СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка учителю "Работа с родителями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не секрет, что работа с современными родителями у молодых педагогов вызывает определенные затруднения. Предлагаем Вашему вниманию памятку, разработанную для молодых классных руководителей. Разделы памятки: портрет педагога, примерный кодекс общения с родителями, трудности организации совместной работы с родителями, принципы работы педагога с родителями, приемы конструктивного взаимодействия, этапы установления доверительно-деловых отношений, рекомендации по общению с конфликтными родителями, алгоритм разрешения конфликта, практические упражнения для педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Памятка учителю "Работа с родителями"»

Работа с родителями










«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя могут

дать детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский

Портрет педагога

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.

  • Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».

  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.

  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

  • В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.

  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

  • Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.

  • Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

  • Обладает развитыми коммуникативными навыками.


Примерный кодекс общения с родителями


1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если
вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте, с родителями второпях, на бегу; если вы не рас­
полагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой
раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старай­тесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и нега­тивную реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от ро­дителей услышали.

6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достояни­ем других родителей, учащихся и педагогов.

7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, ро­дителей необходимо поставить об этом в известность.

8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

9. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпе­тентен, он должен извиниться перед родителями и предло­жить им обратиться за консультацией к специалистам.



Трудности организации

совместной работы с родителями


  • Непонимание родителями важности режима образовательного учреждения и нарушение устава.

  • Отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями.

  • Отсутствие единства требований в семье и школе.

  • Формализм отношений и, как следствие, командные способы общения учителя с родителем.

  • Отсутствие гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями.

  • Неоправданно позитивные ожидания родителей от школы. Неоправданно позитивное ожидание возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в школу, думают о том, что школа всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и учителями. На самом деле школа способна многое сделать для обучения и воспитания детей, но у нее есть свои специфические задачи и она никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.

  • Неоправданно негативные ожидания родителей от школы. Если личный школьный опыт родителя был неудачным, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между учителем и родителем.

  • Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке только нервирует ученика, настраивает его против школы.

  • Учитель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда учитель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя.

  • Непонимание учителями своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

  • Недовольство общением между родителем и учителем, претензии, условия, успеваемость...

  • Торопливость учителя в оценке ребенка с акцептом на негативные проявления.

  • Пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта.





Принципы работы педагога с родителями, способствующие конструктивному взаимодействию


· Говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии.

· Быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос.

· Быть активным (родители не должны брать интервью у педагога).

· Учитывать эмоциональное состояние родителя.

· Отказаться от поучений, нотации, высокомерия, разговаривать с позиции партнерства.

· Предварительно планировать содержание беседы с родителями.

· Быть доброжелательным.

· Защищать интересы родителей, а не становиться инструментом в руках администрации.

· Сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей.

Приемы конструктивного взаимодействия


  1. Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа учителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.

  2. Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.

  3. Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой.

  4. Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.

  5. Также очень эффективный прием, особенно если педагогу необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

  6. После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации учителя в реальную жизнь.

Этапы установления доверительно-деловых отношений


  • Первый этап установления доверительных отношений - создание у педагога и трансляция родителям положительного образа ребенка.

  • На втором педагог передает родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить сформировать у родителей установку на сотрудничество.

  • На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка.

  • Четвертый этап установления доверительно деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие.



Учимся разрешать конфликты с родителями


Конфликтов не надо бояться, их надо предупреждать, а в случае возникновения — улаживать. Именно улаживать, так как в конфликтах не бывает победителей. Конфликт показывает, что проблема назрела, и если ее разрешить, то конфликт минует.


Рекомендации учителю при общении

с конфликтными родителями


  • Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.

  • Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.

  • Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.

  • Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

  • Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).

  • В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов. Это могут быть круги сообщества, медиация.



Алгоритм разрешения конфликта


1. Выслушайте собеседника, не перебивая его.

2. Признайте чувства, которые собеседник испытывает.

3. Установите границы допустимого: «Я готов(а) вас выслушать, но слушать брань не буду».

4. Продемонстрируйте понимание роли родителя в воспитании ребенка, например: «Я понимаю, что вы заботитесь о своем ребенке».

5. Выясните, как родитель воспринимает конфликт: «Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать ваше мнение по поводу произошедшего».

6. Четко сформулируйте предмет обсуждения, т.е. то, из-за чего возник конфликт. Это важно для сужения поля обсуждаемых проблем. Достигнуть этого можно с помощью приема активного слушания — резюмирования, например: «Таким образом, главное... Если теперь подытожить сказанное вами, то...». Еще лучше попросить сделать резюме самого родителя.

7. Установите, по каким вопросам вы с родителем имеете одинаковые взгляды, а по каким — ваши мнения расходятся. Это можно сделать, повторив несколько раз вопрос: «Вы согласны с?..»

8. Опишите содержание конфликта, избавив его от эмоциональных характеристик. Здесь снова может быть использован прием резюмирования: «Итак, мы пришли к тому что...».

9. Ищите выход из ситуации, устраивающий обе стороны. Для этого попросите родителя дать свои предложения по решению проблемы и добавьте к ним свои. Если среди этого перечня не нашлось варианта, устраивающего обоих, то необходимо продолжить выдвижение предложений по решению проблемы до тех пор, пока не будет найден выход из ситуации, отвечающий интересам всех сторон

10. Примите совместное «коммюнике», в котором устно или письменно будет зафиксировано, что обе стороны, участвующие в конфликте, признают решение приемлемым и обязуются его выполнять.


Рекомендации по урегулированию конфликтов

(по Ч. Ликсону «Конфликт. Семь шагов к миру»)


  1. «Снимем маски»: участники конфликта должны быть предельно искренны, не скрывать свои истинные мотивы.

  2. «Выявляем подлинную проблему»: необходимо выявить реальную причину конфликта, очистить ее от шелухи различных наслоений.

  3. «Отказываемся от установки: «Победить любой ценой».

  4. «Находим несколько возможных решений». В любом конфликте возможно несколько вариантов решения. Необходимо обсудить все, чтобы было из чего выбирать.

  5. «Оцениваем варианты и выбираем лучший». Необходимо выбрать не только самый конструктивный вариант, но и самый приемлемый для всех сторон конфликта.

  6. «Говорим так, чтобы нас услышали». Главным инструментом улаживания конфликта является общение сторон. Общаться надо так, чтобы быть услышанными, а также слышать и понимать другого.

  7. «Признаем и бережем ценность отношений». Сохранение добрых отношений в решении конфликтов всегда нужно ставить во главу угла.



Упражнения, которые помогут педагогу справиться с волнением перед беседой, добавить уверенности в своей позиции, создать готовность к диалогу и взаимопониманию


«Перед сложным разговором» В ситуации, обозначенной в названии упражнения, необходимо, пребывая в состоянии сосредоточенности и сконцентрировав волю, несколько раз (до семи) повторить текст формулы: «Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

«Дыхание» Удобно устроившись в кресле или на стуле, расслабившись и закрыв глаза, по своей команде необходимо отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточиться на своем дыхании. При этом не надо стремиться управлять им. Длительность упражнения — 10—15 мин.

«Внутрениий луч» Сначала необходимо принять удобную позу сидя, лежа (если позволяют обстоятельства) или стоя. Затем надо представить, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, постепенно освещая лицо, шею, плечи, руки ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, расслабляется складка на лбу, опадают брови, охлаждаются глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, расслабляются шея и грудь. Рекомендуется выполнить упражнение несколько раз в последовательности сверху вниз, Закончить его надо словами: стал(а) новым человеком! Я стал(а) сильным(ой), спокойным(ой) и стабильным(ой)! Я все буду делать хорошо!

























Технология этической защиты


Технология этической защиты позволяет педагогу с честью выходить из трудного положения и сохранить возможность конструктивного общения с родителем в дальнейшем. Главное условие использования технологии — разговор должен происходить в отсутствие детей, потому что одна из задач педагога — укрепление авторитета родителей.

«Вопрос на воспроизведение». Назначение приема состоит в том, чтобы приостановить общение, принижающее достоинство человека. Прием осуществляется с помощью вопроса и просьбы педагога воспроизвести слова и действия партнера по общению, которые якобы показались ему непонятными. Такие фразы, как «Простите, я не понял(а)» «Как вы сказали?» «Не расслышал(а), не могли бы вы повторить?», должны быть произнесены без иронии, с искренней заинтересованностью. Собеседник по вашей просьбе вынужден остановить произнесение гневной речи и воспроизвести то, что уже было сказано. Как правило, в это время происходит осознание ситуации и говорящий возвращается к сказанному уже с использованием элементов речевого этикета. У педагога появляется возможность выстроить конструктивное общение с родителем.

«Вопрос об адресате». Цель данного приема — показать собеседнику, что неуважительная речь не может быть обращена к педагогу. Основа приема лежит в демонстрации наивного и искреннего непонимания того факта, что это к нему обращена подобная тирада родителя. Фраза «Это вы мне?» дополняется мимикой и пластикой. Партнеры по общению имеют возможность, если будет признана ошибка, продолжить разговор в приемлемом тоне.

«Окультуренное воспроизведение». Этот прием используется педагогами с целью корректирования поведения партнера. Его суть состоит в демонстрации оппоненту другой формы общения — культурной. Применив фразу «Если я правильно вас понял(а)...», педагог добавляет то, что было сказано собеседником, но в другой форме. При согласии партнера с тем, что именно это он и имел в виду, можно считать, что общение удалось вывести на более высокий уровень. 

«Оправдание поведения». Прием состоит в создании своеобразного зеркала, которое предъявляется партнеру, чтобы он увидел в нем свои возможные добрые мотивы. Услышав от педагога позитивные предположения: «Вероятно, вы хотели...» «Конечно, вы намеревались...», обидчик невольно соглашается, и уровень общения повышается.

«Ссылка на личностные особенности». Данный прием будет последним в ряду способов удержать ситуацию на грани конфликта. Он своего рода предупреждение собеседнику о том, что тот преступает допустимую грань. Педагог должен сказать партнеру о каких-либо своих принципиальных качествах, не позволяющих ему вести общение на заданном уровне: «Я не привык(ла) к такому тону. Я так устроен(а), что не могу...» и т.п.




Желаем удачи во взаимодействии с родителями!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!