СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Алгоритм решения заданий повышенной сложности при подготовке учащихся к ОГЭ"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка "Алгоритм решения заданий повышенной сложности при подготовке учащихся к ОГЭ"

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Алгоритм решения заданий повышенной сложности при подготовке учащихся к ОГЭ"»

12


Алгоритм решения заданий повышенной сложности

при подготовке учащихся к ОГЭ

«Климат России и мира».

Алгоритм решения задания № 10. Чтение синоптической карты, определение зоны действия атмосферных вихрей

Данные задания

1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков.

2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое

давление) и антициклонов (высокое давление)

3. Найти города, расположенные в зоне их действия

4. В соответствии с условиями задания

определить нужный город.




Задание № 11. Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды

Данные задания

1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление)

2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения

3. Найти на карте города(варианты ответов) расположенные на пути движения фронта.

Задание № 27.Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

Чтение климатограммы. Для работы используйте в атласе для 7 класса

карты климатических поясов мира и климатическую.

1. Определите по климатограмме: температуру мах и min, самый тёплый и самый холодный месяцы, амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения.

2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте неверные ответы).

3. По карте климатических поясов определите, в каких поясах располагается точки. Вспомните особенности климата этих поясов.

4. По климатической карте определите, сколько осадков выпадает в каждой из точек и сравните с количеством осадков на климатограмме.

5. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности).

6. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ.




  

 1) 

A 2) В 3) С 4) D

  



Можно разработать пошаговую инструкцию выполнения задания.

1. Определить полушарие.

Если самая высокая температура приходится на июнь-июль-август – значит точка в северном полушарии.

Если самая высокая температура приходится на декабрь-январь-февраль – значит точка в южном полушарии.

2. Определить удаленность от экватора.

Критерий – максимальные/минимальные температуры.

Самые высокие температуры на экваторе и в тропиках. Самые низкие - на полюсах.

  • Экватор, тропики (20-30 широты), температура теплого сезона + 24+30 градусов.

  • Умеренные широты (40-60 ш.) температура теплого сезона +12+20 градусов.

  • Полярные широты (60-90 ш.) температуры теплого сезона от 0 до -50 градусов.

 Чем дальше от экватора, тем ниже температуры. Эти данные можно найти на климатической карте и карте климатических поясов.

3. Определить удаленность от побережья.

Критерий – амплитуда температур (разница между минимальной и максимальной температурой). Чем дальше от берега, тем больше амплитуда температур.

Примеры:

а) средняя t в июле +32, средняя t в январе -32. Амплитуда = 64ᵒC – это большая амплитуда. Значит точка расположена в глубине материка.

б) средняя t в июле +18, средняя t в январе +8. Амплитуда равна 10ᵒC – это небольшая амплитуда. Значит точка на побережье или рядом с ним.

4. Распределение осадков.

Распределение осадков подчиняется нескольким основным закономерностям.

Первая: их количество уменьшается в направлении от экватора к полюсам

Вторая: их количество уменьшается в направлении от побережья вглубь материка.

Третья: если количество осадков выпадает равномерно в течение года – это основной климатический пояс (экваториальный, тропический, умеренный, арктический/антарктический), если осадки неравномерно выпадают в течение года, а по сезонам, то:

  • это либо переходный климатический пояс: субэкваториальный, субтропический, субарктический/ субантарктический;

  • либо влияние муссонов на восточных побережьях материков в умеренном поясе.

При влиянии муссонов большее количество осадков выпадает в летний период, то есть: в северном полушарии это май-сентябрь, а в южном – ноябрь-март.

В переходных климатических поясах количество осадков зависит от действующей там воздушной массы.

  • Экваториальная и умеренная воздушные массы – влажные, они приносят осадки.

  • Тропическая и антарктическая/арктическая – сухие, они осадки не приносят.

На основании всех данных делаем заключение о соответствующей точке.

Алгоритм выполнения задания № 14. Определение географических координат:

- Найти точку пересечения экватора и нулевого меридиана;

- От этой точки вдоль нулевого меридиана определи географическую широту точки;

- затем определи географическую долготу;

- запиши определённый объект.

















Алгоритм выполнения задания №21. Определение профиля.



- Внимательно рассмотри топографическую карту, её условные обозначения, через сколько метров проведены горизонтали; найди заданные точки и соедини их линией;

- по местным признакам определи в каком направлении идёт понижение рельефа;

- найди подписанные горизонтали и горизонтали, расположенные ближе всего к заданным точкам;

- определи на карте высоту точки А, найди профиль (профили) на которых высота точки соответствует карте, исключи те профили, где она не соответствует и больше их не рассматривай;

- определи на карте высоту точки В, найди профиль (профили) на которых высота точки соответствует карте, исключи те профили, где она не соответствует и больше их не рассматривай;

- если осталось более одного профиля, то проанализируй профиль местности на карте и выбери подходящий профиль в задании.



Задания № 28, 29 ОГЭ.

Школьники из нескольких населённых пунктов обменялись данными многолетних наблюдений, полученных на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в таблице

Пункт наблюдения

Географичес кие координаты пунктов

Высота над уровнем моря, м

Средняя температура воздуха, градусы С

Среднегодовое количество осадков, мм

июль

январь

Петрозаводск

61*с.ш. 34*в.д

110

+15,6

-11,0

554

Вологда

59*с.ш. 40*в.д

125

+17,0

-11,9

569

Казань

55*с.ш. 49*в.д

64

+19,7

-12,9

554

Уфа

54*с.ш. 56*в.д

104

+19,5

-15,0

571


Задание № 28. Кто из учащихся на основе анализа данных таблицы сделал правильный вывод?

  1. Кристина: « Чем дальше на юго – восток, тем меньше годовое количество осадков»

  2. Иван: «« Чем дальше на юго – восток, тем ниже средние температуры воздуха в январе».

  3. Пётр: « Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем ниже средние температуры в январе».

  4. Светлана: « Чем севернее, тем холоднее».

Алгоритм выполнения задания № 28:

- Определить направление С-Ю по широте местности ( если широта северная, то чем больше её цифровой показатель, тем севернее; если широта южная, но наоборот)

- Определить направление З-В по долготе ( если долгота восточная, то чем больше её цифровое значение, тем восточнее;, если долгота западная, то наоборот).

- Далее внимательно анализируем каждый тезис, сопоставляя необходимые по условию данные.

- Выбираем правильный ответ.

Задание № 29. В каком из городов 21 марта (день равноденствия) Солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом

А) Петрозаводск, б) Вологда, в) Казань, г) Уфа.

Алгоритм выполнения задания № 29:

- Вспомни, где Солнце находится в дни равноденствия ( на экваторе, Северное и Южное полушария освещаются равномерно) и то, что день наступает с востока на запад. В дни равноденствия чем восточнее пункт, тем раньше Солнце поднимется над горизонтом.

- По данным таблицы ( г. долгота) определяем самый восточный пункт. Там и раньше Солнце поднимется над горизонтом.

Второй вариант задания № 29 : определить пункт с наибольшей (наименьшей) высотой Солнца над горизонтом, например, 22 декабря. При выполнении данного варианта задания необходимо:

- Вспомнить где в этот день Солнце в зените (над Южным тропиком) и его г. широту (23,5* ю.ш.).

- По широте определи пункт, расположенный ближе всего к Южному тропику, там и будет наибольшей высота Солнца.

Третий вариант задания № 29: в каком из пунктов 22 июня продолжительность светового дня будет наибольшей.

При выполнении данного варианта задания необходимо:

- вспомнить в каком полушарии в этот день находится Солнце ( с 21 марта по 23 сентября в Северном, с 23 сентября по 21 марта – в Южном). Необходимо понимать, что когда Солнце находится в Северном полушарии, то за Северным полярным кругом будет полярный день и чем ближе к Северному полюсу, тем больше продолжительность светового дня. Если Солнце в Южном полушарии, то полярный день за Южным полярным кругом и чем ближе к Южному полюсу, тем больше продолжительность светового дня.

Алгоритм выполнения задания №23. Факторы размещения промышленного производства.

  АО «Тульский комбайновый завод» - одно из крупнейших в России предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Основу современной производственной специализации составляют: комплекс зерноуборочной техники, комплексы кормоуборочной техники для заготовки силоса, сенажа и сена. Все конструкции моделей сельскохозяйственных машин разработаны с учетом современных технологий.

Чем можно объяснить размещение производства комбайнов в г.Тула? Укажите две причины. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Основной материал, которым должен владеть учащийся – знание факторов размещения отраслей российской промышленности. Для каждого производства набор факторов будет различный.

Последовательность (алгоритм) действий, рекомендуемая учащимся при выполнении задания № 23:

1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»

2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.)  Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)

3. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

4. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. 

Давайте посмотрим, как эта схема применима к заданию указанному выше. Итак:

1) Какую продукцию производит описываемое предприятие?

АО «Тульский комбайновый завод» производит сельскохозяйственную технику (зерноуборочные и кормоуборочные комбайны)

 2) Какие условия необходимы для выпуска этой продукции?

При изготовлении сельскохозяйственной техники требуется достаточно много металла, следовательно, это производство металлоемкое.

3)     Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

При размещении металлоемкие производства будут ориентированы на предприятия выпускающие металл – металлургические комбинаты. Предприятия, выпускающие продукцию, перевозка которой обходится очень дорого, размещаются вблизи потребителя. В данном случае потребителем является сельское хозяйство.

4)     Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе указанном в задании.

В городе Тула (Центральная Россия) есть металлургические предприятия. Такие предприятия есть и в других городах Центральной России (напр. Липецк). В Тульской области развито сельское хозяйство, а следовательно, необходима и сельхоз техника.



Алгоритмы можно разработать для выполнения многих заданий. Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. Данная система мероприятий будет способствовать повышению качества подготовки и приведёт к наиболее высоким результатам при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.





Алгоритм решения типовых тестовых заданий ОГЭ

1. № 6, 8, 9, 13,17. Тема «Население России»

Задача

Карты

Алгоритм действий

6.

Определение традиционных занятий населения

Народы России Природные зоны России Политико – административная России

1.Какие условия необходимы для заданных занятий? 2. Определите район проживания народов 3. В какой природной зоне расположен район? Есть ли в ней необходимые условия?

8.

Динамика показателей населения

Данные задания

1. Найти в таблице или графике временной промежуток в соответствии с заданием 2. Найти строки (столбцы или точки графика) того показателя, динамику которого необходимо проследить 3. Ответить на вопрос

9.

Вычисление показателей населения (естественный и миграционный прирост, плотность населения и т.д)

Данные задания

  1. Вспомнить формулы вычислений:

Общий пр = Е пр + М пр;

Е пр = Р – С ;

С = Р - ЕП

М пр = Им – Эм или

МП = приехавшие – уехавш.

Плотность = Население/ S(площадь)

Густота дорог = длина дорог/S(площадь)

МП = ОП – ЕП

ЕП = ОП - МП

2. Найти в таблице нужные данные 3. Подставить в формулу, внимательно выполнить подсчеты

17.

Численность населения городов (города миллионеры)

Плотность населения России

1).Вспомнить список (15) городов-миллионеров;

2) На карте плотности населения России найти искомые города, сравни пунсоны, которыми они обозначены, по величине.

3) расставь города по порядку, как указано в условии задания ((внимательно читай задание)


7.

Определение районов главной полосы расселения

Плотность населения России

1. Увидеть на карте главную полосу расселения (более темная), включающая Европейскую часть России и юг Азиатской части (форма треугольник) 2. Найти на карте города –варианты ответов, выбери правильный ответ.

13.

Ориентирование в основных терминах темы

_________________-

1. Вспомнить терминологию (понятия и их определение) 2. Соотнести с вариантами ответов

2. №11, 12, 27 «Климат России и мира»

10.

Чтение синоптической карты, определение зоны действия атмосферных вихрей

Данные задания

1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков. 2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление) 3. Найти города, расположенные в зоне их действия 4. В соответствии с условиями задания определить нужный город

11.

Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды

Данные задания

1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление) 2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения. 3. Найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта

27.

Чтение климатограммы

Карта климатических поясок. Климатическая карта мира.

1. Определите по климатограмме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения. 2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа) 3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности) 4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ

15, 16, 17 Строение земной коры и процессы, происходящие в ней и в других оболочках Земли, рельеф

15.

Установление причинно- следственных связей явлений

Карты строения земной коры (или другое)

1. Внимательно прочтите текст к заданию 2. Определите явление, о котором идет речь, вспомните его причины и места распространения 3. Найдите на карте объект, о котором говорится в задании 4. Соотнесите ваши знания причин явления и данных карты. 5. Постройте цепочку причинно-следственных связей ( строение лит.плит - тектоническую структуру – их внешнее проявление)

3, 4.

Определение районов распространения данного явления

Те же и политическая карта мира

1. Определите по основной карте область проявления процессов, описанных в тексте задания 2. Найдите эти области на политической карте мира. 3. Выберите страну, которая расположена в этой области


Чтение рельефа по карте

Физическая карта

1. Найдите города, указанные в задании 2. По цвету и шкале высот и глубин определите высоту, на которой они расположены 3. Запишите в черновике город- его высота 4. Расположите ответы в заданном заданием порядке

18-21 «План местности»

18.

Определение расстояний по плану

Найдите на карте заданные точки. С помощью линейки измерьте расстояние, округляя до десятых (в см) Найдите именованный масштаб на плане В соответствии с масштабом переведите полученное расстояние в метры (или км) Запишите полученный результат

19.

Определение направлений по плану

Найдите на плане точку отправления и точку назначения От точки отправления проведите луч - направление на север Соедините точки отправления и назначения Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева)

20.

Умение читать план, определять и оценивать заданные условия

1.Определите по условию задания предназначение участка 2.Составьте список необходимых условий ( особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д) 3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия. 4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его

21.

Выбор профиля местности по отрезку плана

1. Соедините точки отрезка на плане. 2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В 3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей. 4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная) Определите плавные и крутые склоны. 5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты 6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ

18 «Географические координаты»

14.

Определение по географическим координатам объекта

1. По наименованию долготы (восточная или западная) определите нужное полушарие 2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное полушарие (четверть). 3. Найдите параллель, на которой лежит объект 4. Выберите более крупную карту (мира, материка, России) 5. Найдите меридиан, на котором лежит объект 6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!