На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема духовно-нравственного и гражданско - патриотического воспитания остаётся нерешённой.
Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность.
Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине.
Педагогические основы патриотического воспитания начали складываться в середине XVIII века и тесно соприкасались с православной традицией.
Педагогическое наследие Русской Православной Церкви заключает в себе неисчерпаемый воспитательный потенциал, не подверженный идеологическим колебаниям, поскольку он основан на неизменных ценностях.
Православная Церковь может предложить целостную, позитивную воспитательную систему, которая испытывалась на протяжении десяти веков.
Взаимодействие государства и Русской Православной Церкви представляет собой уникальный феномен совместных, взаимодополняемых ресурсов для решения важнейших вопросов, с которыми не в состоянии справиться ни одна из отдельно взятых сторон.
Православная культура в современной сложной социально-политической обстановке стремится к возрождению традиций патриотического воспитания, укреплению духовного и государственного единения России.
В педагогической науке разрабатываются понятия «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственное развитие», исследуется их связь, осмысливается педагогическая практика, ориентированная на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания посредством интеграции традиционных ценностей в образовательное пространство.
Педагогические возможности системы обрамзовамния и семьи нейтрализуются значительным влиянием социальной и медийной среды потребительского общества.
Господствовавшие в прошлые десятилетия в отечественном педагогическом сообществе представления о духовно-нравственном мире человека и путях его развития оказались недостаточными для педагогической практики общественного воспитания, руководимой традиционными общественными идеалами, ориентированными на «вечные ценности» альтруизма, социальной солидарности, милосердия, служения общему благу.
Роль этих ценностей в обществе высок и именно они составляют нравственную основу конституционного строя Российской Федерации. Однако необходимо найти механизмы трансляции этих ценностей новым поколениям в сложившихся условиях.
Современный процесс обучения направлен на то, чтобы студенты не только усваивали определенную сумму знаний, но и овладевали умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.
Образование занимает особое место в воспитании как один из важнейших институтов формирования личности, так как начинает обучение ребенок, а заканчивает уже достаточно сформированный молодой человек, с вполне определившейся системой жизненных установок, которые в дальнейшем редко изменяются.
Православие и светское образование имеют общую задачу – формирование личности человека, который наделен душой и разумом.
Светское образование в процессе обучения передает учащемуся накопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, а через преподаваемые дисциплины формирует и его внутренний мир.
Православную церковь в первую очередь волнует духовное и нравственное воспитание личности. В результате сумма знаний и нравственных ценностей прошлых поколений, должна стать идеалом в деле воспитания нравственной личности.
Проблема духовно-нравственного воспитания поставлена на видное место в государственной образовательной политике, которые определяют, что результат освоения образовательных программ должен обеспечивать «духовно-нравственное развитие, воспитание, качество подготовки обучающихся», а содержание образования должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности»