СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Память о Холокосте - путь к толерантности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час «Память о Холокосте – путь к толерантности» с просмотром и обсуждением документального фильма «Список Киселева»

Просмотр содержимого документа
«Память о Холокосте - путь к толерантности.»

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение новосибирской области Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н. А. Лунина

Утверждаю:

зам.зав. филиалом по УВР

___________Т.Ю. Фадеева «____»___________2019 г.



Классный час

«Память о Холокосте – путь к толерантности»

с просмотром и обсуждением документального фильма «Список Киселева»

Провели:

мастер п/о гр. МЛ - 31

Григорьева О.В.

преподаватель истории

Романова С.С.





2020 год



Цели:

Образовательная:

- активизация знаний, полученных на уроках истории при изучении темы “Вторая мировая война”;

- формирование интереса обучающихся к малоизученным страницам истории Великой Отечественной войны.

Развивающая:

- развитие умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию.

Воспитательная: 

- воспитание непримиримого отношения к нацизму и фашизму, воспитание чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма;

- раскрытие темы личности в истории;

- воспитание чувства собственного достоинства, умения уважать достоинство других;

- воспитание стремления обучающихся противостоять насилию и жестокости в современном мире.

Оборудование: проектор для демонстрации документального фильма  «Список Киселева» ( Авторы: режиссер Юрий Малюгин, оператор Сергей Стариков, компания «АБ-ТВ», 2008 г.).


Ход классного часа


Преподаватель истории: - Добрый день. Тема сегодняшнего занятия: «Память о Холокосте – путь к толерантности» . Напомните мне значение слова «Толерантность». (Ответы обучающихся: Толера́нтность – терпение, терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям). (Слайд 2) А говорить о толерантности мы будем, обращаясь к событиям Холокоста. Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. (Слайд 3) Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим. Вы уже знаете о страшном слове – Холокост. По-гречески это означает «огненная жертва». Так назвали  крупнейшую этнополитическую трагедию в истории мировой цивилизации – истребление шести  миллионов евреев в годы Второй мировой войны. Евреи подвергались массовым расстрелам, умерщвлению в газовых камерах, жестоким и антигуманным медицинским экспериментам. Победившим и выжившим во Второй мировой войне казалось, что подобные события никогда не повторятся. Однако сегодня мы понимаем, что это, к сожалению, не так. В день памяти жертв Холокоста, мы вместе с вами посмотрим документальный фильм.


Мастер п/о:


— часто ли вы смотрите документальное кино?

в чем, на ваш взгляд, заключаются особенности документального кино? В чем его отличие от кино художественного? (Большинство обучающихся отмечают одно из главных отличий документального кино — отражение реальных, а не вымышленных событий. В качестве значения подростки отмечают, что документальное кино отражает реальные исторические события, с его помощью можно лучше узнать и понять исторические события.)

как вы думаете, в чем значение документального кино? Нужно ли его смотреть, например, вам, подросткам? (Обучающиеся отвечают на вопросы, происходит обсуждение ответов.)

Мастер п/о подводит небольшой итог обсуждению.

Преподаватель истории: - Фильм, который мы посмотрим, называется «Список Киселева». Еще одно название «Спасенные из ада». (Слайд 4) Авторами его являются режиссер Юрий Малюгин и оператор Сергей Стариков. Фильм был снят компанией «АБ-ТВ». Премьера состоялась 27 мая 2008 года в Доме кино в Москве. Фильм озвучивали Игорь Кваша и Александр Носик.


Вопросы к обучающимся:


— Какие ассоциации у вас возникают с названием фильма?

О чем будет этот фильм, на ваш взгляд?

(Предполагаемые ответы обучающихся)


Мастер п/о: - 6 декабря 2019 года исполнилось 106 лет со дня рождения Николая Киселёва. (Слайд 5). Мало кто знает, что этот человек совершил подвиг во время Великой Отечественной войны. Николай Киселёв — командир Красной Армии, бежавший из плена и оказавшийся в 1941 году на оккупированной территории, по приказу белорусского партизанского командования вывел за линию фронта 218 жителей еврейского местечка Долгиново. Он спас им жизнь, совершив в тяжелейших условиях переход по тылам немецко-фашистских войск на расстояние свыше полутора тысяч километров. В этом кино с нами действительно говорят участники, свидетели этих событий. В то время, о котором повествует фильм, они были детьми. Можно сказать, что благодаря Николаю Киселеву они говорят с нами, потому что он спас им жизнь. Дети, которых спас Николай Киселёв, помогли создать одну из самых честных документальных лент. В этом фильме историю Холокоста в небольшом местечке Долгиново и спасения оставшихся евреев рассказывают четырнадцать бывших детей из группы Киселёва — взрослые уже умерли.


Преподаватель истории: - Перед вами вопросы, на которые нужно будет ответить после просмотра фильма. (Зачитаем вопросы). (Слайд 6)


- Стало ли вам более понятным название фильма? В чем, на ваш взгляд, заключается его смысл? Какое название фильму дали бы вы?

- В фильме раскрывается несколько ситуаций выбора (дилемм), который стоял перед героями. Сформулируйте эти дилеммы.

- Каким образом герои фильма делают выбор? Какой это выбор? Насколько он труден для них и почему?

- Выберите по сюжету фильма характеристики, которые спасенные люди дают Киселеву. Почему именно эти характеристики?

- В чем, на ваш взгляд, заключается смысл заключительных кадров о детях и внуках спасенных?

- На наш взгляд, одной из самых глубоких фраз в фильме является фраза «Они родились, что еще можно добавить?» Если бы вы были режиссером фильма, какой фразой закончили бы этот фильм вы?

- Какие еще фразы показались наиболее глубокими и сильными вам?

Далее обучающиеся смотрят фильм.

После просмотра фильма следует обсуждение вопросов.


Мастер п/о обращает внимание обучающихся на некоторые важные моменты:

- в этом фильме для понимания замысла режиссера и исторического материала важно не только то, что люди вспоминают, а ещё и то, как они вспоминают. Есть ужасные события, о которых они говорят спокойно. Есть события, которые заставляет их голоса дрожать и через 70 лет. Есть такие моменты, когда они не могут говорить, закрывают глаза, но ужас пережитого и через 70 лет отражается на их лице;

- дилеммы — ситуации выбора между двумя отрицательными возможностями. В фильме его герои несколько раз стоят перед выбором. Страшным выбором. Этот выбор необходимо сделать, но при этом важно остаться людьми, не потерять человеческое достоинство (дилеммы родителей Берты, самого Николая Киселева, тети раненого мальчика и другие).

Преподаватель истории: В Израиле спасённые Николаем Киселевым люди, их дети и внуки, которых насчитывается более 2200 человек, ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня — в день последнего расстрела Долгиновского гетто. Героизм Киселёва оценён по достоинству, к сожалению, не в России, а в Израиле, где Николаю Киселёву присвоено звание Праведника народов мира. Его имя выбито на стене Почёта в Саду Праведников

мемориала Яд ва-Шем в Иерусалиме. (Слайд 7) Николая Киселёва уже нет в живых, но те, кому он спас жизнь, до сих пор, вспоминая этого человека, сравнивают его с Моисеем.

Много лет подвиг Николая Киселева был неизвестен в нашей стране. Он сам, человек в высшей степени скромный, порядочный, интеллигентный долгие годы хранил молчание и даже в автобиографии об этом умолчал. Возможно, он считал этот героический рейд не подвигом, а естественным поступком, своим долгом.


- процесс увековечивания памяти Николая Киселева начался: 9 мая 2014 года в сквере на Новом Арбате в Москве был торжественно установлен мемориальный камень в память о подвиге Николая Киселева. (Слайд 8 ) На этом месте разбит сквер. (Слайд 9) Сквер расположен недалеко от того места, где жил и работал Николай Киселев.


6 ноября 2015 года открыт памятник в городе Благовещенске. (Слайд 10)


Заключение.


Мастер п/о: - Сегодня мы познакомились с документальной историей о нравственной свободе выбора и ответственности; о моральном долге; узнали историю человека, который понимал, что не только он имеет право на жизнь и свободен ею распоряжаться, но и все люди свободны в своем выборе и должны уважать право на жизнь другого человека. Мы разные по национальности, вероисповеданию, политическим взглядам, убеждениям и обычаем, и находится немало людей, которые способствуют тому, чтобы это деление носило конфликтный характер. Поэтому такие документальные фильмы как «Список Киселева» – это уроки гуманизма, человечности, взаимотерпимости и взаимовыручки народов, они необходимы!


Преподаватель истории: - Нам же всем нужно раз и навсегда понять – люди не делятся на национальности, они делятся на людей и нелюдей. (Слайд 11) А память о Холокосте необходима, чтобы вы, подрастающее поколение, никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.



Историческая справка.

В Долгиново, что на западе Белоруссии, проживало до июня 1941 года 5000 евреев. За считанные дни войны местечко оказалось в глубоком фашистском тылу. 5000 человек были обречены на планомерное, жестокое уничтожение. Эта мука растянулась на целый год. Знаете, почему фашисты не истребили всех сразу? Это было бы экономически невыгодно, с точки зрения немецкого командования. В местечке жили пекари, сапожники, портные, кузнецы — ремесленники. Если всех уничтожить, кто будет обслуживать немцев. Поэтому евреев убивали по мере того, как отпадала необходимость в их профессиональных навыках. Тем не менее в Долгиново еврейский вопрос был решён окончательно намного раньше, чем во всей остальной Европе. К 5 июня 1942 года ни одного живого еврея там не осталось. В этот же день само местечко было буквально стёрто с лица земли. Фашисты сожгли его дотла.

Из 5-ти тысячного еврейского населения местечка выжило всего 278 человек. В основном старики, женщины и дети. Они успели уйти в лес или им повезло отсидеться в погребах хат белорусских соседей. Уцелевшие люди прибились к партизанскому отряду «Мститель», где Николай Киселёв был политруком.

Но у партизан не было никакой возможности содержать всех этих людей. Они не могли их даже элементарно прокормить, не говоря уже о том, что беженцы мешали боевой деятельности. Командир отряда запросил Москву, и вскоре поступил приказ вывести евреев за линию фронта.

Исполнение этого невероятно сложного и опасного задания было поручено шестерым бойцам партизанского отряда «Мститель» под командованием политрука Николая Киселева. К группе присоединился доброволец – 19-летняя Аня Сироткова - после Победы стала женой Киселева .

По территории, занятой фашистами, предстояло пройти почти полторы тысячи километров. В начале августа 1942 года 270 человек, в том числе 35 детей в возрасте от 2 до 15 лет, вышли в беспрецедентный поход. Шли только ночью. Шли петляя, обходя крупные населенные пункты. Детей несли в мешках. За ночь проходили 30-40 км. Днем все 220 человек ложились на землю и лежали неподвижно. Пили болотную воду, ели траву, ягоды, грибы. Не все могли вынести тяжелый путь. Отставали больные и раненые. Киселев ни разу не давал приказа кого-то бросить, пытался сделать все, что только было в его силах.

Днем, пока беженцы отсыпались, бойцы вели разведку, искали безопасный путь, добывали продукты. Несколько раз натыкались на немцев. Бойцам охранения пришлось вступить в перестрелку с врагом. Однажды угодили в болото, из которого с невероятным трудом удалось выбраться. Порой казалось, что идти дальше невозможно. Но всякий раз Киселёв находил способ поднять людей, побудить их продолжить рейд.

Переход длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкую засаду, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались 50 человек, что с ними произошло — неизвестно. Двух раненых — пожилую женщину и мальчика пришлось оставить в лесу, но они выжили. Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось всё более опасным. Во время одного из таких опасных моментов родители Берты в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти всю группу. взял ребёнка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках. Берта выжила.

После более чем 1500-километрового перехода по оккупированной территории, Киселёв вывел за линию фронта 218 человек, после чего был арестован военной контрразведкой как дезертир. Однако, спасённые им люди, в свою очередь заступились за него, и Киселёва освободили. После войны Киселёв работал в Министерстве внешней торговли и никому об этой истории не рассказывал. Он умер в 1974 году, больше ни разу не встретив никого из спасённых им людей.

Звезда Давида как символ евреев

На самом деле большую часть времени эмблема не имела для евреев особой ценности. В иудаизме знак использовался в качестве декора, а потому встречался исключительно на предметах бытового характера – на посуде или менорах (подсвечниках). Позже он стал появляться на синагогах, а со временем даже на надгробиях.

В гитлеровской Германии и оккупированных ей странах звезду Давида обязывали носить всех евреев в качестве опознавательного знака. Она, как правило, нашивалась на одежду или специальную повязку.

Национальным атрибутом для евреев Давидов знак стал лишь в XVIII-XIX веках, утвердившись также в качестве символа иудаизма. Шестиконечная звезда постепенно стала еврейским аналогом христианского креста или исламского полумесяца.

Многих интересует, почему звезда Давида называется именно так, а не иначе. Одно из сказаний прослеживает взаимосвязь символа и некогда жившего царя Давида. Согласно ей, царь использовал звезду с шестью концами в качестве личной подписи.

На иврите имя царя писалось всего из трех букв: Далет, Вав и снова Далет. Буква «Д» изображалась в виде треугольника, что повлекло за собой появление монограммы, где две фигуры сливаются в звезду.

Звезду также называли щитом царя Давида. На иврите это будет звучать как маген Давид. Появление этого названия объясняет другая история. В ней говорится, что на щитах воинов царя был изображен шестилучевой знак.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!