Тема: Патриотизм и героизм в поступках людей
Цель: Формирование понятия «патриотизм».
Задачи: На основе примеров из жизни людей, проявляющих героизм в поступках ради людей, Родины, раскрыть понятие «патриотизма»;
Развивать осознание, что в жизни всегда есть место подвигу и надо не проходить мимо чужого горя и совершать добрые дела не ради славы;
Воспитывать эмоционально- положительное, действенное отношение к героям;
Коррекция внимания на основе упражнений на распределение внимания.
Ход: Орг. Момент
Живём мы посреди большой России
Средь городов, лесов, озёр, полей.
И есть у нас, когда бы нас спросили
Меч для врагов, объятья для друзей.
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
И не прервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться
Введение в тему: Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.
Введение в проблему
Воспитатель: Предлагаю, чтобы тему нашего занятия вы назвали сами. Для этого, нужно выполнить задание. В предложении рассыпались и перепутались слова. Восстановите предложение и вы узнаете тему нашего занятия.
в людей патриотизм и поступках героизм
Дети: Тема нашего занятия «Патриотизм и героизм в поступках людей»
Основная часть.
Воспитатель - В современной жизни нас окружает немало мужественных людей. По телевидению мы ежедневно можем слышать, как кто-то бросился на помощь погибающим людям и спас их от смерти. Дети, молодые люди, взрослые – любой человек, если он смелый и мужественный, не оставит в беде другого человека.
Предложить воспитанникам высказать свое мнение по следующим вопросам:
• Каких людей вы считаете героями?
• Ваше понимание героического поступка?
• Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?
• Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?
Применимо ли это понятие к женщинам?
Подвиг- это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни? - (Ответы детей.)
Воспитатель: История нашей Родины знает много беспримерных подвигов граждан в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли и продолжают проявлять люди, защищая Родину, справедливость. А что такое Родина?
«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…» (В. М. Песков)
Воспитатель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей)
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Информационный блок
– Давайте обратимся к истории Государства Российского. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям, но так и не была порабощена. Наши предки, ценой своей жизни и свободы отвоевали нашу Родину - Россию. Давайте познакомимся с истинными патриотами Отечества.
(Слайд 3) – Взгляните на первый портрет: А. Я. Невский — кто из нас не знает это имя?
Князь А. Невский прожил всего 43 года, он стал князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Нева, а в 22 года – одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. И было прославлено его имя. А затем он своей осторожной политикой уберег Русь
• Что значит «быть мужественным»?
Воспитатель: Герой - выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги, героические поступки.
Героем может стать каждый. Но для этого нужны определенные качества характера. Какие? (ответы)
Какие? (ответы детей: храбрость, отвага, мужество, смелость, самоотверженность, доблесть)
А может ли быть героем человек нерешительный, трусливый, несмелый? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Герои должны обладать сильным характером, чтобы совершить подвиг. Скажите, а как вы понимаете слово «подвиг», что это такое? (ответы детей)
(Слайд 4) – Посмотрим на второй портрет А. В. Суворова, который не проиграл ни одного сражения. «Безверное войско учить, что перегорелое железо точить, – говорил А.В.Суворов. – Все начинайте с благословления Божия и до издыхания, будьте верны Государю и Отечеству». – Значит и патриотизм, и вера людей в Россию были слиты воедино в русском народе. (Слайд 5) – Обратите внимание на третью фотографию (звучит музыка «Священная война»).
Физ.минутка
( Слайд 8) 1. «Патриот - это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили - это важно, и особенно сегодня»
2. «Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной.
3. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами”
4. «Настоящий патриот, на мой взгляд, должен хотя бы знать историю своей страны. И настоящий патриот не будет кричать на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он просто будет молча делать свое дело, тем самым реально помогая стране.
5. «А я считаю, знание государственной символики - это тоже проявление патриотизма.
Воспитатель: Да, настоящий патриот не выпячивает себя как патриота, он не ходит под знаменем с песней, а способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого никто не видит, и за это не награждают.
Вот мы с вами, попробовали ответить на вопрос:
– Что значит быть патриотом современной России?
А сейчас каждый из вас задумается, что он может сделать для России, чтобы наша страна стала еще лучше, а вы проявили себя как настоящие патриоты, а в этом вам поможет вот эта фуражка, если уж военные могут совершать в них подвиги, то и мы сможем стать настоящими патриотами современной России.
Ну а сейчас, подводя итог мы с вами вместе попробуем составь портрет гражданина-патриота России»
Составление портрета «Гражданина-патриота России»
Гражданин- патриот России «сегодня» – это человек, который
любит______________________________
уважает_____________________________
знает__________________________
гордится__________________________
охраняет___________________________
помогает____________________________
– Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что вы поняли меня, что мне удалось вдохнуть в вас хотя бы искорку того теплого чувство, которое называется патриотизм – любовью к своей родине? Мне бы очень хотелось, чтобы вы, были достойными гражданами нашей Великой страны.
Я верю, что после нашей сегодняшней беседы в вашем сердце загорится огонек ответственности и гордости за нашу страну. Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть!
Итог занятия.
Воспитатель: Далеко не всякий взрослый сознательно сможет совершить такие смелые поступки, чтобы спасти попавшего в беду чужого человека.