Использование коллективного способа обучения для развития коммуникативных компетенций учащихся на учебных занятиях по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» в 5-7 классах.
В современном обществе востребованы такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, выстраивать коммуникацию с другими людьми. Уже не вызывает сомнений необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству.
Однако в настоящее время с появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть отмечается негативная тенденция ухудшения отношения подростков к непосредственному, «живому» общению. Но ведь общение для каждого человека является важной стороной его жизнедеятельности. Достаточно часто выпускники школ, приходя на предприятия, где сложились определенные трудовые и личностные отношения, с большим трудом приспосабливается к новым условиям. Одной из причин такого положения является неумение молодых людей работать в коллективе, т.е. договариваться, отстаивать свою точку зрения, убеждать партнера в своей правоте, или напротив, принимать чужую позицию.
Эту проблему можно решить на учебных занятиях по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд». В соответствии с Концепцией данного учебного предмета основной целью является формирование общетрудовых и технико-технологических знаний, умений, навыков учащихся в современных условиях, готовности к профессиональному самоопределению; освоение опыта общетрудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, способствующего социализации личности учащегося [1].
Работая в школе учителем обслуживающего труда, я сталкиваюсь со следующими проблемами:
- учащиеся не умеют действовать совместно, работать с информацией, выделять главное;
- испытывают трудности в общении из-за недостатка словарного запаса;
- очень подвижны, суетливы, и, если нет выхода энергии, они быстро устают;
- не могут долго слушать объяснение учителя, долго писать: внимание многих из них недостаточно устойчиво.
Все это натолкнуло меня на необходимость поиска педагогической технологии, которая позволяла бы устранить возникшие трудности.
Работа в данном направлении отразилась в теме обобщения моего педагогического опыта «Использование коллективного способа обучения для развития коммуникативных компетенций учащихся на учебных занятиях по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» в 5-7 классах»
Цель: развитие коммуникативных компетенций учащихся через использование коллективного способа обучения.
Задачи:
- разработать методическое обеспечение, способствующее внедрению в образовательный процесс на учебных занятиях по учебному предмету «Трудовое обучение» коллективного способа обучения;
- организовать образовательную деятельность учащихся по развитию коммуникативных компетенций с использованием коллективного способа обучения;
- определить эффективность использования коллективного способа обучения на учебных занятиях по учебному предмету «Трудовое обучение» в 5 - 7 классах для развития коммуникативных компетенций учащихся.
Педагогический опыт обобщался в течении 3 лет на базе Государственного учреждения образования «Тереховская средняя школа №2» в 5-7 классах.
Основная педагогическая идея заключается в применении коллективного способа обучения для развития коммуникативных компетенций учащихся.
Коммуникативные компетенции – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, команде, готовность принять на себя социальные роли и качественно их выполнять. Для повышения уровня коммуникативных компетенций необходимо использовать систему активных методов, позволяющих развивать эти качества [3].
Именно поэтому мне близка идея метода коллективной учебной деятельности, авторами которой являются А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко.
По В.К. Дьяченко, коллективный способ обучения представляет собой не одну форму организации учебного процесса, а особый метод, в котором коллективная форма становится системообразующей основой использования совокупности четырех организационных форм обучения: коллективной, групповой, парной и индивидуальной [3].
При выполнении единой коллективной цели, каждая группа выполняет свою задачу, а каждый член группы или пара — свое задание. При этом обучающиеся имеют право обратиться за помощью, советом к любому члену своей группы или преподавателю, т.е. сотрудничают. Обсуждение и обобщение выполненных заданий в парах и группах ведет к решению поставленной задачи, развитию коммуникативных навыков, предоставляет возможность ребенку проявить свои уникальные качества или перенять их у своих партнеров.
Основные методические и педагогические аспекты данного опыта отражены в схеме (приложение 1).
В рамках коллективного способа обучения самостоятельная работа учащихся ведется с использованием трех видов пар: статической, динамической и вариационной.
В первую очередь я научила своих учащихся работе в статических парах, то есть совместно работают сидящие за одной партой. В этих парах ребята постоянно меняются ролями обучающего и обучаемого.
Для организации работы в статической паре составляю две карточки. Комплекс заданий в карточках обеспечивает отработку понятий данной темы. Карточки имеют примерно равный объем учебной работы.
На начальном этапе для закрепления нового материала использую карточки с вопросами и ответами. Учащийся задает своему напарнику вопросы по карточке и по ней же проверяет его ответ. Если есть необходимость, то поправляет и дополняет отвечающего. Таким образом, учащиеся контролируют друг друга (приложение 2).
Когда данный вид парной работы успешно освоен, ребята контролируют друг друга следующим образом:
Например, при изучении темы «Горячие напитки, их виды» в 5 – ом классе, для закрепления материала учащимся предлагаю диктант, состоящий из 10 предложений. В каждом предложении пропущено одно или несколько слов (приложение 3). На отдельных листках учащиеся пишут только пропущенные слова. Так как каждое предложения пронумеровано, первый вариант пишет пропущенные слова чётных предложений, а второй – нечётных. Затем учащиеся переворачивают листки, и теперь первый вариант пишет пропущенные слова в нечётных предложениях, а второй – в чётных предложениях. Далее учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются своими листками и осуществляют взаимоконтроль. Сначала все проверяют четные предложения, а затем – нечетные. Одновременно один из выполнявших работу комментирует весь диктант. По окончанию учащиеся выставляют отметки своим партнерам согласно критериям, записанным на доске.
Взаимопроверка знаний в парах значительно повышает активность учащихся, развивает мышление и речь, создает условия для естественного общения детей.
Постепенно, научив школьников работать в статических парах, перехожу к работе в парах сменного состава, то есть в динамических или вариационных парах. Работа в таких парах обеспечивает глубокое усвоение отдельных моментов материала по изучаемой теме.
При работе в динамической паре комплектую группы из четырех учащихся. Общее задание делится на четыре части. После подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем, каждый раз ему необходимо менять логику изложения, темп, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Для экономии времени, обычно в группу объединяются учащиеся двух соседних парт. Вывешиваю маршруты движения карточек. Работа ведется в 4 такта, в строгой последовательности при смене партнеров и взаимообмене заданиями (приложение 4).
Такт 1: учащиеся получают карточки и знакомятся с содержанием заданий.
Такт 2: сидящие впереди поворачиваются к сидящим сзади и осуществляют взаимообмен заданиями (информацией) по диагонали.
Такт 3: взаимообмен заданиями (информацией) с сидящими за спиной.
Такт 4: взаимообмен заданиями (информацией) с сидящими за одной партой.
Таким образом каждый учащийся прослушал и передал информацию четырёх карточек, собрав воедино изучаемый материал. Однако при такой форме работы главной трудностью является излишний шум, при котором не каждый ребенок способен воспринимать информацию. Поэтому работу в динамических парах обычно провожу для письменного взаимоконтроля.
Использования приема работы в динамической паре приведу на примере уроке по теме «Приготовление блюд из круп» в 6 классе. Мною были заранее заготовлены карточки с заданиями по данной теме (приложение 5). Напоминаю учащимся маршруты в динамических парах. После объяснение нового материала, закрепление провожу в динамических парах. На выполнение каждого задания дается 5 мин., по истечении этого времени напоминаю о смене карточек. Пока весь класс работает в динамических парах, двое учащихся на обратной стороне доски выполняют задачи 4-х карточек. Правильность их выполнения проверяется учителем. После завершения работы, впереди и сзади сидящие ученики обмениваются своими листками, на которых они выполняли свои задачи и проверяют решения, используя решения отвечающих у доски. Они исправляют ошибки и выставляют отметки. Наблюдая за работой учащихся, я сделала вывод о том, что учащиеся независимо от уровня их подготовленности очень строго оценивают работы друг друга.
Однако при такой форме организации учебной деятельности я столкнулась с тем, что при отработке материала сильные ученики выполняют задания раньше и им приходится ждать, пока выполнят свои задания их партнеры по такту. Это конечно влияет на темп работы. Поэтому я рассаживаю учащихся так, чтобы сильные ученики сидели вместе на одном ряду. Для них составляю специальный комплект карточек, где задания сложнее, чем в карточках для остальных учащихся. Таким образом я дифференцирую работу учащихся.
При проработке устного материала организую работу в вариационной паре (приложения 6). Особенностью данной формы работы является то, что каждый член группы получает свое задание, выполняет его, проводит взаимообучение с партнером, а затем меняется с ним заданиями. В результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Пример работы в вариационной паре в режиме «взаимообучение» по теме «Растительные волокна» в 6 классе.
Объяснение нового материала провожу по следующему плану:
Классификация волокна
Хлопок
Лён
Свойства хлопкового волокна
Свойства льняного волокна
После объяснения темы ученики приступают к самостоятельной работе. Перед ними поставлена задача выучить теоретический материал § 10 учебника. Объём учебной работы по каждой карточке одинаков (приложение 6). Предупреждаю ребят, что они работают в вариационных парах, и каждый из них проработает все 4 карточки и научится объяснять эту тему товарищу. Изучаемый материал распределяется на четырех карточках. Работа ведется в четыре такта. Первый такт – самостоятельная проработка параграфа, 2 такт – работа с рядом сидящим. Каждый объясняет ту часть теоретического материала, которая указана в карточке. После взаимообмена учебным материалом партнеры меняются карточками. Третий такт – поворот к новому партнеру, сидящему за соседней партой. Объясняющий работает по карточке, по которой ему только что объясняли. После завершения работы происходит смена карточек. Четвертый такт – поворот к первому партнеру, но по новой карточке. Работа завершается при получении первой карточки. Руку поднимают те учащиеся, которые могут рассказать тему «Растительные волокна».
На первых порах, при организации работы в рамках коллективного способа обучения, у меня возникли следующие трудности:
Учащиеся не умеют работать с текстом: выделять ключевые слова, определять главную мысль, формулировать тезисы для записи
Чтобы не вмешиваться в работу пары, малой группы, удерживать шумовой фон, который неизбежно возникает при коллективном способе обучения, учителю необходимы новые знания в области психологии общения, знания принципов управления.
Для решения первой проблемы использую коммуникативную коллективно-распределенную форму работы над текстом.
Например, при изучении темы «Сервировка стола» в пятом классе комплектую две группы. Материал данной темы разбиваю на две части. Первая группа рассматривает вопрос «Сервировка стола к завтраку», а вторая «Правила пользования столовыми приборами». Далее учащиеся выбирают руководителя группы, и поабзацно прорабатывают текст по алгоритму:
1-й — читает абзац,
2-й — выделяет ключевые слова,
3-й — подробно пересказывает (по ключевым словам) абзац,
4-й — выделяет главную мысль;
5-й — придумывает заглавие к данному абзацу;
6-й (если в группе 5 человек, то в данном случае это будет снова 1-й) — кратко пересказывает предыдущие абзацы;
7-й (2-й) — читает второй абзац и т. д.
Руководитель группы следит за выполнением всех этапов алгоритма. После совместного обсуждения каждого абзаца учащиеся записывают в специально подготовленный маршрутный лист заглавие абзаца, ключевые слова и главную его мысль (приложение 7). Если кто-то не согласен с мнением группы, он вправе записать собственный вариант. После проработки последнего абзаца обсуждаются и записываются общие выводы по данной теме.
Опираясь на записи в маршрутном листе, дети передают содержание текста в парах сменного состава в рамках своей группы.
Работа над текстом завершается «запуском десанта» — выступлением каждого учащегося перед учащимися другой группы. Например, сначала учащиеся первой группы расходятся по другим группам, где они излагают содержание своей темы, задают друг другу вопросы на понимание и возвращаются на свои места, затем в роли учителя выступают учащиеся другой группы. Задача каждого — кратко донести изученный материал другим.
После всех выступлений в группах идет обсуждение сложных вопросов всем классом.
Уроки с применением коллективной формы обучения требуют четкой организации, большой подготовительной работы, знание учащимися технологии взаимообмена заданиями. Драгоценные минуты урока не должны тратиться на выяснение вопросов, кому куда сесть, на чем писать и так далее.
Применение технологии коллективного способа обучения дало следующие результаты:
1.Ребята научились сотрудничать, получили навыки работы в команде.
2.Стали относиться к учебе более ответственно.
3.Научились грамотно излагать свои мысли.
4.Приобрели уверенность в себе.
5.Научились самостоятельно добывать знания.
6.Повысилась успеваемость по другим предметам.
Для определения результативности работы мною была использована методика «КОС», Л.А. Головей (выявление коммуникативных и организаторских склонностей).
Проанализировав диаграмму очевидно, что уровень развития коммуникативной компетенции значительно повысился. Это произошло благодаря тому, что были созданы условия, способствующие формированию у школьников развернутой и полноценной учебной деятельности.
О результативности и эффективности опыта работы свидетельствует тот факт, что уровень развития коммуникативной компетенции в экспериментальном классе у девочек выше, чем у мальчиков, хотя изначально дети находились практически на одном уровне.
Сравнительный анализ уровня развития коммуникативной компетенции девочек и мальчиков в экспериментальном классе
Высокий уровень коммуникативной компетенции повышает уровень обученности школьников, как по обслуживающему труду, так и по другим предметам, об этом свидетельствует проведенное анкетирование среди педагогов, которые работают в данном классе. По результатам данного анкетирования выявилось, что уровень качества знаний у девочек в экспериментальном классе значительно повысился практически по всем школьным предметам.
Диапазон опыта охватывает как урок, так и внеурочную деятельность, значительное место в которой занимает работа с одарёнными детьми.
Диаграмма участия воспитанников в республиканской олимпиаде по обслуживающему труду в 2012-2018 годах
По диаграмме видно, что самое большое количество участников олимпиадного движения было в 2012-2013 учебном году, однако призеров и победителей среди них не выявилось, поэтому в последующие годы количество желающих принять участие в олимпиаде резко сократилось. И только после внедрения коллективного способа обучения в образовательный процесс, удалось увеличить не только количество участников олимпиады, но также появились призеры и победители. Это свидетельствует о осознанном усвоении учащимися системы знаний, умений и навыков, развитии логического, проблемного мышления и творческих способностей.
Подводя итог, отмечу, что мне хотелось показать значимость коллективного способа обучения в учебном процессе, последовательность приобщения школьников к совместной работе. Подобная организация образовательной деятельности придаёт процессу обучения личностно-ориентированный характер, позволяет получить хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, и, главное, развитие коммуникативной компетенции обучающихся, трудолюбия, умений. А это очень важно для становления личности, формирования жизненного опыта школьника.
Литература
Концепция учебного предмета «Трудовое обучение»: Приказ Министерства образования Республики Беларусь, 29.05.2009г., №675
Архипова В.В. Становление коллективного способа обучения: монография / В.В. Архипова. – Красноярск, 2010. – 228 с.
Глинский, А. А. Реализация коммуникативного подхода в образовательном процессе/ А. А. Глинский // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2015. – № 2. – С. 3–7.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие / В.К. Дьяченко – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
Теплова, Л. И. Диагностика особенностей умственного развития учащихся при переходе из начальной школы в среднюю : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.И. Теплова. – Москва, 1998. – 137 c.
Первые шаги перехода от группового способа обучения (ГСО) к коллективному способу обучения (КСО): методические рекомендации. — Крас, ун-т, Красноярск, 1985.- 125с.
Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопр. психол. 1990. N 6.
Шакура, С.Д. Формирование контрольно-оценочных действий учащихся 1–6-х классов в процессе учебной деятельности / С. Д. Шакура ; ГУО «Акад. последиплом. образования». –– Минск : АПО, 2011. ––112 с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. -96 с.