Папка по самообразованию учителя-логопеда
«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»
Выполнила студентка ЛЗ-19-1
Суркова Нина Сергеевна
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников.
Проблема нарушения письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Как показывают многолетние исследования, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушениях не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.
Основная задача учителя-логопеда — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной и письменной речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся 1-2 х классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.
Цель: своевременная отработка технологии речи и коррекция нарушений письменной речи.
Задачи:
- проведение логопедического обследования учащихся 1-4 х классов;
- преодоление нарушений звукопроизношения;
- коррекция нарушений письменной речи;
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Опытно-экспериментальная проверка своего самообразовательного проекта на базе классов, где работает учитель (приглашение коллег для анализа, проведение открытых уроков, мастер-классов, срезов знаний по целям самообразования; фиксирование результатов в сравнительных таблицах, диаграммах; оформление вывода– то ли получено, что планировалось получить). Посещение открытых уроков учителей в начальных классах. Консультации с коллегами логопедами. Участие в районных и региональных семинарах. Для оказания коррекционной помощи учащимся были выделены основные направления логопедической работы:
1. Работа над звукопроизношением.Развитие звукопроизношения – это воспитание внимания к звуковой стороне речи. Необходимо научить детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. При нарушениях звукопроизношения больше внимание уделяется развитию подвижности артикуляционного аппарата.
Работая над звукопроизношением, на занятиях, всегда:
1. Развиваю мелкую моторику пальцев рук (пальчиковая гимнастика)
2. Массаж лица
Поглаживание, постукивание, кругообразныедвижения, поглаживание.
3. Мимические упражнения:
Выполнение действий по тексту.
Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам невесело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.
4. Артикуляционная гимнастика.
В своей работе, использую артикуляционные профили, модели артикуляции звуков. Модели отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике. При работе с моделями у ребенка создается правильный образ артикуляционного уклада в момент произнесения звука.
Все отработанные звуки автоматизируются: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, чистоговорках, в текстах, в самостоятельной речи.
2. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Детям даётся задание определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Например: Есть ли звук «Р» в слове рак или покажи все картинки, в названии которых есть звук «Л». На фронтальных и индивидуальных занятиях использую игровые приёмы. Например: Игра «Поймай звук» а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. Материал: ряд звуков: м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м. б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м». Материал: ряд слогов: ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма. в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м». Материал: ряд слов: мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох. Положи столько палочек, сколько раз я произнесу заданный звук. Игра «Кто внимательный?» Выделение звуков в звуковом ряду. Называю звуки. Ребята должны поднять соответствующие символы. Например: называю звук С – поднимают синий кружок, называю звук Сь- поднимают зелёный кружок. Игра «Угадай-ка» Угадать, какие слова получатся из первых звуков названий картинок. Рыба, арбуз, мак, апельсин- рама; редис, енот, кран, автобус – река. Игра «Третий лишний» Дети должны убрать картинку без звука «П» (подушка, овощи пуговица; пальто, дом, пальма; санки, помидор, поезд). Игра «Найди общий звук» лампа, лук, бал; река, ремень, фонарь.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. По данному направлению на занятиях проводится следующая работа: - Связь звука с буквой: дети рисуют букву в воздухе, выкладывают из палочек или шнурков заданную букву. Отыскивание в разрезной азбуке, записывают в тетрадях. - Автоматизацию звука в словах, слогах, предложениях, текстах. Проводим звуковой анализ слогов, слов, рисуем звуковые схемы слогов, слов. Делим слова на слоги, выделяем ударный звук. Составляем слова из заданного количества звуков. Например: звуки разбежались и нужно собрать их в слова или подружи звуки, составь слово.
Ученики объединяют эти звуки в слово, проговаривают слово и составляют его из букв разрезной азбуки.
[л, у, к] – лук, [л, а, к] – лак, [л, о, с, и] – лоси, [л, и, с, а] – лиса, [л, у, н, а] – луна, [л, и, с, т] – лист, [ш,у,б,а] – [с, т, о, л] – стол..
Определяем наличие звука в начале, в середине и в конце слова. Например: Найди звук
– Посмотрите на картинки. Назовите слова и скажите, где вы услышите звук [с] в начале, середине или в конце слова
Игра «Весёлый поезд» Дети должны найти место звука «Н» в слове и поставить картинку (нож, носки, апельсин, телефон, зонтик, лимон) в вагончик (в начале, в середине и в конце слова). Проводим звуковой анализ слов. Игра«Играем в школу»- даю учащимся карточки, они читают предложения, находят ошибки или вставляют пропущенные буквы. Игра «Собери слова» -раздаются слоги, дети составляют слова. Составляем из слов предложения. Работаем над деформированной фразой. Проводим анализ предложений и записываем графические схемы.
4. Развитие лексико-грамматического строя речи. Основными задачами этого направления являются работа над пониманием и употреблением предлогов: например: даётся задание – положи книгу на стол, под книгу тетрадь и т.д. Раздаю карточки с сюжетными картинками, дети называют предлоги. Составление предложений по картинкам, сериям картинок. Так же по развитию лексико-грамматической стороны речи на занятиях проводим работу над: - изменением существительных по числам, по падежам (Называю один предмет, а дети должны назвать много предметов и наоборот. Нет кого? Коров, говорю о ком? О крове; - образованием прилагательных от существительных (Игра «Магазин соков» -сок из яблок (какой?)- яблочный, из груш, из слив и т. д. – образованием существительных с помощью суффиксов (нос –носище, кот –котище, дом –домик и т.д.) - согласованием существительных с числительными (один шарф, два шарфа и т. д.) - употребление глаголов - Игра «Подбери действие» (Солнце что делает? и т. д.) - подбором слов – антонимов (У лисы длинный хвост, а у зайца - короткий и т. д.)
- подбором родственных слов ( сад, садовник, садовый рассада и т. д.) - назови одним словом (яблоки, груши, сливы – фрукты; помидор, огурец, капуста – овощи); - назови «У кого кто» - у кошки – котёнок, у овцы – ягнёнок и т. д.)
5. Развитие связной речи.
Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Помимо непосредственной коррекции речевого дефекта, на занятиях занимаемся развитием психологической базы речи:
- развитие пространственных представлений;
например: «Справа – слева, спереди – сзади». Назвать предметы, которые находятся справа (слева), спереди (сзади). Раскрась машинки, которые едут направо, синим цветом, которые едут налево красным цветом и т. д.
-развитие временных представлений; например: соедини стрелкой название времени суток с картинкой.
-формирование зрительного гнозиса; например: найди спрятанные буквы и обведи их,
назови перечеркнутые буквы, определи букву в неправильном положении и т. д.
- формирование психических процессов: памяти, внимания, логического
мышления.
Логопедические, коррекционно-обучающие задачи:
- развитие фонематического восприятия, фонематического слуха звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи.
Помимо непосредственной коррекции речевого дефекта, необходимо развитие
психологической базы речи. Данная работа ведётся по следующим направлениям:
- развитие пространственных представлений;
- развитие временных представлений;
- формирование зрительного гнозиса;
- формирование психических процессов: памяти, внимания, логического мышления.
ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Изучила методическую литературу по данной теме: А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова, Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев и других.
Определила:
Трудности, с которыми сталкиваются ученики | Причина затруднений | Приёмы и методы работы |
1.Ошибки правильного написания букв | 1. Нарушение гигиенических требований (положение руки, ручки, тетради) 2. Плохо развиты мелкие мышцы пальцев, кисти. 3. Уровень развития аналитической функции внимания. 4. Не выделены и формируются составляющие каллиграфического почерка. 5. Нарушение чувства ритма. | 1. На уроках и дома следить за посадкой (положение руки, тетради, ручки) 2. Для развития мелкой моторики применять на каждом уроке пальчиковую гимнастику 3. Штриховка. 4. Считалки и физминутки под музыку.(для развития чувства ритма) 5. Письмо на фольге, кальке элементов букв, слогов, слов: обведение букв по карандашу, письмо мелком на доске. 6. Специальные упражнения на развитие пространственной ориентации и глазомера (графические диктанты " От простого к сложному«) |
2. Пропуск, замена, перестановка букв при письме, особенно при диктовке вслух, смещение букв, сходных по начертанию. | 1. Слабое речевое развитие. 2. Недостатки произношения и слухо-звукобуквенного анализа (фонетико- фонематическая недостаточность) 3. Хроническая болезнь. 4. Неправильная артикуляция звуков речи | 1. Не торопить и не подгонять такого ученика. 2. Обратиться к логопеду (если он есть). 3. Применять списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шёпотом, обязательно выделяя гласные. 4. Проговаривание чистоговорок, специальные занятия в ГПД и дома по произношению. 5. Во время самостоятельной работы делить слова дужками по слогам. 6. Во время урока использовать метод орфографического чтения. 7. Учить навыкам самоконтроля. Ошибки не исправлять, а подчёркивать слово, а в последующем - ставить на полях чёрточку на той строке, где сделана ошибка, ребёнок найдёт её сам и исправит. |
3.Ошибки на уровне предложения. Синтаксические нарушения ( не видит конца предложения, не ставит точку, пишут предложение с маленькой буквы | 1. Слабое речевое развитие. 2. Неумение удерживать в памяти элементы предложения. 3. Нарушение внимания, контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма | 1.Составление предложений по схемам. 2 .Выделение границ предложений в тексте. 3. Соединение разорванных частей предложений «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик». - «Падает липкий снег. Громко лает Шарик»). 4. Составление предложений с заданным количеством слов. 5. Быстрое многократное произнесение предложений. 6. Чтение текста через слово. 7. Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв 8. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. |
4. «Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы | 1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти. 2.Форсирование темпа обучения, сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания. | - по ознакомлению с рабочей и нерабочей строкой штриховка (“заштрихуй дорожку для медведя и муравья” и т. п.); - по определению верхней и нижней линейки рабочей строки (“поставь точку”, “нарисуй крестик, нолик” и т.п.); - по определению середины нерабочей строки (“попади в цель” и т.п.); - по определению рабочей страницы, полей и одновременно по ориентированию на странице тетради (“нарисуй солнышко в правом верхнем углу, а цветок - в левом нижнем углу” и т.д. |
5.Орфографические ошибки | 1. незнание правил орфографии. 2. нарушение распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма. 3.неумение выделять «ошибко опасные» места, неадекватный темп работы. 4. несформированность фонематического слуха | 1.Специальные упражнения на развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания. 2. На уроках использовать метод орфографического чтения "какографии" письмо с пропуском орфографии. 3. выделять орфограммы крупными зелёными буквами(аллея, ночка, крылья.) 4. Для развития зрительной памяти и орфографической зоркости использовать картинки. 5. Для предупреждения ошибок в письменных работах использовать различные памятки, таблицы,алгоритмы ответов и тд. 6. Практиковать ежедневные зрительные и орфографические диктанты с предварительным разбором орфографии. |
ПЛАН РАБОТЫ
Изучение современной литературы по теме самообразования. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. | Обобщение знаний специальной литературы | *дата* |
Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком». | Разработать рекомендации и картотеку игр и упражнений для занятий родителями с детьми дома. | *дата* |
Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для учителей и родителей. | Разработать методические рекомендации, консультации по коррекции звукопроизношения у школьников. | *дата* |
Продолжить изучение методических пособий по развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза | Разработать рекомендации и картотеку игр и упражнений для занятий родителями с детьми дома. | *дата* |
Изучить новые методы и приемы по развитию лексико-грамматичесского строя речи и по обогащению словарного запаса. | Разработать рекомендации и картотеку игр и упражнений для занятий родителями с детьми дома. | *дата* |
Изучить периодические издания: журналы «Логопед», «Дефектология» за 2016-2018 год. | Разработать каталог статей | *дата* |
Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции письменной речи. | Продолжить разработку компьютерных презентаций | *дата* |
Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий | Подготовить доклад о инновационных методах в логопедической работе | *дата* |
Посещение метод.объединений учителей начальных классов, учителей-логопедов, дефектологов | Разработать буклеты для учителей начальных класссов на тему: Дисграфия | *дата* |
Оформление уголка-логопеда | Оформление уголка-логопеда на тему: советы родителям о нарушениях и коррекции письменной речи | *дата* |
Отчет по самообразованию | Написание отчета о проделанной работе. Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год. Публикация в среде Интернета, научных изданиях | *дата* |
Этапы работы над темой самообразования
Диагностический | Анализ профессиональных затруднений Определение целей и задач темы Составление плана работы по выбранной теме самообразования Курсы повышения квалификации учителей -логопедов Подписка на методическую литературу Изучение методической, педагогической и психологической литературы |
Прогностический | Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа работы на МО учителей начальных классов Участие в научно-практической конференции, вебинарах, семинарах Изучение опыта работы других логопедов по выбранной теме Систематизация накопленных материалов Корректировка работы |
Практический | Проведение открытых занятий Участие в конкурсах, конференциях и др. Посещение уроков учителей начальных классов школы Посещение семинаров Самоанализ и самооценка своих занятий Разработка модели практической направленности по преодолению дисграфии у младших школьников Апробация разработанной модели, внесение корректировки |
Обобщающий | Анализ методов и форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов Открытые занятия, видео, презентации на школьном и районном уровне Выступление на заседании районного МО учителей-логопедов по теме самообразования Консультативная помощь учителям, родителям и учащимся Оформление результатов работы над темой самообразования |
Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы: 1.Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов.
2.В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
3.Различные виды дисграфии (нарушений письма) - явление в школе нередкое. 40% детей от общего количества учащихся начальных классов имеют тот или иной вид дисграфии. Поэтому проблема оказания помощи детям с нарушениями письма остаётся очень актуальной.
4.Специально подобранный материал по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи помогут учителям начальных классов, а также родителям в коррекционной работе при обучении младших школьников русскому языку.
Публикации если имеются