СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка по написанию сочинеия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь выпускникам подготовиться к написанию сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Памятка по написанию сочинеия»

ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

Обрати внимание!

Сочинение должно иметь не менее 150 слов. Если меньше 70 слов, то не оценивается. Если в сочинении от 70 до 150, то высший балл не ставится.

Структура сочинения по абзацам.

1 абзац – проблема (2 предложения)

2 абзац – комментарий ВНИМАНИЕ! Это не пересказ.

1 пример – иллюстрация + пояснение примера

2 пример – иллюстрация + пояснение примера

Связь между примерами и анализ связи между примерами

Комментарий можно разделить на три абзаца (1 абзац: 1 пример + пояснение, 2 абзац: 2 пример + пояснение, 3 абзац: связь + анализ)

3 абзац – позиция автора (1-2 предложения)

4 абзац – свое отношение к позиции автора

5 абзац – обоснование. Пример из литературы или жизни, новостей, жизни известных людей

6 абзац – вывод


Проблема
Алгоритм выявления проблемы

В публицистическом тексте повторяем за автором (чаще всего)

В художественном тексте ищем тему. Делаем тему более подробной, конкретизируем её.

Если не можем найти проблему:

Шаг 1. Ищем в тексте позицию автора (основную мысль в тексте; чаще всего она находится в последних двух абзацах; максимально обобщенная, эмоциональная и оценочная фраза)

Шаг 2. Выписываем позицию автора, задаем к ней вопрос. Это и есть проблема.


Клише для 1 абзаца

Предложенный для анализа текст посвящен проблеме…

Автор размышляет над проблемой…

Автор текста затрагивает проблему…

В центре внимания автора проблема…

В тексте (ФИО автора) поднимается проблема...

(ФИО автора) предлагает нам, читателям, задуматься над проблемой…

Как (зачем, почему и др.)? Именно эта проблема привлекла внимание автора.


Зачин в комментарии

Автор обращает наше внимание на…

   Автор особо подчеркивает, что…

  Автор доказывает (убеждает, приглашает к размышлению…)

  Автор осуждает (одобряет, иронизирует, восхищается, удивляется)…

  Автор не случайно использует слово (слова)…

  Автор упоминает (кого? что?)  с целью…

  Автор подчеркивает, замечает, указывает на…

  Автор размышляет (над чем)…

  Автор высказывает интересное предположение…

  Автор анализирует, характеризует, описывает, разбирает


Как перейти от первого примера иллюстрации ко второму


Переход ко второму примеру можно осуществить словами-связками, которые будут указывать на тип связи между примерами:

Союзами: но, однако, тем не менее

Или вводными словами: кроме того (если примеры дополняют друг друга) напротив (если примеры противопоставлены), в частности (если один пример уточняет, конкретизирует другой), с одной стороны, с другой стороны (если показаны разные стороны одного явления, ситуации и т.п.), следовательно (если отношения между примерами - это причина и следствие).//

Можно общей фразой: Далее автор повествует /рассуждает/ рассказывает о … или: Размышляя далее…


Клише для формулировки авторской позиции

Позиция автора такова: …

 Автор считает, что…

 Автор стремится донести до читателя мысль о   том, что

 По мнению автора, …

 Всей логикой повествования автор убедительно  доказывает, что…

 Автор убеждает нас в том, что…

 В тексте доказывается мысль о том, что…

Авторскую позицию нельзя не увидеть в  утверждении…

 Точка зрения автора не только оригинальна, но  и глубоко продумана, выстрадана.    Автор…хочет донести до каждого читателя  свои самые  сокровенные (важные) мысли.      Позиция автора ясна и сформулирована в тексте…

 Позиция автора (повествователя) в тексте не  сформулирована, но весь строй рассказа  (статьи) подводит нас к мысли…


Клише для формулировки отношения к позиции автора и обоснованию этого отношения

Достаточно 1 аргумента

Обоснованием может быть:

  • Литература

  • Собственный опыт (наблюдения над жизнью людей и общества, лучше обобщенные: так не надо: «моя мама меня поддерживала, и я вырос(ла) прекрасным и уверенным в себе человеком. Лучше: Если взрослые поддерживают все начинания детей, верят в них, то чаще всего такие дети вырастают в уверенных взрослых)

  • Фильм

  • Сериал

  • Мультфильм

  • Песня

  • Логический аргумент

  • Цитата

  • Пословица

  • Предположительные примеры (я не могу себе представить жизнь без книг….)



Клише для формулировки своего отношения к позиции автора


Автор, безусловно, прав, утверждая …

Нельзя не признать правоту автора …

 Я полностью согласен с мнением автора…

 Я разделяю точку зрения автора…

С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, он приводит убедительные примеры, во-вторых…

Не могу во всем согласиться с автором. Позиция автора близка мне, но…

В основном соглашаясь с точкой зрения автора, хочется возразить ему лишь в одном…

 Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

 Я считаю, что автор не прав, потому что…

Я считаю необходимым возразить автору…

Я думаю, следует не согласиться с автором…

Мне кажется, автор не вполне прав…


Вывод


Виды заключения:

- Обобщение основных мыслей автора

  • Вопросительное предложение (часто риторический вопрос)

  • Призыв / обращение к читателю

  • Использование цитат


Клише для вывода


Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Таким образом,…

Следовательно,…



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!