СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «МультиКласс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «МультиКласс»»



ОПИСАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ

_____МОУ Школа № 22 г. Черемхово_____________

(наименование образовательной организации)

проект «МультиКласс»

(наименование креативной идеи)

Автор(ы) идеи: Алексеева Евдокия Сергеевна, учитель начальных классов,
Чернова Анастасия Алексеевна, педагог-психолог.

(имя, отчество, фамилия, должность)

Краткая аннотация предлагаемой идеи

С 1 сентября 2016 г. в российских школах введён ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья. У образовательных организаций возникла необходимость создания условий, реально обеспечивающие доступность образовательных услуг в соответствии с индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья ребёнка. Внедрение инклюзивного образования, обучение детей в условиях общеобразовательных школ без создания специальных условий ведет к выпадению их из образовательного пространства. Правильно организованная развивающая образовательная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности. Таким образом, возникла необходимость в создании новой формы организации инклюзивного обучения «МультиКласс», обеспечивающего детям адаптацию в образовательной среде и полноценной интеграции и социализации их в обществе.

  1. Проблема, решаемая посредством реализации идеи

В текущем учебном году наша школа обеспечивает вариативность образовательных услуг, реализуя основные общеобразовательные программы и адаптированные основные общеобразовательные программы. Я являюсь учителем и классным руководителем в коррекционно-развивающем классе. Работая с детьми с задержкой психического развития, столкнулась с тем, что в нашей организации не в полной мере созданы условия для полноценного обучения и развития данной категории детей. В связи с этим у меня возникла идея о необходимости создания среды, которая будет интересна и полезна современным детям. Совместно с психологом школы подготовила эскиз «МультиКласса». Зоны, на которые планирую разбить учебный кабинет, будут способствовать наиболее полному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья по всем психофизиологическим параметрам.

Краткое обоснование актуальности предлагаемой идеи:

В школе формируется будущее мироощущение человека. Очень важно, чтобы в ней он мог чувствовать себя легко и непринуждённо. Всем учащимся очень важно чувствовать себя в школе комфортно. Доказано, что даже цвет стен в классе влияет на успеваемость, психологический комфорт. В школе необходимо создавать условия для обучения и развития как для учащихся с высокими интеллектуальными способностями так и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ЗПР требуют особого внимания и особых условий для успешного обучения и воспитания. Наш продукт проекта «МультиКласс» будет обеспечивать право на образование любому ребенку и позволит организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.

Содержание/описание идеи

Цель педагогической идеи: обеспечение доступности образования учащихся с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы через создание «МультиКласса» для поддержки и развития детей данной категории.

Задачи реализации педагогической идеи:

- изучить особенности развития и образовательные потребности каждого учащегося в классе с задержкой психического развития;

- продумать зоны для создания эскиза «Мультикласса»;

- подобрать и подготовить необходимый материал для создания «Мультикласса»;

- создать благоприятные условия для удовлетворения особых потребностей ребенка с задержкой психического развития.


Методика и этапы реализации предлагаемой идеи:


Этап работы

Задачи этапа

Содержание деятельности

Сроки выполнения

1.Подготовительный этап.

1. Изучение проблемы.

2. Поиск идеи для её решения.

3. Выбор темы проекта, обоснование его актуальности, значимости.

4. Формулирование целей и задач проекта.

5. Изучение литературы по теме проекта.

6. Представление образа продукта.

1.Составление плана работы над проектом.

2. Описание образа продукта проектной деятельности

3. Распределение обязанностей и ролей между участниками проекта.

Апрель 2021

3. Технологический этап

1.Создание эскиза проектной деятельности.



1. Определение зон, на которые будет разбит «МультиКласс»;

2. Создание эскиза «МультиКласса»;


3. Выполнение основной части проекта

1. Обустройство зон.

1. Определение цветовой гаммы.

2. Приобретение необходимого материала.

3. Обустройство учебной зоны.

4. Обустройство развивающей зоны:

- установка развивающего комплекса «Времена года;

- установка настенных лабиринтов;

- размещение интерактивного стола с песком.

5. Обустройство зоны сенсорного развития. (обучающие наборы мозаики, рамки-вкладыши с геометрическими фигурами из дерева, развивающий набор цилиндров с карточками, рамки-вкладыши, звуковые коробочки и т.д.)

Апрель 2021- сентябрь 2023

4. Защита продукта

1. Подготовка презентации выступления



Май 2021 г.

Теоретическое обоснование проекта


Кабинет для детей с задержкой психического развития является частью системы требований ФГОС по обеспечению информационной доступности образования этой категории школьников и созданию для них безбарьерной образовательной среды.

Организованное пространство кабинета, где обучаются дети с задержкой психического развития делится на три функциональные зоны:

1. учебная зона;

2. развивающая зона;

3. зона сенсорного развития.

Учебная зона необходима для создания условий развития интересов к учебной деятель- ности, организации интеллектуального взаимодействия. Она включает в себя парты, стулья, учительский стол, учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, шкафы, в которых помещены книги для чтения во внеурочное время, игрушки, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии.

Развивающая зона предназначена для создания условий для отвлечения обучающихся от учебной деятельности, разряжения эмоционально-психологического состояния детей через игровую деятельность, задания развивающего характера. Для реализации этой зоны необходим планшет для песочной терапии, стол для развивающих занятий и игр, развивающий комплекс «Времена года», настенные лабиринты, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика, пазлы. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет

• каждому ребёнку найти занятие по душе;

• поверить в свои силы и способности;

• учиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Зона сенсорного развития. Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для обогащения сенсорного опыта детей необходимы дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков. Для реализации этой зоны необходима мягкая зона, с покрытием различной фактуры, аудиосистема, материалы для развития зрения, осязания, барических чувств, обоняния и слуха (головоломки, настольно-печатные игры, пособия для развития мелкой моторики рук (шнуровка, застёжка, липучки (М. Монтессори), пуфики и ширма.

Таким образом, зонирование учебного кабинета представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, которая позволяет реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Зонирование учебного кабинета на рабочие пространства способствует развитию личности учащегося с задержкой психического развития на основе освоения способов деятельности, адаптации к условиям обучения, раскрытию и развитию способностей обучающихся начальных классов, повышению их уровня культуры.


Ожидаемые / достигнутые результаты:

1. Повышение методической компетентности авторов проекта.

2. Повышение удовлетворённости детей и родителей процессом обучения.

3. Создание благоприятного психологического климата для успешного обучения и развития обучающихся с задержкой психического развития;

4. Увеличение доли учащихся с повышенной мотивацией.

5. Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ЗПР.

6. Повышение показателей качества обученности детей с задержкой психического развития.

7. Участие ребенка с задержкой психического развития в различных мероприятиях, конкурсах.


Целевая аудитория

Учащиеся с задержкой психического развития в возрасте 7-11 лет, обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (вариант 7.1, 7.2), учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Ресурсы

Кадровые: учитель-классный руководитель, учитель – логопед, учитель- дефектолог, педагог – психолог.

Материально-технические: оборудованные парты в учебной зоне для индивидуальных занятий, доска, компьютер, проектор, акустическая система, предметы для сенсорного развития, наглядный, дидактический материал.

Информационные-методические: методическое сопровождение, семинары, вебинары, курсовая подготовка.


Взаимодействие с социальными партнёрами

В настоящее время любое образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без сотрудничества с социумом. Создавая «МультиКласс» наша образовательная организация планирует выстраивать траекторию взаимодействия с социальными партнёрами. Много лет школа сотрудничает с дошкольными образовательными учреждениями в плане подготовки детей к обучению в школе. При создании «МультиКласса» возможно более тесное сотрудничество, организуя совместные встречи и мероприятия для воспитанников дошкольных учреждений, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Учащиеся коррекционно-развивающего класса посещают занятия дополнительного образования, которые организуют специалисты Дома Детства и Юношества и Детского эколого-биологического центра. Используя оборудование «МультиКласса» появляется возможность организовать занятия более продуктивно и интересно.

В нашей образовательной организации мы стараемся активно привлекать к сотрудничеству родителей, чьи дети имеют статус ОВЗ, создаём условия, при которых семья и школа взаимодействуя друг с другом, помогают ребенку накапливать определенный социальный опыт.


Проблемные зоны, риски и их нивелирование



Проблемные зоны, риски

Пути решения

1. Недостаточное материально-техническое оснащение учебного процесса.

Увеличение собственных доходов образовательной организации.

2. Недостаточное финансовое обеспечение.

Приобретение необходимого оборудования за счёт субвенции, участие в проектах различного уровня, привлечение спонсорской помощи.

3. Обеспеченность педагогическими кадрами.

Привлечение квалифицированных специалистов для организации психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития, организация курсовой подготовки педагогических работников.



Практическая значимость, воспроизводимость представляемой идеи

Создание эскиза класса, который будет оборудован и зонирован (учебная зона, развивающая зона, зона сенсорного развития) позволит удовлетворить особые потребности ребенка с задержкой психического развития.

Новизна, оригинальность, перспективность идеи

МультиКласс– это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику с задержкой психического развития испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!