СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия развития музыкальной культуры воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье определяется семантика ключевого понятия «музыкальная культура» с точки зрения эстетики и педагогики. Автор комплексно рассматривает структуру процесса и педагогические условия ее развития у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия развития музыкальной культуры воспитанников дошкольного образовательного учреждения»

УДК 376 : 372.878


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАННИКОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



Максимова А.Н.,

Курский государственный университет,

г. Курск, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. В статье определяется семантика ключевого понятия «музыкальная культура» с точки зрения эстетики и педагогики. Автор комплексно рассматривает структуру процесса и педагогические условия ее развития у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, развитие музыкальной культуры детей.

Abstract. The article defines the semantics of the key concept of "musical culture" from the point of view of aesthetics and pedagogy. The author comprehensively examines the structure of the process and the pedagogical conditions of its development in preschool children in a preschool educational institution.

Key words: the educational process in a preschool educational institution, the development of children's musical culture.



Музыка – это значительная часть мировой культуры, без неё наш мир стал бы гораздо беднее не только в художественно-эстетическом плане, но и в плане человеческой значимости. Музыкальное искусство способствует формированию у человека эстетического восприятия и отношения к миру, познанию его посредством эмоций и ассоциаций со звуками. «Музыка развивает слух и абстрактное мышление. Она формирует вкус человека, его внутреннюю, индивидуальную культуру. Познание этого вида искусства оказывает преобразующее действие на личность человека. Поэтому так важно осваивать музыку с детства, учиться её понимать и воспринимать» [Картушина, с. 42-46].

Понятие «музыкальная культура» (с точки зрения эстетики) составляют различные виды музыкальной деятельности и ее результаты – музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы). Кроме того, в структуру музыкальной культуры входит деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, музыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями.

Музыкальная культура (с точки зрения педагогики), являясь, прежде всего, выражением духовной сущности человека, выступает уникальным феноменом воспитания личности, особенно в детском возрасте. Поэтому в настоящее сложное во всех смыслах время, как никогда актуализировалась потребность в развитии музыкальной культуры подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что в постоянно изменяющемся мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень трудно найти для себя способ эмоционального самовыражения.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это – период активного познания ребёнком окружающего мира. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность детей.

Современная программа воспитания в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) построена с опорой на комплексный подход, где приобщение детей к музыкальной культуре становится фактором успешного общего и музыкального развития ребёнка. Ведь в ДОУ детям предоставляется полноценная возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Здесь «дошкольники приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений и досуговых мероприятиях» [Костина, с. 223].

В числе главных профессиональных задач музыкального руководителя ДОУ следует назвать воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, подведение их к осознанию чувства прекрасного, воспитания музыкальной культуры как важного качества личности. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает ничем не сравнимое воздействие на общее развитие детей дошкольного возраста: у них формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Чтобы открыть перед ребёнком дверь в мир радостных переживаний, нужно развивать у него творческие способности и, прежде всего, музыкальную восприимчивость и эмоциональную отзывчивость. Развитие музыкальной культуры в дошкольном возрасте реализуется в процессе формирования эстетического чувства, чуткого и внимательного отношения детей к музыкальному искусству, их заинтересованности и увлеченности музыкальной деятельностью при слушании, исполнении и оценке музыки. Очень важно, чтобы ребята сформировали свое отношение к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к привлекательному и значимому явлению человеческой жизни. Ведь именно посредством переживания музыкальных произведений ребенок приближается к эстетическому восприятию мира.

Согласно определению Ю. Б. Алиева, музыкальная культура личности представляет собой «интегрированное понятие, включающее индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; интегративное свойство личности, главными показателями которого являются музыкальная развитость и музыкальная образованность» [Алиев, с. 21-22].

Музыкальную культуру дошкольника можно рассматривать, как способность воспринимать и переживать музыку, которая проявляется в любви к музыкальному искусству, выражении к нему эмоционального отношения, потребности в различных образцах художественной музыки, музыкальной наблюдательности, владении способами музыкальной деятельности и др. Ее наличие зависит от таких составляющих, как:

  • эмоциональный личный опыта, который накапливается в течение всей жизни;

  • личный музыкальный опыт (который приобретается в определенном социальном окружении) с учетом его границ и возможностей.

Данное замечание определяет основную направленность музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста в ДОУ. Они способны разностороннее влиять на воспитание общей культуры дошкольников: на них происходит становление характера и норм поведения, внутренний мир ребёнка обогащается яркими переживаниями. Музыкальные занятия в ДОУ есть не что иное, как многогранный познавательный процесс, который развивает художественный вкус ребят, воспитывает у них любовь к музыке, формирует нравственные качества личности.

Для того, чтобы музыка могла оказывать свое глубокое воздействие на дошкольников и развивать их музыкальную культуру, необходимо обеспечить следующие педагогические условия:

- предоставить детям возможность, как можно больше, общаться с живой музыкой в ДОУ и в повседневной жизни;

- всемерно стимулировать развитие их эмоциональной отзывчивости на музыку;

- последовательно и целенаправленно расширять музыкально-слуховой опыт дошкольников через приобщение к художественным образцам народной, духовной, классической и современной музыки, включение в содержание музыкальных занятий и мероприятий различных видов музицирования;

- способствовать освоению детьми элементарных знаний о музыке и практических умений в разных видах музыкальной деятельности;

- накапливать художественно-творческий опыт общения воспитанников с музыкой, не ограничиваясь каким-либо одним видом музыкальной деятельности;

- создавать оптимальную музыкальную среду для того, чтобы каждый ребенок смог почувствовать радость творчества и уверенность в своих силах;

- строить музыкальную работу с дошкольниками таким образом, чтобы помочь им включить музыку в свою повседневную жизнь, сделать общение с ней личностно значимым для каждого ребенка.

Решающее значение в процессе развития музыкальной культуры детей дошкольного возраста приобретает осваиваемый ими репертуар. «Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: прежде всего, классику и народные произведения. Это – та основа, на которой строится все музыкальное воспитание дошкольников» [Зацепина].

Роль ДОУ проявляется через личностные профессиональные качества педагога-музыканта, его талант, мастерство, через общественно значимую профессиональную деятельность воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия. «Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере» [Картушина].

Анализируя теорию и практику дошкольного музыкального воспитания, мы пришли к выводу о том, что благодаря систематическим, целенаправленно организованным занятиям в ДОУ, музыка эмоционально окрашивает разнообразную деятельность детей, поднимает их жизненный тонус, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру. А при создании определенной совокупности педагогических условий развития музыкальной культуры дошкольников обеспечивается всестороннее развитие их личности.


Литература:

  1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000. 336 с.

  2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  3. Картушина М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников // Управление ДОУ. 2015. № 5. С. 42-46.

  4. Костина Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. С. 223.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!