СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Папка по самообразованию учителя-логопеда «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Папка по самообразованию учителя-логопеда

 

 

«Предупреждение  и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»

Просмотр содержимого документа
«Папка по самообразованию учителя-логопеда «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»»









Папка по самообразованию учителя-логопеда





«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»













Выполнила студентка ЛЗ-19-1

Суркова Нина Сергеевна













ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников.

Проблема нарушения письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Как показывают многолетние исследования, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.  Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушениях не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.

Основная задача учителя-логопеда — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной и письменной речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся 1-2 х классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

Цель: своевременная отработка технологии речи и коррекция нарушений письменной речи.

Задачи:

- проведение логопедического обследования учащихся 1-4 х классов;

- преодоление нарушений звукопроизношения;

- коррекция нарушений письменной речи;

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Опытно-экспериментальная проверка своего самообразовательного проекта на базе классов, где работает учитель (приглашение коллег для анализа, проведение открытых уроков, мастер-классов, срезов знаний по целям самообразования; фиксирование результатов в сравнительных таблицах, диаграммах; оформление вывода– то ли получено, что планировалось получить). Посещение открытых уроков учителей в начальных классах. Консультации с коллегами логопедами. Участие в районных и региональных семинарах. Для оказания коррекционной помощи учащимся были выделены основные направления логопедической работы:

1.  Работа над звукопроизношением.Развитие звукопроизношения – это воспитание внимания к звуковой стороне речи. Необходимо научить детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. При нарушениях звукопроизношения больше внимание уделяется развитию подвижности артикуляционного аппарата.

Работая над звукопроизношением, на занятиях, всегда:

1. Развиваю мелкую моторику пальцев рук (пальчиковая гимнастика)

2. Массаж лица
Поглаживание, постукивание, кругообразныедвижения, поглаживание.
3. Мимические упражнения:
Выполнение дейс­твий по тексту.
Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам невесело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.
4. Артикуляционная гимнастика.
В своей работе, использую артикуляционные профили, модели артикуляции звуков. Модели отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике. При работе с моделями у ребенка создается правильный образ артикуляционного уклада в момент произнесения звука.
Все отработанные звуки автоматизируются: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, чистоговорках, в текстах, в самостоятельной речи.
2. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Детям даётся задание определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Например: Есть ли звук «Р» в слове рак или покажи все картинки, в названии которых есть звук «Л». На фронтальных и индивидуальных занятиях использую игровые приёмы. Например: Игра «Поймай звук» а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. Материал: ряд звуков: м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м. б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м». Материал: ряд слогов: ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма. в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м». Материал: ряд слов: мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох. Положи столько палочек, сколько раз я произнесу заданный звук. Игра «Кто внимательный?» Выделение звуков в звуковом ряду. Называю звуки. Ребята должны поднять соответствующие символы. Например: называю звук С – поднимают синий кружок, называю звук Сь- поднимают зелёный кружок. Игра «Угадай-ка» Угадать, какие слова получатся из первых звуков названий картинок. Рыба, арбуз, мак, апельсин- рама; редис, енот, кран, автобус – река. Игра «Третий лишний» Дети должны убрать картинку без звука «П» (подушка, овощи пуговица; пальто, дом, пальма; санки, помидор, поезд). Игра «Найди общий звук» лампа, лук, бал; река, ремень, фонарь.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. По данному направлению на занятиях проводится следующая работа: - Связь звука с буквой: дети рисуют букву в воздухе, выкладывают из палочек или шнурков заданную букву. Отыскивание в разрезной азбуке, записывают в тетрадях. - Автоматизацию звука в словах, слогах, предложениях, текстах. Проводим звуковой анализ слогов, слов, рисуем звуковые схемы слогов, слов. Делим слова на слоги, выделяем ударный звук. Составляем слова из заданного количества звуков. Например: звуки разбежались и нужно собрать их в слова или подружи звуки, составь слово.

Ученики объединяют эти звуки в слово, проговаривают слово и составляют его из букв разрезной азбуки.

[л, у, к] – лук, [л, а, к] – лак, [л, о, с, и] – лоси, [л, и, с, а] – лиса, [л, у, н, а] – луна, [л, и, с, т] – лист, [ш,у,б,а] [с, т, о, л] – стол..

Определяем наличие звука в начале, в середине и в конце слова. Например: Найди звук

– Посмотрите на картинки. Назовите слова и скажите, где вы услышите звук [с] в начале, середине или в конце слова

Игра «Весёлый поезд» Дети должны найти место звука «Н» в слове и поставить картинку (нож, носки, апельсин, телефон, зонтик, лимон) в вагончик (в начале, в середине и в конце слова). Проводим звуковой анализ слов. Игра«Играем в школу»- даю учащимся карточки, они читают предложения, находят ошибки или вставляют пропущенные буквы. Игра «Собери слова» -раздаются слоги, дети составляют слова. Составляем из слов предложения. Работаем над деформированной фразой. Проводим анализ предложений и записываем графические схемы.

4.  Развитие лексико-грамматического строя речи. Основными задачами этого направления являются работа над пониманием и употреблением предлогов: например: даётся задание – положи книгу на стол, под книгу тетрадь и т.д. Раздаю карточки с сюжетными картинками, дети называют предлоги. Составление предложений по картинкам, сериям картинок. Так же по развитию лексико-грамматической стороны речи на занятиях проводим работу над: - изменением существительных по числам, по падежам (Называю один предмет, а дети должны назвать много предметов и наоборот. Нет кого? Коров, говорю о ком? О крове; - образованием прилагательных от существительных (Игра «Магазин соков» -сок из яблок (какой?)- яблочный, из груш, из слив и т. д. – образованием существительных с помощью суффиксов (нос –носище, кот –котище, дом –домик и т.д.) - согласованием существительных с числительными (один шарф, два шарфа и т. д.) - употребление глаголов - Игра «Подбери действие» (Солнце что делает? и т. д.) - подбором слов – антонимов (У лисы длинный хвост, а у зайца - короткий и т. д.)

- подбором родственных слов ( сад, садовник, садовый рассада и т. д.) - назови одним словом (яблоки, груши, сливы – фрукты; помидор, огурец, капуста – овощи); - назови «У кого кто» - у кошки – котёнок, у овцы – ягнёнок и т. д.)

5.  Развитие связной речи.

Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Помимо непосредственной коррекции речевого дефекта, на занятиях занимаемся развитием психологической базы речи:

- развитие пространственных представлений;

например: «Справа – слева, спереди – сзади». Назвать предметы, которые находятся справа (слева), спереди (сзади). Раскрась машинки, которые едут направо, синим цветом, которые едут налево красным цветом и т. д.

-развитие временных представлений; например: соедини стрелкой название времени суток с картинкой.

-формирование зрительного гнозиса; например: найди спрятанные буквы и обведи их,

назови перечеркнутые буквы, определи букву в неправильном положении и т. д.

- формирование психических процессов: памяти, внимания, логического
мышления.



Логопедические, коррекционно-обучающие задачи:

- развитие фонематического восприятия, фонематического слуха звукового анализа и синтеза;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи.

Помимо непосредственной коррекции речевого дефекта, необходимо развитие

психологической базы речи. Данная работа ведётся по следующим направлениям:

- развитие пространственных представлений;

- развитие временных представлений;

- формирование зрительного гнозиса;

- формирование психических процессов: памяти, внимания, логического мышления.



ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Изучила методическую литературу по данной теме: А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова, Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев и других.

Определила:

Трудности, с которыми сталкиваются ученики




Причина затруднений




Приёмы и методы работы




1.Ошибки правильного написания букв


1. Нарушение гигиенических требований (положение руки, ручки, тетради)

2. Плохо развиты мелкие мышцы пальцев, кисти.

3. Уровень развития аналитической функции внимания.

4. Не выделены и формируются составляющие каллиграфического почерка.

5. Нарушение чувства ритма.


1. На уроках и дома следить за посадкой (положение руки, тетради, ручки)

2. Для развития мелкой моторики применять на каждом уроке пальчиковую гимнастику

3. Штриховка.

4. Считалки и физминутки под музыку.(для развития чувства ритма)

5. Письмо на фольге, кальке элементов букв, слогов, слов: обведение букв по карандашу, письмо мелком на доске.

6. Специальные упражнения на развитие пространственной ориентации и глазомера (графические диктанты " От простого к сложному«)

2. Пропуск, замена, перестановка букв при письме, особенно при диктовке вслух, смещение букв, сходных по начертанию.


1. Слабое речевое развитие.

2. Недостатки произношения и слухо-звукобуквенного анализа (фонетико- фонематическая недостаточность)

3. Хроническая болезнь.

4. Неправильная артикуляция звуков речи

1. Не торопить и не подгонять такого ученика.

2. Обратиться к логопеду (если он есть).

3. Применять списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шёпотом, обязательно выделяя гласные.

4. Проговаривание чистоговорок, специальные занятия в ГПД и дома по произношению.

5. Во время самостоятельной работы делить слова дужками по слогам.

6. Во время урока использовать метод орфографического чтения.

7. Учить навыкам самоконтроля. Ошибки не исправлять, а подчёркивать слово, а в последующем - ставить на полях чёрточку на той строке, где сделана ошибка, ребёнок найдёт её сам и исправит.

3.Ошибки на уровне предложения.

Синтаксические нарушения ( не видит конца предложения, не ставит точку, пишут предложение с маленькой буквы

1. Слабое речевое развитие.

2. Неумение удерживать в памяти элементы предложения.

3. Нарушение внимания, контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма


1.Составление предложений по схемам.

2 .Выделение границ предложений в тексте.

3. Соединение разорванных частей предложений «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик». - «Падает липкий снег. Громко лает Шарик»).

4. Составление предложений с заданным количеством слов.

5. Быстрое многократное произнесение предложений.

6. Чтение текста через слово.

7. Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв

8. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной.

4. «Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы


1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти. 2.Форсирование темпа обучения, сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания.


- по ознакомлению с рабочей и нерабочей строкой штриховка (“заштрихуй дорожку для медведя и муравья” и т. п.);

- по определению верхней и нижней линейки рабочей строки (“поставь точку”, “нарисуй крестик, нолик” и т.п.);

- по определению середины нерабочей строки (“попади в цель” и т.п.);

- по определению рабочей страницы, полей и одновременно по ориентированию на странице тетради (“нарисуй солнышко в правом верхнем углу, а  цветок - в левом нижнем углу” и т.д.

5.Орфографические ошибки






1. незнание правил орфографии.

2. нарушение распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма.





3.неумение выделять «ошибко опасные» места, неадекватный темп работы.

4. несформированность фонематического слуха


1.Специальные упражнения на развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания.

2. На уроках использовать метод орфографического чтения "какографии" письмо с пропуском орфографии.

3. выделять орфограммы крупными зелёными буквами(аллея, ночка, крылья.)

4. Для развития зрительной памяти и орфографической зоркости использовать картинки.

5. Для предупреждения ошибок в письменных работах использовать различные памятки, таблицы,алгоритмы ответов и тд.

6. Практиковать ежедневные зрительные и орфографические диктанты с предварительным разбором орфографии.

ПЛАН РАБОТЫ

Изучение современной литературы по теме самообразования. Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Обобщение знаний специальной литературы

*дата*

Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

Разработать рекомендации и картотеку игр и упражнений для занятий родителями с детьми дома.

*дата*

Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для учителей и родителей.

Разработать методические рекомендации, консультации по коррекции звукопроизношения у школьников.

*дата*

Продолжить изучение методических пособий по развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Разработать рекомендации и картотеку игр и упражнений для занятий родителями с детьми дома.

*дата*

Изучить новые методы и приемы по развитию лексико-грамматичесского строя речи и по обогащению словарного запаса.

Разработать рекомендации и картотеку игр и упражнений для занятий родителями с детьми дома.

*дата*

Изучить периодические издания: журналы «Логопед», «Дефектология» за 2016-2018 год.

Разработать каталог статей

*дата*

Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции письменной речи.

Продолжить разработку компьютерных презентаций

*дата*

Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий

Подготовить доклад о инновационных методах в логопедической работе

*дата*

Посещение метод.объединений учителей начальных классов, учителей-логопедов, дефектологов

Разработать буклеты для учителей начальных класссов на тему: Дисграфия

*дата*

Оформление уголка-логопеда

Оформление уголка-логопеда на тему: советы родителям о нарушениях и коррекции письменной речи

*дата*

Отчет по самообразованию

Написание отчета о проделанной работе. Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год. Публикация в среде Интернета, научных изданиях

*дата*

Этапы работы над темой самообразования

Диагностический


  1. Анализ профессиональных затруднений

  2. Определение целей и задач темы

  3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования

  4. Курсы повышения квалификации учителей -логопедов

  5. Подписка на методическую литературу

  6. Изучение методической, педагогической и психологической литературы

Прогностический


  1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа работы на МО учителей начальных классов

  2. Участие в научно-практической конференции, вебинарах, семинарах

  3. Изучение опыта работы других логопедов по выбранной теме

  4. Систематизация накопленных материалов

  5. Корректировка работы

Практический


  1. Проведение открытых занятий

  2. Участие в конкурсах, конференциях и др.

  3. Посещение уроков учителей начальных классов школы

  4. Посещение семинаров

  5. Самоанализ и самооценка своих занятий

  6. Разработка модели практической направленности по преодолению дисграфии у младших школьников

  7. Апробация разработанной модели, внесение корректировки

Обобщающий


  1. Анализ методов и форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов

  2. Открытые занятия, видео, презентации на школьном и районном уровне

  3. Выступление на заседании районного МО учителей-логопедов по теме самообразования

  4. Консультативная помощь учителям, родителям и учащимся

  5. Оформление результатов работы над темой самообразования









Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы: 1.Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов.

2.В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
3.Различные виды дисграфии (нарушений письма) - явление в школе нередкое. 40% детей от общего количества учащихся начальных классов имеют тот или иной вид дисграфии. Поэтому проблема оказания помощи детям с нарушениями письма остаётся очень актуальной.
4.Специально подобранный материал по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи помогут учителям начальных классов, а также родителям в коррекционной работе при обучении младших школьников русскому языку.









Публикации если имеются




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!