СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паронимы. Их функция в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен для обучающихся 10 класса с углубленным уровнем изучения предмета. В ходе урока ребята смогут повторить ранее изученные лингвистические понятия; продолжат совершенствовать навыки связной монологической речи; развивать языковое чутьё и аналитические навыки, вспомнят и углубят знания о паронимах, научатся правильно употреблять их в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской.

Просмотр содержимого документа
«Паронимы. Их функция в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПОСЁЛКА САДОВОЕ»














Конспект урока

русского языка в 10 классе (углубленный уровень)

по теме «Паронимы. Их функция в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением»












Подготовила

Узлова Светлана Николаевна,

учитель русского языка,

специалист высшей

квалификационной категории








Шахтерск, 2020

Тема урока: Паронимы. Их функция в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением.


Класс: 10 (углубленный уровень).


Тип урока: комбинированный урок комплексного применения знаний с элементами «открытия» нового знания по русскому языку.


Цель урока:

  • расширение понятийной лексической базы за счет включения в нее новых элементов;

  • создание условий для формирования личностных, регулятивных познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) средствами предмета русский язык при изучении темы «Паронимы. Их функция в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением».

Задачи урока:

  1. Повторить теоретический материал по теме «Лексика», который изучался ранее, в том числе предыдущих классах, вспомнить основные лексические понятия.

  2. Развивать мышление, речь учащихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления.

  3. Воспитывать внимание, формировать активность личности, творческую инициативность.

  4. Организовать самооценку учащимися своей деятельности.


Ожидаемые результаты:

Личностные

  • Обучающиеся демонстрируют интерес к изучению темы «Паронимы. Их функция в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением»; осознают, какое значение имеет для них эта тема урока.

Регулятивные

  • Обучающиеся умеют прогнозировать, контролировать, корректировать и давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

Познавательные

  • Обучающиеся умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание, выдвигать предположения и их обосновывать.

Коммуникативные

  • Обучающиеся умеют с достаточной четкостью выражать свои мысли и осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы.

Предметные

  • Обучающиеся дают толкование лексического значения паронимов; умеют правильно употреблять их в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской. Соблюдают в практике речевого общения нормы литературного языка. Обогащают словарный запас и грамматический строй речи. Извлекают необходимую информацию из различных источников, умеют развёрнуто обосновывать суждения, давать определения.

Методы обучения:

  • метод проблемного изложения;

  • частично-поисковый.

Средства обучения:

  • Упражнения, выведенные на экран. Приложение 1.

  • Видеоролик «Паронимы».

  • Словарь паронимов русского языка, автор Вишнякова О.В.- Москва, “Русский язык”, 1984 г.

Организационные формы:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • групповая.

Педагогические технологии:

  • технология диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления.

Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедийный экран.


Ход (сценарий) урока


  1. Организационный момент.

Добрый день, мой замечательный 10 класс. Я рада снова Вас видеть. Надеюсь, все уже готовы к нашему очередному уроку русского языка. Теперь, чтобы полностью сосредоточиться, давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Вот и замечательно.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Но перед тем как начать нашу беседу, я предлагаю вам с моей помощью определить тему сегодняшнего нашего урока, одновременно поиграв с лингвистическими терминами. Сейчас я буду называть вам определение какого-либо языкового термина. Ваша задача – этот термин записать и взять из него ту букву, которую я попрошу. В результате из выбранных вами букв мы сможем составить слово и определить тему нашего урока. Если ни у кого нет вопросов, то давайте начинать.


Игра «Угадай слово»


  1. Часть слова, располагающаяся перед корнем. Взять 1-ую букву. (Приставка).

  2. Oтcтyп впpaвo в нaчaлe cтpoки (кpacнaя cтpoкa) Взять 1-ую букву. (Абзац).

  3. Одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу. Это высказывание, которое несет в себе утверждение, отрицание или вопрос. И к тому же это законченная единица языка и речи, а потому в конце всегда присутствует точка, вопросительный, восклицательный знаки или многоточие. Взять 2-ую букву редложение).

  4. Слова, одинаковые по написанию или произношению, но различные по значению. Взять 1-ую букву (Омонимы).

  5. Новые слова или словосочетания, которые начали появляться в языке не так давно. Своему происхождения обязаны двум греческим словам «нео» и «логос». Взять 1-ую букву. (Неологизмы).

  6. Словарный состав языка. Взять 5-ую букву. (Лексика).

  7. 29-я буква русского алфавита. (ы).


Ключевое слово – «паронимы».


Молодцы! Итак, запишем тему нашего урока «Паронимы. Их функция в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением».


  1. Актуализация знаний.

Слово учителя. Посмотрите, пожалуйста, на экран! Обратите внимание на предложенные пары слов. Как вы думаете, отличаются ли данные слова лексическим значением?

Здравица – здравница, сытый сытный, невежа – невежда.

Предполагаемый ответ: Да, отличаются. Ребята дают лексическое значение каждому из предложенных слов.


- Так вот, ребята, эти слова называются паронимами. Это близкие по звучанию однокорневые слова с разным лексическим значением:

Можно выделить:

  • паронимы, имеющие разные приставки (отпечатки - опечатки);

  • паронимы, отличающиеся суффиксами (безответственный -безответный);

  • паронимы, один из которых имеет производную, а другой непроизводную основу (роствозраст, тормозторможение).

Паронимы не взаимозаменяются в речи, т.к. это приводит к грубейшей речевой ошибке – искажению смысла высказывания. Например: Заглавный герой романа “12 стульев” никогда не терял чувтва юмора. Заглавный – действующее лицо, именем которого названа пьеса, фильм и др., получается, что заглавный герой здесь – все 12 стульев. Необходимо было употребить другой пароним – главный (самый важный, основной). Часто ошибки допускаются при употреблении паронимов невежа (грубый, невоспитанный человек) – невежда (необразованный человек); эффектный (выделяющийся какими-либо внешними признаками) – эффективный (результативный); командированный (тот, кто едет в командировку) – командировочный (документ); подпись - (фамилия, собственноручно написанная под чем-либо) – роспись (стенная роспись или письменный перечень чего-либо); надеть (покрыть себя или часть тела какой-либо одеждой; сочетается только с неодушевленными существительными, называющими предметы одежды: надеть шляпу, пальто, галстук, платье) – одеть (облечь кого-либо в одежду; сочетается с одушевленными существительными: одеть ребенка, себя, пожилого человека).

Иногда в речи смешиваются паронимы, являющиеся заимствованными словами. Причина этого – незнание точного значения иноязычных слов: авторитетный (влиятельный, пользующийся признанием) – авторитарный (повелительный, не терпящий возражений).


Объясните разницу в значении словосочетаний. (Устно).


  • Молодой советник - молодой советчик;

  • опасный человек - опасливый человек;

  • кардинальное решение - кардинальское решение;

  • осудить поступок - обсудить поступок;

  • соседний дом - соседский дом;

  • хозяйские интересы - хозяйственные интересы;

  • мелкие придирки - мелочные придирки;

  • абсолютный невежа - абсолютный невежда;

  • годовой отпуск - годичный отпуск.


- Основная стилистическая функция паронимов в речи – создание особой стилистической фигуры – парономазии. Парономазия – это намеренное смешение или столкновение слов-паронимов с целью подчеркнуть значение каждого из них: Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). Особенно значима парономазия в речах судебных ораторов: Я буду вести не придуманную, а продуманную речь (Ф.Н.Плевако); И не жил он, а доживал свою жизнь (В.Д.Спасович).


- А сейчас - внимание на экран!


Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Запишите полученные словосочетания.


  • Поиски - происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);

  • абонент - абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный);

  • дипломант - дипломат (хладнокровный, юный, конкурса);

  • описка - отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная);

  • советник - советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный);

  • кожный - кожаный (портфель, заболевание);

  • классный - классовый (характер, руководитель, строй);

  • удачный - удачливый (день, охотник, намёк, операция);

  • расчётный - расчётливый (человек, книжка, характер, система);

  • экономичный - экономический (базис, машина, метод, закон, затраты);

  • нетерпимый - нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение);

  • исполнительный - исполнительский (работник, стиль, мастерство, лист, талант, комитет, орган, манера).


- В отдельных случаях паронимы выступают как средство создания каламбура, например, в афоризме Эмиля Короткого: Классиков нужно не только почитать, но и почитывать.

Таким образом, правильное употребление паронимов - необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их - признак невысокой речевой культуры. Давайте правильно попробуем применить приведенные паронимы. А для этого нужно составить с ними словосочетания.


С приведёнными паронимами составьте словосочетания. (Устно).

 

  • диктат - диктант;

  • осудить - обсудить;

  • генеральный - генеральский;

  • скрытый - скрытный;

  • экономия - экономика;

  • безответный - безответственный;

  • остатки - останки;

  • рыбий - рыбный;

  • логичный - логический;

  • эффектный – эффективный.


Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. (Взаимопроверка).


  1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

  2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

  3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

  4. Студент быстро освоил материал.

  5. Мой брат - человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

  6. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

  7. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

  8. Она приготовила сытый завтрак.

  9. Болотистый ил является отличным удобрением.

  10. Она пришла в цветистом платье.

  11. Соседний кот важно прошел на кухню.

  12. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

  13. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

  14. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

  15. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

  16. Давайте найдем в себе скрытные резервы.

  17. Ему была представлена возможность поехать на юг.

  18. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

  19. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

  20. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

  21. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.

  22. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

  23. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.


После взаимопроверки ребята сверяются с эталоном, выведенным на экран.


- Художники слова учат нас бережному обращению с паронимами. Можно привести немало примеров их удачного использования: И прежний сняв венок - они венец терновый, увитый лаврами, надели на него. (Л.), Сбоку, поближе к скотным дворам, выкапывался небольшой пруд, который служил скотским водопоем. (С.-Щ.)

В художественной речи могут встретиться и совершенно особые индивидуально-авторские образования. Они построены на основе паронимических связей с какими-либо словами литературного языка. Такие окказиональные "паронимы" заменяют в устойчивых словосочетаниях свои корреляты, создавая тем самым каламбур: памятник первоопечатнику (ср. первопечатнику), содрание сочинений (ср. собрание), червь самомнения (ср. сомнения), тела давно минувших дней (ср. дела). Комический эффект от сближения таких созвучных слов достигается благодаря совершенно неожиданной игре слов в знакомых и устойчивых выражениях, которые приобретают при этом новую образность и выразительность.


  1. Применение знаний и умений в новой ситуации. Развитие учебно-языковых и речевых умений.


- Следующее упражнение для закрепления знаний.


Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.


  • Как показывает многолетний учительский опыт, в (доверчивой, доверительной) беседе дети рассказывают о своих проблемах с (большей откровенностью, большим откровением).

  • В (будние, будничные) дни я обычно встаю около шести часов.

  • Оратор уже (вошёл, взошёл) на трибуну, но говорить не смог: ему мешали (окрики, выкрики) из зала.

  • После недельной оттепели завтра из-за резкого похолодания на дорогах (возможен гололёд, возможна гололедица).

  • В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство.


Выберите слово, которое не является паронимом.

  • Заводной

  • Заводской

  • Заводь


В каком предложении пропущен глагол «одеть»?

  • Маша ... новую курточку и побежала во двор хвататься подружкам.

  • Мама решила ускорить сборы и помогла Даше ... младшего брата в свежевыглаженный праздничный костюм

  • Ира решила позвать в гости подругу, чтобы та помогла её выбрать что ... на свидание с Колей.


- Ребята, давайте закрепим полученные на уроке знания просмотром видеоролика.


Просмотр видеоролика «Паронимы». https://youtu.be/QetLeb9bapQ


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  1. Просмотрите видеоролик «Русский язык. Паронимы», который поможет в сдаче ГИА, и изучите материал темы. https://youtu.be/nyKPiV0mYbs

  2. Найдите в «Школьном толковом словаре» значение слова знаменательный. Составьте и запишите предложение с этим словом. Определите его грамматическое значение. Посмотрите, как словарь толкует слово знаменитый. Составьте с ним предложение.

  3. Дополнительно. Просмотреть видеоролик Радио «Маяк» Паронимы - Говорим правильно. https://youtu.be/g9YKgkTSJhc



  1. Рефлексия

Ответы на вопросы учителя.

  • Что общего у слов-паронимов?

  • В чем их отличие?

  • Какие трудности вы испытывали при изучении этой темы?


Закончите любое из этих предложений (выводится на экран):

  1. Самым интересным для меня было ..., потому что ...

  2. Самым скучным для меня было ..., потому что ...

  3. Теперь бы я еще хотел узнать о ..., потому что ...

  4. Я был бы рад ..., потому что ...

  5. Мне понравилось ..., потому что ...

  6. Мне не понравилось ..., потому что ...

































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока

  1. Основная литература для учителя.

    1. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы. Углубленный уровень: учебник / В. В. Бабайцева. - Москва: Дрофа, 2013. – 447 с.

    2. Рабочая программа по русскому языку. Углубленный уровень.10 класс. Составитель учитель русского языка и литературы Узлова С.Н..


  1. Дополнительная литература для учителя.

    1. Русский язык. 10-11-й кл: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. Ч.1/А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.- М.: АСТ: Астрель, 2011.- 255

    2. Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996

    3. Хлебинская, Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2010 – 304 с.

    4. Сергеева Н.М. Паронимы в заданиях ЕГЭ по русскому языку: пособие для подготовки к ЕГЭ – Тверь: ТвГУ, 2014 – 51с.


  1. Интернет-ресурсы.

    1. Русский язык. Паронимы https://youtu.be/nyKPiV0mYbs

    2. Что такое паронимы? Примеры. https://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-paronimyi-primeryi.html

    3. Паронимы. https://youtu.be/QetLeb9bapQ

    4. Паронимы. https://novstudent.ru/paronimyi/


  1. Технические средства обучения.

    1. Проектор.

    2. Экран.

    3. Компьютер.

    4. Видеоматериал.















Приложение 1


Упражнения, выведенные на экран


  1. Объясните разницу в значении словосочетаний. (Устно).


  • Молодой советник - молодой советчик;

  • опасный человек - опасливый человек;

  • кардинальное решение - кардинальское решение;

  • осудить поступок - обсудить поступок;

  • соседний дом - соседский дом;

  • хозяйские интересы - хозяйственные интересы;

  • мелкие придирки - мелочные придирки;

  • абсолютный невежа - абсолютный невежда;

  • годовой отпуск - годичный отпуск.



  1. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Запишите полученные словосочетания.


  • Поиски - происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);

  • абонент - абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный);

  • дипломант - дипломат (хладнокровный, юный, конкурса);

  • описка - отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная);

  • советник - советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный);

  • кожный - кожаный (портфель, заболевание);

  • классный - классовый (характер, руководитель, строй);

  • удачный - удачливый (день, охотник, намёк, операция);

  • расчётный - расчётливый (человек, книжка, характер, система);

  • экономичный - экономический (базис, машина, метод, закон, затраты);

  • нетерпимый - нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение);

  • исполнительный - исполнительский (работник, стиль, мастерство, лист, талант, комитет, орган, манера).


  1. С приведёнными паронимами составьте словосочетания. (Устно).

 

  • диктат - диктант;

  • осудить - обсудить;

  • генеральный - генеральский;

  • скрытый - скрытный;

  • экономия - экономика;

  • безответный - безответственный;

  • остатки - останки;

  • рыбий - рыбный;

  • логичный - логический;

  • эффектный – эффективный.


  1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. (Взаимопроверка).


  1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

  2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

  3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

  4. Студент быстро освоил материал.

  5. Мой брат - человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

  6. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

  7. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

  8. Она приготовила сытый завтрак.

  9. Болотистый ил является отличным удобрением.

  10. Она пришла в цветистом платье.

  11. Соседний кот важно прошел на кухню.

  12. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

  13. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

  14. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

  15. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

  16. Давайте найдем в себе скрытные резервы.

  17. Ему была представлена возможность поехать на юг.

  18. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

  19. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

  20. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

  21. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.

  22. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

  23. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.


После взаимопроверки ребята сверяются с эталоном, выведенным на экран.

  1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.

  2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.

  3. В этот день я услышала много обидных слов.

  4. Студент быстро усвоил материал.

  5. Мой брат - человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.

  6. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.

  7. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.

  8. Она приготовила сытный завтрак.

  9. Болотный ил является отличным удобрением.

  10. Она пришла в цветастом платье.

  11. Соседский кот важно прошел на кухню.

  12. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искуственное вскармливание.

  13. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.

  14. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.

  15. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливой.

  16. Давайте найдем в себе скрытые резервы.

  17. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.

  18. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.

  19. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.

  20. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.

  21. Маяковский стоял у истоков нашей поэзии.

  22. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.

  23. В конце книги был приведен список рекомендованной литературы.


  1. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.


  • Как показывает многолетний учительский опыт, в (доверчивой, доверительной) беседе дети рассказывают о своих проблемах с (большей откровенностью, большим откровением).

  • В (будние, будничные) дни я обычно встаю около шести часов.

  • Оратор уже (вошёл, взошёл) на трибуну, но говорить не смог: ему мешали (окрики, выкрики) из зала.

  • После недельной оттепели завтра из-за резкого похолодания на дорогах (возможен гололёд, возможна гололедица).

  • В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство.


  1. Выберите слово, которое не является паронимом.

  • Заводной

  • Заводской

  • Заводь


  1. В каком предложении пропущен глагол «одеть»?

  • Маша ... новую курточку и побежала во двор хвататься подружкам.

  • Мама решила ускорить сборы и помогла Даше ... младшего брата в свежевыглаженный праздничный костюм

  • Ира решила позвать в гости подругу, чтобы та помогла её выбрать что ... на свидание с Колей.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!