СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для учащихся "Учимся работать с текстом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как работать с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся "Учимся работать с текстом"»














МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»


Эрпес Т.О.


2019 год



Памятка для учащихся


Памятка по работе с текстом

Как выделить главное в тексте учебника

Внимательно прочитайте параграф или часть его

1. Выделите главное (основную мысль) в прочитанном тексте;

2. Найдите в тексте примеры или факты, подтверждающие главное в содержании материала

3. Придумайте свои примеры, взятые из жизненных наблюдений конкретизирующие

главное в содержании изучаемого материала (например, о свойствах вещества, о

взаимосвязи областей его применения со свойствами.

4. Запишите главные мысли в прочитанном тексте в тетрадь своими словами. Найдите в тексте вывод по изученному материалу.


Как составить план прочитанного текста (1 вариант)

1.Прочитайте внимательно текст параграфа или часть его.

2.Перескажите мысленно (про себя) этот текст. Отражает ли заголовок основное содержание текста.

3.Разделите это материал на смысловые части, т.е. сгруппируйте текст, относящийся к

каждой отдельной мысли.

4.Придумайте заголовки к каждой части по ведущей мысли

5.Выберите вид плана (простой, сложный) грамматическую форму плана (только из

назывных предложений; только из вопросительных предложений; смешанный.

6.Запишите план в тетрадь. Проверьте его.


Как составить план прочитанного текста (2 вариант)

1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2.Определите тему и основную мысль текста.

3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное

нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они

тему и основную мысль текста.

5.Проверьте, можно ли пользуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или

изложить) текст.

6.Аккуратно перепишите проверенный вариант.


Как пересказать прочитанный текст учебника

1. Внимательно прочитайте предложенный текст параграфа.

2.Найдите в тексте ответы на поставленные учителем вопросы и ответьте на них

словами учебник

3.Составьте ответы на вопросы своими словами.

4.Перескажите содержание параграфа своими словами (кратко, подробно, близко к

Тексту.

5.Подготовьте рассказ по тексту параграфа, используя учебник и соответствующие

иллюстрации в данном параграфе.


Приемы работы с текстом

Маркировка текста

Учащимся предлагается система маркировки текста, предполагающая следующие значки

«V» — галочкой отмечается то, что известно;

«-»—знаком минус помечается то, что противоречит представлениям читающих, с чем

они не согласны

«+»—знаком плюс помечается то, с чем слушатель согласен;

«?»—вопросительный знак ставится, в том случае, если материал является для читателя

интересным и неожиданным, если у читателя возникло желание узнать о том, что

описывается, более подробно

На основании проделанной работы заполните таблицу: выпишите соответствующие

цитаты (предложения, ключевые слова, фразы) и сопроводите их кратким комментарием;


Таблица 1


Плюсы «+»

Минусы «-»

Интересно «?»





Двойной дневник.

Прочитайте текст. Выпишите цитаты, отражающие, на Ваш взгляд, ключевые идеи

текста. Заполните двойной дневник, предложив для каждой из приведенных цитат свой

комментарий.

Таблица 2

Цитаты

Комментарии




Ассоциации

Прочитайте текст, выпишите основные теоретические положения. Основываясь на

личном опыте, попытайтесь привести в соответствие каждому теоретическому

положению конкретную ситуацию из жизни.


Таблица 3 Примеры

Теоретические положения


Выражения на языке обыденного сознания


Культура трактуется как нечто,

характеризующее свойства человека в

сфере социального поведения, включающее

в себя тактичность, уважение к другим

людям, деликатность.


Культурным можно быть повсюду. В

большом городе иной раз ведут себя по

-хамски. Кто культурен, тот и в лесу

культурен.




Вопросы? Вопросы???

Учащимся предлагается составить наибольшее количество общих и частных вопросов

проблемного характера по тексту. Таблица «Общих» и «Частных» вопросов может

составляться как на стадии знакомства с текстом, так и на этапе его осмысления, причем в

первом случае—это вопросы для дальнейшего изучения темы; на стадии осмысления

—способ осознания и понимания прочитанного.


Таблица 7

??? общие


???частные


Дайте 3 объяснения, почему...?


Кто?


Объясните, почему...?


Что?


Почему Вы думаете...?


Когда?

Почему Вы считаете...?

Может... ?


В чем различие...?


Будет...?

Предположите, что будет, если...?


Могли... ?


Что, если...?


Как звать?


Согласны ли Вы...?


Было ли?


Верно ли?



По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие

простого, односложного ответа (Например: В каком году произошла Куликовская битва?

Кто автор рассказа «Ёлка»?). В левой колонке—вопросы, требующие

подробного, развернутого ответа. Как правило, это проблемные вопросы, т.е. такие,

которые не имеют однозначного ответа.

Идея

После чтения текста, учащимся предлагается заполнить таблицу:

Таблица 4

Самая важная мысль



Самая спорная мысль




Идея, которую хотелось бы попробовать на практике




Рефлексия.

Письменное творчество -это всегда рефлексия. Кроме прочих значений, в английском

языке слово reflection имеет также значение «отражение». Когда в своем сознании вы

задумываетесь о чем-то, вы как бы возвращаетесь к этому, пересматриваете,

переоцениваете, переосмысливаете.

Приведем примеры заданий на формирование рефлексии. После чтения текста (выполнения заданий), учащимся предлагается проанализировать и

оценить собственную деятельность, отвечая на вопросы составляться как на стадии знакомства с текстом, так и на этапе его осмысления, причем в

первом случае -это вопросы для дальнейшего изучения темы; на стадии осмысления

-способ осознания и понимания прочитанного.


Таблица 7


Моим самым большим достижением при

работе над заданиями является



Самые большие затруднения при

выполнении заданий были связаны с тем



Идея, которую хотелось бы попробовать на

практике





Как помочь ученику написать отзыв на книгу.

Каждый ученик самостоятельно пишет (формулирует) отзыв о книге (не более одного

тетрадного листа). Прилагаемая читательская анкета может служить образцом для

написания рецензий.

Младшие школьники, которым еще трудно писать самим, могут обсуждать книги устно в

группах с учителями, а те записывают их мнения. В ходе такого коллективного

обсуждения определяются и фиксируются индивидуальные читательские предпочтения

участников. А в финале – определяются итоговые результаты, коллективные предпочтения.

В случаях любых затруднений с письменным изложением своей оценки дети имеют право

прибегать к помощи взрослых. А взрослые – родители, педагоги, библиотекари –должны

деликатно прийти на помощь. Навязывание собственной точки зрения взрослыми

НЕДОПУСТИМО. Обсуждение –один из важнейших этапов. При обсуждении прочитанных книг, следует особое внимание обращать на то, чтобы у ребенка была возможность поделиться собственным мнением, рассказать о своем собственном читательском опыте, об эмоциях, которые у него рождались при чтении, поделиться радостью от прочитанного. Любое мнение должно высказываться доброжелательно, и выслушиваться с вниманием и уважением. Что можно написать о книге:

Какое впечатление произвела на вас прочитанная книга?

Как называется книга (повесть, рассказ)? укажите её автора?

Кто её главные герои? напишите их имена?

В какое время происходили события, описываемые в книге?

Опишите запомнившийся эпизод из книги, поступок героя, дайте ему оценку?

Что вы узнали нового из книги? Что еще можно написать о книге?

Заинтересовала ли вас прочитанная книга, увлекла, взволновала, дала ли новое

понимание жизни?

Вспоминаете ли вы о людях, о которых прочитали в книге, хочется ли вам жить так

же, как они; понравилось ли вам, как автор описывает характер и

наружность героя,

события и природу; обратили ли вы внимание на язык произведения?

Знаком ли вам автор произведения, какие его книги вы знаете, чем он отличается от

других авторов, что вас привлекает в его книгах

на иллюстрации к книге; кто автор

иллюстраций. Повлияли ли они на выбор книги, помогли ли понять её.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!