Памятка для родителей «Советы логопеда»
Артикуляционная гимнастика
Цель:
• улучшение кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервация;
• улучшение подвижности артикуляционных органов;
• укрепление мышечной системы языка, губ, щёк;
• уменьшение спастичности (напряжённости) артикуляционных органов.
«Сказка о весёлом язычке»
За белыми зубами, за алыми губами живёт язычок. («Заборчик» - «Рупор» (губы в улыбке, зубки сжаты и видны; губы округлены и вытянуты вперёд, зубки сжаты и видны)). Каждое утро он смотрит на небо - светит ли солнышко и смотрит на землю - сухая ли дорожка, катается на качелях. («Качели» (язычок тянется к носику - к подбородку)). Покатавшись, язычок ест вкусное варенье и облизывается. («Вкусное варенье» (язычок широкий двигается с верхней губы в ротик)). Чистит зубки («Чистим зубки» (язычок за верхними зубками двигается сверху - вниз, влево - вправо)). А потом прыг на лошадку и скачет («Лошадка» (щёлкать язычком)). Доскакал язычок до домика, а в этом домике живёт маляр. («Маляр» (язычок двигается по нёбу-потолку вперёд-назад)), скачет дальше («Лошадка»). Доскакал до следующего домика. А там за забором живёт индюк, ходит и дразнится. («Индюк» (бл-бл-бл - дразнится)). Ещё дальше скачет язычок и доскакал до леса. Там высоко на дереве дятел сидит и по дереву стучит. («Дятел» (д-д-д за верхними зубками стучит язычок)). И обратно поскакал язычок. Увидел индюка, маляра, покатался на качелях, поел варенье, почистил зубки и спрятался в свой домик, отдыхать. (Повторяются упражнения «Индюк», «Маляр» и т.п.).
Каждое упражнение желательно выполнять перед зеркалом ежедневно по 6-7 раз.
Словесные игры и упражнения, способствующие активизации речевого развития детей
1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зелёный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
3. Скороговорки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
4.«Общие слова».
1. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…деревья.
5.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика-.
6. «Посчитай». Считаем всё, что можнопосчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.
7.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький-…, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
8. «Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
9. «Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково,
например, ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
10. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки: это овощ, растёт на грядке, круглый,
красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
11. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
12. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
13. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.