СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические идеи и системы И. И. Бецкого

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иван Иванович Бецкой - деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II, занимался созданием  в России системы воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего, для дворянских детей.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические идеи и системы И. И. Бецкого»

Педагогические идеи и системы. И.И. Бецкой

Педагогические идеи и системы. И.И. Бецкой

Иван Иванович Бецкой (1704-1795) Деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II Получил образование за границей, где под влиянием идей зарубежных просветителей Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др. По поручению Екатерины II занимался созданием в России системы воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего, для дворянских детей.

Иван Иванович Бецкой (1704-1795)

  • Деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II
  • Получил образование за границей, где под влиянием идей зарубежных просветителей Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др.
  • По поручению Екатерины II занимался созданием в России системы воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего, для дворянских детей.
Педагогические взгляды И.И. Бецкого  В документе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764) и труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766) И.И. Бецкой изложил свои основные педагогические взгляды: Воспитание должно быть природосообразным. Образование без воспитания портит человека, отвращает от добродетелей. Лучшая форма организации воспитания и обучения - закрытое воспитательное учреждение, куда должны были приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. Педагоги должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребёнка, не применять телесных наказаний.

Педагогические взгляды И.И. Бецкого

В документе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764) и труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766) И.И. Бецкой изложил свои основные педагогические взгляды:

  • Воспитание должно быть природосообразным.
  • Образование без воспитания портит человека, отвращает от добродетелей.
  • Лучшая форма организации воспитания и обучения - закрытое воспитательное учреждение, куда должны были приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет.
  • Педагоги должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребёнка, не применять телесных наказаний.
Основной задачей просвещения считалось целенаправленное создание в России «третьего чина» (сословия), состоящего из образованных людей: учителей, гувернанток, художников, купцов — полезной государству людей, которые распространят принципы нового воспитания на все общество.  Все педагогические планы Бецкого и уставы созданных им заведений собраны в отдельном издании: «Учреждения и Уставы, касающиеся до воспитания в России обоего пола юношества» (СПб., 1774). 
  • Основной задачей просвещения считалось целенаправленное создание в России «третьего чина» (сословия), состоящего из образованных людей: учителей, гувернанток, художников, купцов — полезной государству людей, которые распространят принципы нового воспитания на все общество. 
  • Все педагогические планы Бецкого и уставы созданных им заведений собраны в отдельном издании: «Учреждения и Уставы, касающиеся до воспитания в России обоего пола юношества» (СПб., 1774). 
Создание учебных заведений по замыслам  И.И. Бецкого Училище при Академии художеств (1764) Воспитательные дома в Москве (1764) и Петербурге (1770) Воспитательного общества благородных девиц в Петербурге (1764) Коммерческие училища (1733)  Каждое учебное заведение имело свой устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивания детей, индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося, ориентация всей педагогической деятельности на решение задач развития неповторимой личности учащегося.  Воспитание не может достигнуть своей цели, если первые воспитываемые поколения не будут совершенно изолированы от смежных с ними старших, погрязших в невежестве, рутине и пороках.

Создание учебных заведений по замыслам И.И. Бецкого

  • Училище при Академии художеств (1764)
  • Воспитательные дома в Москве (1764) и Петербурге (1770)
  • Воспитательного общества благородных девиц в Петербурге (1764)
  • Коммерческие училища (1733)

Каждое учебное заведение имело свой устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивания детей, индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося, ориентация всей педагогической деятельности на решение задач развития неповторимой личности учащегося.

Воспитание не может достигнуть своей цели, если первые воспитываемые поколения не будут совершенно изолированы от смежных с ними старших, погрязших в невежестве, рутине и пороках.

  С усилением дворянской реакции после Крестьянской войны (1773—75) эти воззрения показались слишком либеральными, и Бецкой был отстранён от руководства просветительными учреждениями. Бецкой считал, что сами по себе «науки и художества» не производят «благонравия», вследствие этого придавал воспитанию преимущественное значение перед собственно образованием. Рассматривал школу как «училище нравов», где детей сначала делают «добродетельными», а затем «просвещёнными». Среди успехов деятельности И.И. Бецкого можно назвать Смольный институт благородных девиц
  •   С усилением дворянской реакции после Крестьянской войны (1773—75) эти воззрения показались слишком либеральными, и Бецкой был отстранён от руководства просветительными учреждениями.
  • Бецкой считал, что сами по себе «науки и художества» не производят «благонравия», вследствие этого придавал воспитанию преимущественное значение перед собственно образованием. Рассматривал школу как «училище нравов», где детей сначала делают «добродетельными», а затем «просвещёнными».
  • Среди успехов деятельности И.И. Бецкого можно назвать Смольный институт благородных девиц
Смольный институт благородных девиц Самая успешна деятельность И.И. Бецкого Подготовка «дам-преподавательниц» и воспитательниц была очень важным делом, так как в России екатерининской эпохи повсеместно стали появляться частные пансионы, где преподавали иностранки, не имеющие педагогического образования, зачастую обучая лишь языку, манерам и танцам. Важной задачей воспитателей было приучение воспитанниц к чтению, прежде всего назидательных французских романов, что должно было побуждать любовь к труду как источнику всякого добра, воспитывать сострадание к бедным. С целью всестороннего воспитания в Смольном институте в 1770-е годы действовал любительский театр

Смольный институт благородных девиц

  • Самая успешна деятельность И.И. Бецкого
  • Подготовка «дам-преподавательниц» и воспитательниц была очень важным делом, так как в России екатерининской эпохи повсеместно стали появляться частные пансионы, где преподавали иностранки, не имеющие педагогического образования, зачастую обучая лишь языку, манерам и танцам.
  • Важной задачей воспитателей было приучение воспитанниц к чтению, прежде всего назидательных французских романов, что должно было побуждать любовь к труду как источнику всякого добра, воспитывать сострадание к бедным. С целью всестороннего воспитания в Смольном институте в 1770-е годы действовал любительский театр
 Идеи И.И. Бецкого не были реализованы в полной мере, но его труды и педагогические взгляды совместно с другими деятелями русского Просвещения вывели Россию на качественно новый уровень: были созданы и проверены на практике различные типы государственных светских школ, послуживших основой создания централизованной государственной системы образования XIX в.; была разработана система идей о воспитании и обучении человека — гражданина своего отечества.

Идеи И.И. Бецкого не были реализованы в полной мере, но его труды и педагогические взгляды совместно с другими деятелями русского Просвещения вывели Россию на качественно новый уровень: были созданы и проверены на практике различные типы государственных светских школ, послуживших основой создания централизованной государственной системы образования XIX в.; была разработана система идей о воспитании и обучении человека — гражданина своего отечества.

Список литературы Ермилов В. Поборники свободы в воспитании Бецкий и Новиков. [М., 1906]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ermilov_poborniki-svobody_1906/fs,1/ Лаппо-Данилевский А. С. И. И. Бецкой и его система воспитания. Отзыв о сочинении П. М. Майкова «Иван Иванович Бецкой. Опыт биографии». — СПб., 1904. Сычев-Михайлов М.В.  Из истории русской школы и педагогики XVIII в. М., 1960 URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008458258

Список литературы

  • Ермилов В. Поборники свободы в воспитании Бецкий и Новиков. [М., 1906]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ermilov_poborniki-svobody_1906/fs,1/
  • Лаппо-Данилевский А. С. И. И. Бецкой и его система воспитания. Отзыв о сочинении П. М. Майкова «Иван Иванович Бецкой. Опыт биографии». — СПб., 1904.
  • Сычев-Михайлов М.В.  Из истории русской школы и педагогики XVIII в. М., 1960 URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008458258


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!