Патриотический пафос повести
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Работа ученика
8 класса «А»
Черных Никиты
г. Шахты
Содержание
1. История создания повести «Тарас Бульба ».
2.Исторические события, лежащие в основе произведения .
3. Речь о товариществе.
4.Тема пафосного патриотизма :
а)образ Тараса Бульбы;
б) характеристика Андрия и Остапа
5.Патриотизма в наше время.
Работе Гоголя над "Тарасом Бульбой" предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать "Описание Украины" Боплана, "Историю о казаках запорожских" Мышецкого, рукописные списки украинских летописей - Самовидца, Величко, Грабянки и народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.
Поэтика народной песни оказала огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему "Тараса Бульбы", на язык повести.
Вторая редакция "Тараса Бульбы" создавалась одновременно с работой Гоголя над первым томом "Мертвых душ", т. е. в период наибольшей идейно-художественной зрелости писателя. Эта редакция стала глубже по своей идее, своему демократическому пафосу, совершеннее в художественном отношении.
Некоторые важные изменения претерпевает и образ Андрия. Гоголю удается преодолеть прежде присущую образу Андрия известную схематичность и однолинейность. Внутренний мир его переживаний становится более емким, сложным. Его любовь к полячке теперь не только глубже мотивируется, но и получает более яркую эмоциональную, лирическую окраску.
В работе над окончательным текстом "Тараса Бульбы" Гоголь несомненно учел художественный опыт исторической прозы Пушкина. Именно во второй редакции повесть приобрела ту реалистическую полноту и завершенность поэтической формы, которая отличает это великое произведение русской классической литературы.
Первое упоминание о казаках датируется 1444 годом. Украинская казаческая эпопея, длившаяся на протяжении более двух столетий (XVI - XVII), - одно из героических событий мировой истории.
Презрение к богатству, смелость, воля, неукротимая энергия, свободолюбие, патриотизм - вот черты характера этих людей. Прекрасно сказал Гоголь: "Его вышибло из народной груди огниво бед".
Запорожская сечь была военной казачьей организацией, которой руководил атаман.
С трёх лет учили казака верховой езде, рукопашному бою, а с семилетнего возраста отцы забирали детей на служу, поэтому они были хорошими войнами абсолютно незаменимыми для русской армии.
Гоголь почти не уделяет внимания частной жизни своих героев. В центре повести - героический образ народа, и каждый из героев чувствует себя составной частью народной жизни.
Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с жизнью Сечи.
В образе Тараса Бульбы главенствующая психологическая черта — его беззаветный патриотизм.
Тарас Бульба у Гоголя — и оратор, пророк, пророчествующий на стогнах, и несгибаемый “лев”. Он — воплощённое единство слова и дела. Огненной речью Тарас добивается большего, чем перевесом в численности войска. Никакие пушки, которые выставляют против Бульбы ляхи, не способны противостоять силе слова, направленного в упор в сердце.
Образ Остапа
Остап — истинный воин своего времени. Сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, он до конца остается предан своему делу — освобождению Малороссии от польских захватчиков. Для Остапа нет важнее занятия, чем ратный труд. Он несколько примитивен в духовном плане, его ничто не интересует, кроме воинских дисциплин. Но патриотизм Остапа, его верность присяге и товарищам заставляют восхищаться им. Во время пыток и казни Остап стойко держится, он настоящий герой. И только желает знать, видит ли отец его, оценен ли этот последний подвиг:
“— Батько! Где ты? Слышишь ли ты?
— Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины...”
Образ Андрия
Но не только гордость за сыновей выпало пережить старому Тарасу. Горечь и боль испытывает он из-за предательства Андрия. Никакие веские причины не могу оправдать сына в его глазах. В сцене описания казни Андрия образ старого казака приближается к библейским героям. Он всю свою жизнь отдал на служение родине, твердой рукой уничтожал ее врагов. И так же тверд при казни сына-предателя:
“— Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?.. Так продать? продать веру? продать своих? Стой же; слезай с коня!.. Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!..”
На него сильнее воздействует иная среда — польское панство. Поддавшись этой среде, Андрий приобретает черты, резко отделяющие его от других запорожцев. По традиции он-то и мог бы быть полноправным романтическим героем, который презирает «толпу», нарушает нравственные законы своей среды, отвергает кровные узы родства. Ведь даже в свой смертный час он шепчет не имя отчизны или матери, а имя прекрасной полячки. Но Гоголь последовательно ведет Андрия к гибели — не просто физической, а нравственной. Но Гоголь последовательно ведет Андрия к гибели — не просто физической, а нравственной, и гибель его — не укор среде, а закономерное следствие предательства самого Андрия.
Патриотизм для одних довольно пафосное понятие, для других скорее возможность оправдать некие свои действия.
А для меня существует патриотизм своей родины, своего Русского народа.
Так что не воображаемый, а действительный патриотизм, под влиянием которого находится большинство людей, - не есть желание духовных благ своему народу, а есть очень определенное чувство предпочтения своего народа или государства всем другим народам или государствам, и потому желание этому народу или государству наибольшего благосостояния и могущества.
http://vk.com/note2175150_10050991
http://www.ng.ru/style/1024/16_patriotizm.htm
l
http://ipvnews.org/hegemon_article23112010.php
http://5ballov.qip.ru/referats/preview/100748
Анненков П.В. Литературные воспоминания. — М.: Художественная литература». 1983. 694 с.