитель музыки

2

Репетиционные занятия с хором педагогов

Январь 2014 г

Актовый зал

Учитель музыки

3. Обобщающий этап.

1

Фестиваль «Звездный дождь», с участием классных хоров, ансамблей, солистов.

Май 2016

КДЦ

Администрация

Классные руководители

2

Сводный хор учащихся и педагогов « Голоса школы»

Май 2016

КДЦ

Учитель музыки

3

Оценка эффективности внедрения Проекта «Поющая школа»

Июнь 2016


Администрация

Родители

Классные руководители

Учитель музыки

4

Обработка данных, описание результатов деятельности. Соотнесение результатов с целями.

Июнь 2016


Учитель музыки

5

Подготовка аналитического отчета по результатам, материалов для публикаций, методических рекомендаций.

Июнь 2016


Учитель музыки


Подбор репертуара. Репертуар детского хора формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению детских голосов. Репертуар будет доступным, посильным для хорового коллектива. Многие детские песни станут той основой, на которой вырабатываются навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. Благодатный материал для вокально-хоровой работы – русские народные песни, которые исполняются чаще всего без сопровождения. Сама их мелодия как бы настраивает голос на акустически верное звучание.

Основные требования к классу - хору:

- в классном хоре участвуют все без исключения ученики данного класса;

- ученики не только слушают друг друга во время исполнения, стремясь к ансамблю, но и со вниманием и уважением относятся к исполнению музыки их сверстниками, имеют представление о культуре Слушателя;

- ученикам должно доставлять удовольствие совместное исполнение песен, особенно любимых всем классом;

- ученики имеют представление об основах певческой культуры – правильном дыхании, звуковедении, звукоизвлечении, фразировке, певческой установке, артикуляции.


§ 2.3. Ожидаемые результаты практической проверки эффективности реализации проекта в общеобразовательной школе

Социальные:

- создание в школе классных хоров на базе 5-8 классов;

- формирование у школьников чувства гражданской идентичности; осуществление педагогического сопровождения семейного воспитания; приобщение школьников к народной культуре; становление общественно - активной Школы;

- создание условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

Педагогические:

- обеспечение качественного образования в школе через создание условий для формирования активной, успешной личности школьника;

- создание образовательной среды, способствующей оптимальному выявлению и развитию творческих способностей личности, ее успешной социальной адаптации, самореализации, на основе интеграции системы образовательной и досуговой деятельности обучающихся; мотивация детей к познанию и творчеству, развитие их способностей в различных видах деятельности; достижение трех уровней результатов (по Д.В.Григорьеву: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, получение школьником опыта самостоятельного социального действия).

Результаты образовательного процесса:

Обучающие умеют: петь с сопровождением и без музыкального сопровождения;

- своевременно начинать и заканчивать мелодию;

- эмоционально передавать музыкальные образы.

Результаты воспитательного процесса:

Обучающие получили знания и умения, которые в дальнейшем они смогут применить во взрослой жизни: умение наладить контакт с другим человеком и коллективом, раскрыть свои творческие возможности и применить их на деле, общаться с аудиторией, не теряться в различных жизненных ситуациях и т.д.

Основные показатели эффективности реализации данного проекта:

- высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента 95%);
- творческая самореализация учащихся, участие классного коллектива в творческой жизни школы, в смотрах-конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
- положительная динамика в сторону снижения правонарушений, поведенческих отклонений и как результат – сокращение числа школьников, стоящих на различных видах учета.

Способы отслеживания и фиксации результатов

П ри работе по данному Проекту вводный (первичный) контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня школьников, их способностей. Текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания мероприятий Проекта. Формы контроля традиционные: конкурсы, концертные выступления и т.д. При такой  форме контроля можно проследить степень интереса ребенка к деятельности. Оптимальном вариантом итогового контроля в хоровом пении может стать анализ концертного выступления.










Рис.1 Выступление хора ударников и отличников

Выступления хоровых коллективов оцениваются по следующим критериям:

- вокально-исполнительское мастерство (строй ансамбля, интонация, манера звукообразования);

- исполнение (одноголосье, двухголосье);

- сценическая культура (оценивается совокупность средств и приёмов сценического поведения)

Перспективы распространения Проекта

Модель организации хорового пения в школе охватывает круг вопросов, связанных с активизацией работы образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности гражданина России. Данная работа носит характер социального заказа. Следовательно, Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов, в т.ч. реализующими инновационные программы, проекты в области популяризация хорового пения.

Мониторинг процесса и результатов реализации Проекта будет проводиться на каждом этапе по двум направлениям: мониторинг реализации запланированных мероприятий по программе Проекта (Таблица 4); мониторинг результативности реализации Проекта ( Таблица 5).

Таблица 4

Мониторинг реализации запланированных мероприятий

по Проекту

Критерий оценки процесса реализации Проекта

Показатель реализации

Индикатор

1.

Выполнение мероприятий, утвержденных на каждом этапе реализации Проекта

- срок реализации

-объем выполненной работы

- полученный результат

- выполнение

- % реализации

- наличие результата

2.

Финансирование мероприятий

- соответствие фактического финансирования требуемому

- % финансирования от требуемого


Таблица 5

Мониторинг результативности реализации Проекта

Критерий оценки результативности реализации Проекта

Показатель результативности

1.

Повышение качества образования по показателю «результативность»


повышение качества работы учреждения по духовно-нравственному воспитанию, рост количества призеров и победителей конкурсов

2.

Повышение качества образования по показателю «доступность»


Стабильность контингента школьников, посещающих занятия хорового пения

3.

Повышение качества образования по показателю «индивидуализация»

удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся, их родителей

4.

Повышение качества образования по показателю «уникальность»


статус инновационной площадки по созданию классных хоров в интересах повышения качества образовательного процесса, имиджа образовательного учреждения



























Список литературы

    1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

    2. Алиев Ю.Б.,Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки и хорового класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов.-М: Изд.Центр «Академия»,2002. – 416 с.

    3. Большой энциклопедический словарь/ Глав.ред.А.М.Прохоров. М.: Советская энциклопедия, в 2 т.,т.2. 1991. – 768 с.

    4. Безруков В.С. Педагогика.- Екатеринбург. Деловая книга, 1996. – 344 с.

    5. Венгрус Л.А.Начальное интенсивное хоровое пение.-с.-Пб.,Музыка,2000 -276 с.

    6. Детский голос. Экспериментальные исследования./Под ред.В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970 -232 с.

    7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240с.

    8. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение,1984. – с 254.

    9. Макаренко А.С.Лекции о воспитании детей. – Соч.т.4.,1957. – с.159.

    10. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации /авт.сост. Г.А.Суязова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 138 с

    11. Мир детства: Подросток /под ред.Хрипковой А.Г./2-е изд.доп.- М., Педагогика.1989. – 288 с.

    12. Программа, разработки занятий, методические рекомендации./авт.-сост. Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 138с.

    13. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика с детскими вокально-хоровыми коллективами. –М., 1999. – с 143-156.

    14. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006. -262 с.

    15. Спок Б.Разговор с матерью. Книга о воспитании. Пер.с англ. – М.:Политиздат,1991. – 589 с.

    16. Сухомлинский В.А.О воспитании. М.,1973. – с.12.

    17. Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребенка// Теория и методика музыкального образования детей. – М.,1998



Приложение 1

Учебно-тематические планы


Учебно-тематический план первого года обучения


Цели и задачи первого года обучения:

    • приобрести навыки коллективного пения;

    • привить любовь к пению;

    • развитие деловых качеств: ответственности, аккуратности;

    • привить навык самоконтроля за своим пением.



ТЕМА

Кол-во часов

Всего

Практика

Теория

1

Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ .

1

0

1

2

Основные правила вокально-хорового пения.

7

6

1

2.1

В гости к музыке (советы желающим войти в мир музыки).

3



2.2

Что такое петь хором?

3



2.3

Мы учимся петь.

1



3

Певческая установка.

8

6

2

3.1

«Петь приятно и удобно» Л. Абелян

4



3.2

Как петь сидя и стоя.

4



4

Дыхание.

4

2

2

4.1

Вдох и выдох в пении.

2



4.2

Учусь дышать правильно. Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания.

2



5

Дирижерский жест.

6

4

2

5.1

Я хочу стать дирижером.

3



5.2

Что такое «та» и «ти»?

3



6

Звукообразование.

12

10

2

6.1

Звуки музыкальные и шумовые.

2



6.2

Звуки гласные и согласные в пении.

2



6.3

Артикуляция.

4



6.4

Высота звука и звуковысотный слух.

4



7

Дикция.

4

3

1

8

Скороговорка

2

1

1

9

Фразировка.

10

8

2

9.1

Что такое фраза?

2



9.2

Поиск выразительности фразы.

2



9.3

Понятие о мелодии.

2



9.4

Двухголосная мелодия.

4



10

Строй и ансамбль.

6

4

2

10.1

Что такое петь вместе.

2



10.2

Унисон.

2



10.3

Вместе весело петь.

2



11

Охрана детского голоса.

2

1

1

12

Экскурсии

2

2

0

13

Выступления на школьных праздниках

4

4



Всего:

68

51

17


Содержание учебной программы

первого года обучения

Тема 1. Организационное занятие, вводный инструктаж по ТБ.

Теория. Знакомство с хористами. Беседа о целях и задачах занятий по программе, инструктирование учащихся.

Тема 2. Основные правила вокально-хорового пения.

Теория. Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.

Практика. Упражнения.

Формы контроля над результатами обучения: Устное оценивание

Тема 3. Певческая установка.

Теория. Беседа о правильном положении корпуса во время пения, сидя и стоя.

Практика. Упражнения, исполнение певческого репертуара.

Тема 4. Дыхание.

Теория. Беседа о певческом дыхании, его особенностях и способах тренировки.

Практика. Тренировочные упражнения.

Тема 5. Дирижерский жест.

Теория. Показать учащимся необходимость внимательно следить за рукой дирижера, отработать пение с дирижерским жестом песенного материала.

Тема 6,7,8,9. Звукообразование. Дикция. Скороговорка. Фразировка.

Теория. Беседа о том, как ясно и четко выговаривать слова песен, упражнений, правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Учить правильной необходимой активности артикуляционного аппарата. Пояснить необходимость осознания фразы для ее правильного, художественного исполнения.

Практика. Вокально – хоровая работа над репертуаром.

Тема 10. Строй и ансамбль.

Теория. Беседа о том, что необходимо при исполнении произведений слушать других исполнителей, стараться петь в унисон со своей партией.

Практика. Упражнения, песенный материал.

Тема 11. Охрана детского голоса.

Теория. Беседа о правилах сохранения детского голоса.

Практика. Упражнения.















Приложение 2

Тест

Первого года обучения

1. Правильная певческая посадка это___________________________________

2. Вдох при пении должен быть:

а)коротким и бесшумным;

б)долгим и бесшумным;

в)коротким и слышным.

3.Выдох при пении должен быть:

а) коротким и бесшумным;

б)долгим и бесшумным;

в) коротким и слышным.

  1. «Цепное» дыхание – это:

а)одновременное для всего коллектива;

б)когда дыхание берут по очереди;

в)когда дыхание берут по очереди незаметно для слушателей.

5. Канон – это:

а)исполнение песни одноголосно;

б)одновременное двухголосие;

в)пение двухголосно одной и той же партии по очереди.


Индивидуальное тестирование

1.Провести дыхательную разминку.

2.Показать правильную певческую посадку.

3.Исполнить одноголосную и двухголосную песню (свою партию).

4.Прохлопать ритмический рисунок, показать звуковысотность мелодии.




Тест

Третьего года обучения


1.Что такое болезни голоса, какие ты знаешь, как их можно избежать?

2.Чем отличается вокализ от романса и песни?

3.В чем заключается гигиена голоса?

4.Какие бывают певческие голоса?

5.Чем отличается мажор от минора?


Индивидуальное тестирование


1.Импровизация музыкального приветствия (мелодия, ритм).

2.Исполнение интервалов одноголосно и двухголосно в парах.

3.Гармонический диктант на определение «аккорда с лишним звуком»








Приложение 3

Учебно-методический комплекс

сопровождения образовательного процесса


Действия педагога

Документы

Подготовка к работе


  • Функциональные обязанности,

  • Журнал,

  • Расписание


Подготовка к набору детей, проведение рекламной кампании

  • Рекламные баннеры и буклеты,

  • Объявления о приеме в коллектив


Подготовка к первым занятиям, выбор средств, форм, проведение инструктажа об охране труда

  • Список учащихся,

  • План-конспект занятия «Введение в программу»;

  • Рекомендации по проведению занятий,

  • Нотная подборка,

  • Сборник инструкций

Подготовка и проведение родительского собрания, сбор заявлений от родителей, анкетирование родителей


  • Образец заявления от родителей

  • План работы коллектива,

  • Репертуарный план,

  • Анкеты

Подготовка к занятиям, согласование плана работы с коллегами, выработка плана концертных выступлений, обсуждение организационных вопросов


  • Нотные сборники,

  • Перечень материально-технического оснащения,

  • Интернет ресурсы,

  • План сводных репетиций и концертных выступлений на год

Проведение занятий

  • Подборка нотного материала,

  • Дидактический материал

Анализ занятий

  • Схемы анализов занятий

  • Планы-конспекты открытых занятий

Подготовка к концертным выступлениям, участиям в конкурсах и фестивалях

  • Положения о конкурсах, фестивалях,

  • План концертных выступлений, участия в фестивалях

  • Перечень материально-технического оснащения,

  • Методические рекомендации по подготовке детей к концертной деятельности

Проведение диагностики

  • Прогнозируемые результаты,

  • Критерии оценки результатов,

  • Диагностические материалы,

  • Анкеты

Приложение 4



В ходе реализации Проекта были осуществлены следующие мероприятия:

1. Концерты: День учителя, День матери, Праздник бабушек и мам, День пожилого человека, концерт для гостей (аккредитация школы), концерт для отдыхающих санатория. Открытие научно-практической конференции, открытие конкурса «Учитель года», «Самый классный класный», «Ученик года», открытие районных педагогических конференций.

2. Участие в Благотворительных концертах, «Концерт на дому», «Звездный дождь».

3. Конкурсы: военно- патриотической песни, «Осенний бал», «Гэсэр и Дангина»

4. Благотворительная акция «Ноты милосердия» - посещение Заларинского дома - интерната для инвалидов и престарелых (концерт и материальная помощь).

По итогам этой акции снят видеофильм, в районной газете «Сельская новь» опубликована заметка жильцов дома-интерната.

5. В коллектив «Родничок» привлечены дети из классов коррекции, в том числе стоящие на учете ПДН, КДН и внутришкольном учете.

6. Прослеживается положительная динамика по снижению процента обучающихся МБОУ Новонукутская СОШ, стоящих на разных видах учета.

Текущий контроль реализации проекта «Поющая школа», рассчитанного на 3 года,

дает основание предположить: МБОУ Новонукутская СОШ приобретет статус инновационной площадки по созданию классных хоров в интересах повышения качества воспитательно-образовательного процесса, имиджа образовательного учреждения.








33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!