Технологическая карта
урок геометрии
7 класс
Учитель математики: Ерёменко О.А.
Тема: Параллельные прямые. Решение задач.
Тип занятия: Закрепление изученного материала.
Цель деятельности учителя: Создать условия для закрепления, обобщения и систематизации знаний обучающихся, для подготовки к контрольной работе.
Термины и понятия: Определение параллельных прямых, признаки параллельности прямых, аксиома, обратная теорема, аксиома параллельности прямых и следствия из нее, свойства параллельности прямых.
Планируемые результаты:
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Умеют работать с геометрическим текстом Умеют анализировать текст Умеют извлекать необходимую информацию из текста Умеют извлекать необходимую информацию из рисунка Знают определение параллельных прямых Знают признаки параллельных прямых Знают аксиому параллельных прямых и следствия из неё Знают свойства параллельных прямых | Познавательные: умеют осуществлять логические действия Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки, умеют находить различные способы решения задачи, осуществляют контроль по результату действия и вносят необходимые коррективы. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем и обучающимися, слушать собеседника и вести диалог, работать по заданному алгоритму. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, понимают смысл выполнения самоконтроля, взаимопроверки и самооценки результатов учебной деятельности. |
Организация пространства
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: задания для фронтальной работы (слайды, презентация)
задания для парной работы (таблицы с задачами),
задания для индивидуальной работы(тесты)
Ход занятия
1 этап Организационный момент (1-2 минуты)
Обучающиеся определяют цель занятия (общую и индивидуальную) и задачи.
2 этап Актуализация опорных знаний, обучающихся (7-8 минут)
Цель деятельности: систематизировать теоретические знания по теме, проверить правильность выполнения домашнего задания и готовность к решению задач по теме.
1) Фронтальный опрос с использованием слайдов
Сформулируйте определение параллельных прямых. Что такое секущая? Какие углы образуются при пересечении двух прямых секущей? Назовите эти углы (слайд 1).
Сформулируйте признаки параллельных прямых. Параллельны ли прямые a и b (слайд 2). Предложите различные способы решения этой задачи.
Что такое аксиома?
Сформулируйте аксиому параллельных прямых и следствия из неё
Какая теорема называется обратной данной?
Сформулируйте свойства параллельных прямых. Для каких теорем они являются обратными?
Найдите неизвестные углы при параллельных и секущей (слайд 3), если угол 1 содержит 65°.
2) Проверка домашнего задания (через кабинет-камеру по тетради одного из обучающихся). Самооценка.
Ответить на вопросы по домашнему заданию.
3 этап Решение задач (15)мин
Цель деятельности: совершенствовать навыки решения задач.
Работа в парах. На каждом столе таблица с задачами. Решение записывают в тетрадь, проверка через кабинет-камеру, самооценка. Обязательное решение №1-3.
4 этап Самостоятельная работа – выполнение теста №3 Параллельные прямые (части 1 и 2). (15 минут)
А.В. Фарков «Тесты по геометрии для 7 класса»
Цель деятельности: совершенствовать навыки решения задач по теме, осуществить предварительный контроль знаний, умений и навыков, обучающихся по усвоению и применению изученного материала.
Взаимопроверка (ответы выводятся на доску, после выполнения теста).
Критерии оценки «5» 14-15 баллов
«4» 11 -13 баллов
«3» 7-10 баллов
«2» менее 7 баллов
5этап Рефлексия
Цель деятельности: самоанализ, самооценка, сравнение своей деятельности с деятельностью других обучающихся, оценка своего состояния, выводы.
Продолжить фразы Я научился….
Я понял ….
Я смогу …
Оценить свою работу на занятии с учетом результатов 2, 3, 4 этапов. По желанию обучающегося, поставить отметку в журнал и дневник.
Домашнее задание: повторить теоретический материал главы 3, выполнить индивидуальное задание на карточках (напечатаны для каждого)
Литература
1.Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др. Учебник «Геометрия. 7-9» (М.; Просвещение 2014).
2. А.В. Фарков «Тесты по геометрии для 7 класса» (М.; Экзамен,2016).
3. Гаврилова Н.Ф Универсальные поурочные разработки по геометрии 7 класс (М.; ВАКО, 2015).
4.Панарина В.И. Геометрия экспресс-диагностика 7 класс (М.; Национальное образование 2012).
5. Е.М. Савченко «Уроки геометрии с применением информационных технологий. 7-9 класс» Методическое пособие с электронным приложением. (М.; Планета,2015).
6. Г.Ю. Ковтун « 7 класс. Технологические карты уроков» (Волгоград; Учитель, 2014).
7. Э.Н. Балаян «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7-9 классы.» ( Ростов-на –Дону; Феникс, 2013).
№ | Название этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1 | Организационный этап. | Приветствие учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Я очень рада вас всех видеть в полном здравии и хорошем настроении, поэтому мы друг другу улыбнемся и пожелаем успеха в работе на уроке. 1.2. Сегодня у нас урок – обобщения по теме «Параллельные прямые». Вспомним, какие прямые называются параллельными, признаки параллельности и свойства параллельных прямых, покажите умения решать задачи по готовым рисункам и задачи из ОГЭ | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на работу | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Приветствие Беседа | (МК) волевая саморегуляция |
2 | Актуализация опорных знаний | Повторим основные понятия и положения темы Вопросы: Две прямые на плоскости называются------------------, если они не пересекаются. Если при пересечении двух прямых секущей-------------углы равны, то прямые параллельны. Через данную точку, не лежащую на данной прямой, проходит единственная прямая---------данной. Если при пересечении двух прямых секущей сумма----------------углов равна 180 градусов, то прямые параллельны. Если две прямые параллельны --------– прямой, то они параллельны. Если прямая перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых, то она -------------– и к другой прямой. | систематизировать теоретические знания по теме | Учащиеся заполняют пропуски | фронтальная | (МП)контроль и оценка процесса и результатов деятельности (МК)умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3. | Формулирование проблемы, составление плана урока | | Помогает сформулировать проблему, и тему урока | Проговаривают проблему и тему урока | фронтальная | (МР) умение определять последовательность действий; (МК) умения находить общее решение, разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета (МР) умение самостоятельно планировать пути достижения ели; (МП)действия постановки и решения проблем |
4 | Открытие новых знаний Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | 4.1. Открываем новые знания. Открываем новые знания. Работа с книгой страница 48 (рассмотреть из объяснительного текста: числовой пример и общее доказательство) Записать в тетрадь и сделать вывод. (1 и 2 свойство) Записать в тетрадь и сделать вывод. (2 свойство) 4.2 Проверяем открытие новых знаний. Выполнить №160 (1,3), №161(1,3), Выполнить №167 (1,3), №168(1,3) | Проводит параллель с ранее изученным материалом, задает вопросы Побуждает к высказыванию своего мнения, предлагает | Выводят свойства степеней, записывают математическим языком Отвечают на вопросы учителя, | работа в парах, у доски доказывают свойства, произносят словесную формулировку свойств степеней | (МП) поиск и и выделение необходимой информации (МК) умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать; МП) умение структурировать тексты: выделять главное, выстраивать алгоритмы; (МР) умение самостоятельно сравнивать способы и результаты действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения; |
5 | Физкультпауза | 5. Физкультпауза Капитаны быстро встали, Вижу я, что вы устали. Предлагаю потянуться и Друг другу улыбнуться. Глазками все поморгали, Кулачки сильнее сжали, И прогнали все печали. Продолжаем наш урок , Скоро прозвенит звонок. | Читает слова физкультпаузы | Учащиеся меняют вид деятельности, | фронтальная | (МК) волевая саморегуляция |
5 | Первичное закрепление с проговариванием решения | продолжаем наши открытия № 163(5,6), № 164(5,6), № 165(5,6), № 167(5,6), № 169(1,3) Самостоятельная работа с самопроверкой у доски | Формулирует задание, контролирует выполнение, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу | Выполняют задание, обсуждают, озвучивают решение, выдвигают гипотезу | Самостоят. Работа с проверкой у доски | МР) умение определять последовательность действий; (МР) умение определять собственные возможности решения учебной задачи; (МП) умение создавать схемы решения задач; (МК 9.3) умение находить общее решение, разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиции и учета; (МК) готовность слушать собеседника и вести диалог; |
6 | Постановка домашнего задания | Домашнее задание: § 10 (1,2 свойство)-повторить , 3 свойство - разобрать самостоятельно №161,162, 167,168(2,4) | Предлагает записать домашнее задание, дает комментарий к домашнему заданию | Записывают домашнее задание | | |
7 | рефлексия | Во время наших открытий мы решали с вами проблему, а какую? Отвечают: Как выполняются действия со степенями. И как вы думаете, мы её решили ? -Давайте посмотрим, что же нам удалось… Высказываются дети. Какая информация вам показалась трудной, какая понятной и интересной? Что вас удивило в новых знаниях На парте у вас лежит листок самооценки Проводим её. И подводим итоги нашего урока, оцениваем друг друга. | Задает вопросы, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, дает индивидуальное задание. | Отвечают на вопросы, заполняют лист самооценки, озвучивают ответы, обсуждают их; делают анализ работы детей на уроке. | Фронтальная, индивидуальная | (МР) умение определять собственные возможности решения учебной задачи; (МР) умение анализировать, делать выводы; (МК) готовность слушать собеседника и вести диалог; (МК) умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать; |