Сегодня аттестация для педагога является с одной стороны – одним из механизмов самооценки профессиональных достижений, а с другой стороны – самоанализом возникающих педагогических задач и проблем, решение которые необходимо осуществить в межаттестационный период.
Требования к педагогу сейчас не ограничиваются стажем работы и документом о высшем образовании. Педагогу необходимо немало усилий чтобы быть настоящим профессионалом своего дела, способному к самоанализу, как творческому, так и аналитическому. Перерабатывая большой объем информации своей работы для систематизированности результатов деятельности педагога.
Чтобы быть социально защищенным в новых экономических условиях, педагогу необходимо обладать необходимым набором компетентностей, чтобы отвечать запросам общества. Профессиональный стандарт требует повысить мотивацию педагога для профессионального и личностного роста. Предлагается рассмотреть таблицу методики самооценки соответствующей требованиям профессионального стандарта, разработанная док.пед.наук М.П.Нечаевым.
Таблица 1.
«Общепедагогическая функция. Обучение» Необходимые умения |
1. | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п |
2. | Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. |
| Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде |
3. | Владеть ИКТ- компетентностями: - общепользовательская ИКТ- компетентность; - общепедагогическая ИКТ – компетентность; - предметно-педагогическая ИКТ – компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области человеческой деятельности) |
4. | Организовать различные виды деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно – досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона |
5. | Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
«Воспитательная деятельность» Необходимые умения |
1. | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
2. | Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их |
3. | Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников |
4. | Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процессе обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность |
5. | Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в деском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу |
6. | Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/ или неблагоприятных условиях |
7. | Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися |
8. | Владеть методами организации экскурсии, походов и экспедиции и т.п. |
9. | Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач |
«Развивающая деятельность» Необходимые умения |
1. | Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
2. | Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий |
3. | Осуществлять (совместно со специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ |
4. | Понимать документации специалистов(психологов, дефектологов, логопедов и т.д) |
5. | Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося |
6. | Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально - ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
7. | Владеть стандартизованными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся |
8. | Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять ( совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик |
9. | Формировать детско-взрослые сообщества |
Данная методика определяет срезовый уровень соответствия владения педагогом необходимых трудовых функций требованиям профессионального стандарта, и выявить владения именно какими их них необходимо прорабатывать педагогу в межаттестационный период.