СТРУКТУРА РАБОТЫ Вступление. Проблема Комментирование проблемы Позиция автора Собственная позиция Аргумент 1 (читательский опыт) Аргумент 2 (читательский опыт или личный пример) Вывод |
АЛГОРИТМ РАБОТЫ Ищем одну проблему в тексте!!! Комментируем проблему (поясняем её) Ищем позицию автора в тексте Высказываем своё мнение к проблеме (или к позиции автора) Подбираем пример из прочитанной литературы с похожей проблемой. Подбираем второй пример из литературы (желательно) или вспоминаем пример из жизненного опыта. Формулируем вывод (подводим итоги) Внимательно читаем текст, исправляем речевые ошибки (убираем лишние слова, добавляем пропущенные; исправляем места, где «режет слух» или «некрасиво звучит», заменяем повторяющиеся слова или стоящие рядом однокоренные слова и т.д.) Считаем количество слов. Стремимся к норме 150-180 слов. Проверяем текст на грамотность, стараемся не использовать слова с незнакомым написанием и не перегружаем текст сложной пунктуацией. |
ВСТУПЛЕНИЕ. ПРОБЛЕМА ТЕМА (о чём?) – война, любовь, природа и т.д. ПРОБЛЕМА - это вопрос, который поднимает автор в тексте, требующий решения и вызывающий на размышления. Тема и проблема – это не одно и то же. Проблема (какая?) – сложная, важная, глубокая, острая, основная, злободневная, актуальная, неоднозначная … Где искать? Задание 21 и 25 (подсказки) |
КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ Комментировать – это объяснить, разъяснить, дать толкование проблеме. - охарактеризовать проблему по типу (нравственная, социальная, этическая, философская, эстетическая, политическая и др.); - привести два примера из текста, иллюстрирующие проблему, стараясь не пересказывать текст. |
ПОЗИЦИЯ АВТОРА Позиция автора – это его отношение к проблеме, путь ее разрешения. Очевидная (прямым текстом написано отношение автора к проблеме); Неочевидная (можно догадаться по смыслу). Мне кажется, что… Возможно, автор хотел сказать… Я думаю, что… |
СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ В собственном мнении указывается согласие/ несогласие с авторской позицией. Высказывание строится по схеме сочинения-рассуждения: Тезис (основная мысль) Аргументы 1,2 Вывод |
АРГУМЕНТ ПЕРВЫЙ Пример из читательского опыта (художественной литературы). Подбирается произведение, в котором поднимается подобная проблема. Следует указать название произведения, жанр, фамилию автора и инициалы и указать, в чем схожесть проблемы и как она раскрывается в данном произведении. |
АРГУМЕНТ ВТОРОЙ Предпочтительнее привести пример из художественной литературы, возможен пример из жизненного опыта. Хорошо использовать личный пример, если проблема затрагивает тебя непосредственно (экологическая, проблема памяти, забота о ближнем). |
ВЫВОД Подводим итог всему сказанному ёмким и точным предложением. Можно привести цитату, крылатую фразу, если ты точно знаешь ее значении. |
ЛЕКСИКА Пишем сочинение в едином стиле. Не используем сомнительную лексику даже в кавычках. Стараемся меньше использовать цитирование. Тип речи – рассуждение, поэтому не пересказываем и не вдаемся глубоко в описание. Используем вводные слова и конструкции, чтобы упростить логику и последовательность перехода от одного пункта сочинения к другому: Во-первых, во-вторых… Следовательно.. Следует отметить… Таким образом… В заключение… Можно сделать вывод… По-моему… СОВЕТЫ Пиши сочинение строго в соответствии с требованиями к заданию. Вступление – это необязательная часть сочинения, можно начать сразу с проблемы. Заключение (вывод) должен быть обязательно. Работай по принципу: проще, но надежнее. Не используй незнакомые слова и сложные многокомпонентные предложения. Внимательно читай текст, чтобы не ошибиться в выборе проблемы. Не пиши слишком большое сочинение. |
Успехов на экзамене! 2023-2024 уч.г. |
ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ на ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018 ПАМЯТКА ДЛЯ ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКА |