СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

П Р О Г Р А М М А внеурочной деятельности «Изучаем географию в музеях Санкт-Петербурга»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа реализуется в течение 4 лет.

Просмотр содержимого документа
«П Р О Г Р А М М А внеурочной деятельности «Изучаем географию в музеях Санкт-Петербурга»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 48

Приморского района Санкт-Петербурга


















  • Р О Г Р А М М А внеурочной деятельности


«Изучаем географию в музеях Санкт-Петербурга»

направление «общеинтеллектуальное»


для учащихся 7-х классов

(срок реализации 2019-2020 учебный год)







Учитель: Галкина Римма Пранасовна






















Санкт-Петербург

2019

Аннотация


«Музей - грандиозная памятная книга человечества» А.В. Луначарский.




Музеи - неотъемлемая часть культурного наследия. Музейная педагогика – это наиболее активно развивающееся направление деятельности учителей, которое все чаще включается в современный учебный процесс и во внеурочную деятельность, так как позволяет расширить образовательное пространство, создавать образы территории, знакомить учащихся с персоналиями, наиболее яркими личностями: путешественниками, исследователями, учеными, которые совершали географические открытия, изучая нашу страну и планету.


Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников. Программа предназначена для работы с семиклассниками в смешанных группах или отдельно взятом классе.


Программа носит метапредметный характер, так как не только интегрирует исторические, краеведческие, географические знания и умения, но и создает условия для формирования познавательных, организационных, коммуникативных, а, главное, личностных универсальных действий, - путѐм использования образовательного


потенциала музейных экспозиций, исторических и географических музейных экспонатов.



Занятия по программе нацелены на развитие умений извлекать, анализировать и применять разноплановую информацию путем рассмотрения (изучения) объектов материального мира, представленных в музейных экспозициях: артефактов, коллекций, картографической продукции прошлых эпох и современных карт, специальной литературы. Предполагается, что это позволит школьникам адекватно использовать возможности города для своей самореализации.
















2

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Изучаем географию в музеях Санкт-Петербурга» составлена на основе программы авторского коллектива кафедры ЕНО АППО города Санкт-Петербурга проректора по методической работе Кузнецовой Т.С. и ст. преподавателя Тарасовой Л.В. и предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательных учреждений города. Программа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как в современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края, города. Содержание программы направленно на развитие личности посредством формирования механизмов самовоспитания и самообучения, что создает условия для реализации творческого потенциала учащихся.


Содержание программы направлено:


  1. на развитие познавательной и интеллектуальной активности школьников


  1. формирование ряда информационных и организационных компетенций, которые в обобщенном виде понимаются как «способность действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для личности проблем»,


  1. приобретение умений ориентироваться в пространстве города или природы,


  1. владение способами применения различных типов карт


  1. выработку школьниками эффективных и социально значимых для них стратегий жизнедеятельности.


Таким образом, содержание программы согласуется с целями и задачами основного общего образования.


Актуальность программы заключается в том, что музей рассматривается как пространство диалога и сотрудничества, которое помогает раскрыть индивидуальные и


творческие способности семиклассников, сформировать коммуникативную компетентность личности, привить основы географической культуры. Географическая культура предполагает формирование у ученика географической картины мира, географического мышления, использование географических методов и особого языка географии – языка географических карт и картосхем.


Программа предусматривает знакомство с пространством музеев, их профильной спецификой, с миром музейных ценностей. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию навыков музейной культуры, установлению преемственности при рассмотрении с различными коллекциями музеев, воспитанию бережного отношения к музейному пространству.




3

Цели: формирование ценностных ориентаций школьников, использование музейной среды как пространства для диалога и сотрудничества семиклассников, учителя и сотрудников музея.


Задачи:


  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей школьников;


  • формирование умений осуществлять исследовательскую деятельность;


  • развитие самостоятельности;


  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;


  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе и деятельности известных земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;


  • использование межпредметных связей;


  • воспитание коммуникативной культуры;


  • воспитание основ музейной культуры и этических основ формирования личности;


  • формирование системы ценностей учащихся 7го класса, приобщение к историческому,


культурному, природному наследию;


  • воспитание толерантности, патриотизма, любви к своему краю;


  • развитие сотрудничества между педагогами-организаторами внеурочной деятельности,


школьниками, родителями, и сотрудниками музеев.


Ожидаемые результаты реализации программы:


Метапредметные результаты:


  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;


    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;


  • умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;


Предметные:


- знакомство с экспонатами музеев или музейных предметов, как результатами деятельности природы или продуктами творческой деятельности человека, выявление их взаимодействия с окружающим миром.


Личностные результаты:


-формирование у школьников мотивации к обучению;


-развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;

4

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


  • проявление устойчивого интереса к образовательному пространству города;


    • уважительное и бережное отношение к природным и культурным памятникам.


Результативность изучения:


Первый уровень результатов:


  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в городской среде и т. п.);


  • понимания социальной реальности и повседневной жизни; приобретение школьниками знаний о правилах поведения в музейном пространстве города; о правилах продуктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.


Второй уровень результатов: развитие ценностных отношений в общении с другими людьми, стремление к коллективной творческой деятельности.


Третий уровень результатов: получение школьником опыта самоорганизациии и организации индивидуальной и совместной деятельности с другими семиклассниками, опыта действий «командой» в работе над сбором и отбором информации для создания презентаций и подготовки к конференции.


Подходы к оцениванию образовательных результатов


Каждое занятие программы предусматривает выполнение конкретного задания творческого или исследовательского характера, а затем анализ и обсуждение полученных индивидуальных и групповых результатов.


Формой итогового контроля является создание презентаций по выбранной тематике и защита творческих проектов на итоговом занятии-конференции.


Форма и режим занятий:


Количество учебных часов в год-17, занятия могут проводиться 1 раз в неделю (продолжительность- 45 минут), в городском пространстве в виде экскурсий - один раз в две недели с посещением одного музея.


Формы подведения итогов: программой предусмотрены защита проектов, создание презентаций, выступление на конференции.


Формы организации занятий:


  • поисковая и исследовательская деятельность;


  • презентации проектов;


  • беседы;


5

  • «круглый стол»;


  • творческое задание;


  • посещение музеев;


  • картографический практикум;


  • составление логической схемы;


  • работа с литературой, картографическим материалом, Интернетом;


  • конференция.

Содержание программы

I полугодие

1.Введение – 3 часа.

Знакомство с геологическими музеями Санкт-Петербурга, в которых представлены экспозиции коллекций по минералогии, палеонтологии, геологии и истории Земли. IЗнакомство полс правилами практических работ с коллекцией и наглядной информацией в клубе и музеях. Использование справочников, определителей и практикумов в музейном пространстве.

2. «Каникулы в музеях геологии и палеонтологии»

В музее Горного Университета на экскурсии «Образование жизни на Земле»

у учащихся будет уникальная возможность познакомиться с разными гипотезами возникновения жизни на Земле, проследить эволюцию животного и растительного мира, начиная с древнейших периодов до настоящего времени. Узнают самые интересные факты о жизни самых больших и самых маленьких древних обитателей Земли.

Вместе с легендарной девочкой Мэри Эннинг узнают, когда и как появилась жизнь на Земле (с демонстрацией подводных курильщиков, вулканов, комет, метеоритов). Услышат рассказ  «Этот пестрый-пестрый мир (от медузы до мамонта)» - о пяти основных царствах (бактериях, сине-зеленых водорослях – цианобионтах, грибах, растениях и животных).  Познакомятся с понятиями «окаменелость» и «ископаемые остатки». Как и какими инструментами работают палеонтологи?

В залах Центрального научно-исследовательского геологоразведочного музея имени академика Ф.Н. Чернышева (ЦНИГР МУЗЕЙ) представлены материалы, характеризующие более 1300 месторождений 72 видов минерального сырья, расположенных на территории бывшего СССР. В экспозициях представлены основные минералогические разновидности, а также руды и вмещающие породы крупнейших месторождений. Выставки сопровождаются графикой и текстовыми пояснениями.

В музее хранятся монографические палеонтологические коллекции, содержащие более 300 000 экземпляров ископаемой фауны и флоры.

6

Одним из уникальных экспонатов музея является памятник российского камнерезного искусства 30-х годов XX века - панно «Индустрия социализма», выполненное в технике флорентийской и русской мозаики из ювелирно-поделочных камней.

В Клубе юных геологов имени академика В.А. Обручева по Комплексной авторской образовательной программе проходят обучение основам геологических знаний. Учащиеся осваивают теоретические и практические основы общей геологии, геокартирования, минералогии, палеонтологии, кристаллографии, учения о полезных ископаемых, геоэкологии и других наук о Земле.

Клуб проводит большую работу по популяризации геологических знаний среди школьников города. Особо значимыми мероприятиями являются открытая региональная олимпиада школьников по геологии «Геосфера» и городские геологические конкурсы для школьников 5-7 классов.

Минеральное собрание Минералогического музея кафедры минералогии Санкт-Петербургского университета ведет свое начало от кабинета естественной истории Учительской семинарии (1783 г.) и предназначалось для учебных целей и для популяризации знаний среди населения. Эти задачи он выполняет и сейчас.

Фонды музея (более 39 000 единиц хранения, порядка 900 минеральных видов) подразделяются на коллекции: систематическую; минеральных ассоциаций; онтогении минералов; драгоценных и поделочных камней; минералогии отдельных месторождений России и сопредельных государств; искусственных минералов; метеоритов и мемориальные коллекции. Основу экспозиции музейного собрания составляет систематическая коллекция. Она отражает учебную программу университетского курса.

Камнерезное искусство в России стало развиваться во второй четверти XVIII в., когда по приказу Петра I строится Петергофская «мельница». Так в первой половине XVIII в. возникли два центра, вокруг которых сосредоточилась обработка поделочных камней - мрамора, яшмы, малахита, змеевика и селенита. Несколько позже (в 1786 г.) вступила в строй Колыванская шлифовальная фабрика, создавшая славу алтайскому камню и обрабатывающим его мастерам.

Русскими камнерезами созданы художественные изделия из камня, получившие мировую славу. Они не все остались в России, но лучшие хранятся в сокровищнице искусств - Государственном Эрмитаже. Эрмитаж - сокровищница изделий из цветных камней, не имеющая себе равных во всем мире. Здесь находится около 500 крупных изделий русских мастеров: декоративных ваз, чаш, торшеров, столешниц и других предметов, а также одна из лучших в мире коллекций резных камней - гемм.

Итоговые занятия. Обобщение материалов, собранных в геологических музеях. Подготовка докладов и презентаций и представление их на Конференции.

7


Тематическое планирование

I полугодие

«Изучаем географию в музеях Санкт-Петербурга»


№ п.п.

Разделы и темы

Всего

часов

Теорет.

----------

Практ.

Формы проведения/

виды деятельности

Месяц

Фактическая дата проведения

1.Введение в геологию


1.1

Музейное пространство по изучению геологии и палеонтологии

2

1

_____


1

Беседа

Картографический практикум



Сентябрь


1.2

Работа с геологической информацией в музейном пространстве


1


1

_____


-

Инструктаж. Круглый стол

Сентябрь


2



«Каникулы в музеях геологии и палеонтологии»


2.1

Горный музей Санкт-Петербургского Горного университета

2

1

_____

1

Экскурсия и творческое задание

Октябрь


2.2

Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей им. академика Ф. Н. Чернышева

2

1

_____


1

Творческое задание по минералогии и палеонтологии

Октябрь


2.3

Клуб юных геологов имени академика В.А. Обручева

2

1

_____

1

Практическая работа

Октябрь


2.4

Минералогический музей кафедры минералогии Санкт-Петербургского университета

2

1

_____


1

Творческое задание по минералогии и палеонтологии

Ноябрь


2.5

Изделия из камня в Государственном Эрмитаже

2

1

_____

1

Практическая работа

Ноябрь


2.6

Обобщение материалов , собранных в музеях. Подготовка докладов и презентаций.

2

-

_____


2

Просмотр и отбор материалов для докладов и презентаций

Декабрь


2.7

Конференция «В музеях Санкт-Петербурга»

2

-

_____


2

Презентация индивидуальных и коллективных проектов

Декабрь



8



Содержание программы

II полугодие

  1. Введение- 3 часа.


Знакомство с музейным пространством Санкт-Петербурга, педагогическая


функция музея, функции воспитания в музейной среде, обзор музеев города. Рассказ о школе экскурсионизма. Использование метода наблюдения. Знакомство с правилами поведения в музее. Музей как способ познания мира. Многоаспектная модель освоения культурного пространства города. Беседа о музейной среде города, работа с картами атласа и контурной картой.


Работа с информацией в музейном пространстве. Формирование познавательной активности и интереса к ценностному потенциалу музея, бережного отношения к музейным предметам, знакомство с правилами музейного поведения, ориентация в музеях естественнонаучного типа, отработка коммуникативных навыков учащихся.



  1. «Каникулы в музеях» - 14 часов



Музейные экскурсии в контексте решения воспитательных и познавательных задач. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Посещение экспозиции «Петербург до Петербурга».

Ленинградская область от древнейших времен до наших дней. Наступление и


отступление древних морей, ледниковый период, формирование рельефа, население края,


древние города. Составление логической схемы «От древнейших времен и до наших дней».



Экскурсия в РГО (Русское географическое общество). История создания РГО.


Учредители РГО: мореплаватели адмиралы Ф. П. Литке, И. Ф. Крузенштерн, Ф. П. Врангель, П. И. Рикорд; естествоиспытатель К. М. Бэр, астроном В. Я. Струве.


Президенты и вице- президенты РГО. Экспедиции Русского географического общества в освоении Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Мирового океана, в развитии мореплавания, открытии и изучении новых земель, в становлении метеорологии и климатологии. Вклад выдающихся географов в развитие географической науки и РГО. Штаб-квартира общества в годы блокады. Музей РГО, библиотека, архивы, лекторий им Ю.М. Шокальского. Пропаганда значимости географического образования и географической науки. Выполнение исследовательских работ по плану.





9


Российский государственный музей Арктики и Антарктики.


М.В. Ломоносов об Арктике. Освоение Северного морского пути, изучение морей Северного Ледовитого океана. Первая дрейфующая станция, ее участники их профессии, оборудование станции, открытия, сделанные учеными, спасение участников экспедиции. Земля Санникова. Экспедиция Г.Я Седова на Северный полюс. Три экспедиции флотоводца С.О. Макарова по Северному Ледовитому океану. Ледокол «Арктика». Современные исследования Арктики. Открытие Антарктиды. Географические особенности материка (геологическое строение, рельеф, ледяной покров, климат, сейсмическая активность, вулканизм, внутренние воды, природа). Знакомство с личными фондами исследователей, снаряжениями экспедиций, уникальными приборами, макетами кораблей, диорамами. Значение исследований Арктики и Антарктики. Творческое задание.


Музей – квартира П.К. Козлова. История создания музея-квартиры. П.К. Козлов-путешественник-исследователь Центральной Азии (Монголии, Китая, Тибета), ученик и сподвижник Н.М. Пржевальского, участник 6 экспедиций, организатор и руководитель-трех экспедиций. Провел раскопки города Хара-Хото в пустыне Гоби. В музее хранятся картографическая коллекция, архивные документы, письма, книги, фотографии. В тибетской комнате находится уникальная библиотека книг-ксилографов различного содержания на тибетском и монгольском языках.

Практическая работа: нанести на карту маршрут одной из экспедиций П.К. Козлова, перечислить экспедиционное оборудование того времени, предметы буддийского культа, познакомиться с принципом работы китайских солнечных часов.


Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева РАН.


Музей почвоведения - первое официальное почвенное учреждение в мире. Докучаев В.В.-выдающийся естествоиспытатель и почвовед. Знакомство с загадочным и удивительным миром почвы: процессами распада и синтеза, аккумуляции и миграции, борьбы за выживание и ресурсы, свойствами и функциями почвы, влиянием почвы на климат, на выбросы парниковых газов. Природные зоны. Почвенное разнообразие России. Экологическая роль почв в экосистемах и Биосфере. Земля-кормилица. Проблемы сохранения плодородия почв. Выполнение творческого задания: «Найди и угадай». Используя маршрутный лист, познакомиться с музейной экспозицией.




10

Итоговые занятия. Обобщение материалов, собранных в музеях по истории географических знаний, особенностях географических открытий и исследований. Роль русских географических открытий. Отличительные черты путешественников: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность в выполнении исследований, любовь к родине, преданность своему делу, ответственность, уважительное отношение к населению, поживающему на изучаемых территориях, изучение их быта, традиций.

Оборудование, инструменты, используемые в экспедициях. Пропаганда и распространение географических знаний и открытий: выпуск марок, статьи в газетах, создание музеев, празднование знаменательных дат, сбор архивных документов (писем, денников, экспедиционных карт, рисунков, картин, фотографий и т.д.). Подготовка докладов, презентаций.


Конференция «В музеях Санкт-Петербурга». Обобщение собранных материалов, выступление с сообщениями в образовательном учреждении перед учащимися основной школы.

























11



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

II полугодие

Изучаем географию в музеях Санкт-Петербурга

№ п.п.

Разделы и темы

Всего

часов

Теорет.

----------

Практ.

Формы проведения/

виды деятельности

Месяц

Фактическая дата проведения

1.Введение


1.1

Музейное пространство Санкт-Петербурга. Обзор музеев города

2

1

_____


1

Беседа

Картографический практикум



Январь


1.2

Работа с информацией в музейном пространстве


1

1

_____

-

Инструктаж. Круглый стол

Январь


2

«Каникулы в музеях»


2.1

Государственный музей Истории Санкт-Петербурга «Экспозиция Петербург до Петербурга»

2

1

_____


1

Составление логической схемы

Февраль


2.2

Экскурсия в Русское Географическое Общество (РГО)

2

1

_____

1

Поисковые исследовательские работы

Февраль


2.3

Российский Государственный музей Арктики и Антарктики

2

1

_____


1

Творческое задание

Март


2.4

Музей-квартира П.К. Козлова

2

1

_____

1

Практическое задание (квест)

Март


2.5

Естественно-научный музей почвоведения им.В.В.Докучаева РАН

2

1

_____


1

Творческое задание

Апрель


2.6

Обобщение материалов , собранных в музеях. Подготовка докладов и презентаций.


2

-

_____


2

Просмотр и отбор материалов для докладов и презентаций

Апрель


2.7

Конференция «В музеях Санкт-Петербурга»

2

-

_____


2

Презентация индивидуальных и коллективных проектов

Май







12

Методическое обеспечение программы

Курс географии материков и океанов – один из самых интересных в школьной географии. Данная программа внеурочной деятельности позволит учащимся 7 класса не только систематизировать географические знания, соотнести их с теми музеями, особенно естественнонаучного цикла, которые есть в Санкт-Петербурге, но и поможет формированию экологического мышления школьников. Музеи можно систематизировать по «царствам природы»: растительному, животному, минералогическому.

Семиклассников интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Удовлетворить интересы школьников, помочь всесторонне познать многообразие и богатство родной природы, насыщенную событиями жизнь своего народа и всей планеты, дать пищу уму и чувствам детей – главная задача внеклассных занятий по географии. Включение музейного пространства во внеурочную деятельность позволит

поработать учащимся с культурными ценностями, которые становятся более интересными и понятными современному школьнику, так как они могут быть богатейшим источником знакомства с опытом того или иного пути познания, местом, где можно погрузиться в другое время, другие смыслы, другую систему отношений. В последнее время все чаще в музеях прослеживается диалоговое взаимодействие учащихся


  • экскурсоводов, так как школьник перегружен информацией, ему боле важно использовать то пространство, где царит дух других прошедших эпох.


Музейно-педагогическая технология снабжает педагога новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе использования музейного материала в образовательном процессе, позволяет сделать жизнь ребѐнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даѐт в руки новый инструмент для познания мира, побуждает к самостоятельному творческому поиску. Музейная среда с позиции современной жизни позволяет осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать потребность в общении с ним, его постижении, сохранении и преумножении.


13

Для успешной реализации программы потребуются материальные ресурсы: географические карты, компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, экран.

Источники информации


Литература для учащихся:


География Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учеб. пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы /Под ред. С.В. Васильева, О.В. Гаврилова.- М.: Изд-во МГУ, М. 2008.-88с.


Крузенштерн И.П. Первое российское плавание вокруг света в1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева»/ И.П. Крузенштерн.-М.:Дрофа.2008.-589с. Невельской Г.И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России/ Г.И. Невельской.-М.:Дрофа.2009.-558с.


Путешественники и первопроходцы России: справочник /[составитель В.В. Шевченко].-


М.:Вече,2010.-176с.


Сенкевич Ю.А., Шумилов А.В.В поисках неведомых земель. Судьбы великих путешественников.-М.:Вече.2005.-314с.


Супруненко Ю.П. Путешественники и мореплаватели России: Популярная энциклопедия.


М.:ОАО Московские учебники и Картография, 2009.-384с.


Литература для учителя:


Андрюшова Ю.С. Влияние географии на развитие эмоциональной сферы личности школьника / Ю.С. Андрюшова // География в школе. - 2002. - №6. - С. 42-45.


Андрюшова Ю.С. Воспитательная роль школьной географии / Ю.С. Андрюшова // География в школе. - 2006. - №7. - С. 42-44.


Бариников А.В. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении / В.А. Бариников, В.А. Березина // География в школе. - 2002. - №9. - С. 36-39.


Душина И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / И.В.


Душина. - М.: Просвещение, 2007. - 509 с.


Елисеев А.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии / А.В.

14

Елисеев // География и экология в школе 21 века. - 2010. - №1. - С. 52-55.


Всемирное Культурное и Природное наследие в образовании:: Учебное пособие /Под ред. Д.П. Финаров, В.Д. Сухоруков, В.Д. Любимов и др.СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 184 с.


Природа Санкт-Петербурга: Научно-популярное издание/ авторы: Е.М, Нестеров, В.П.


Соломин, О.Ф. Дзюба – СПб, ООО Тесса,-2006.-156 с. Программно-методические материалы для учителей по географии Санкт-Петербурга и Ленинградской области/ С.В. Васильев, Т.В. Васильева, А.Н. Любарский, Л.В. Тарасова.-М.: Изд-во МГУ, М. 2008.-64с.


Столяров, Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: учебное пособие / Б. А. Столяров. – СПб., 2007. – 340 с.


Финаров Д.П., Семенов С.П. География Санкт-Петербурга и области./ Д.П. Финаров, С.П.


Семенов.- СПб.: Специальная литература, 2000 .-185с.


Финаров Д.П. Методика обучения географии в профильной школе: пособие для студ. факультетов географии педагогических вузов и учащихся общеобразовательных учреждений / Д.П. Финаров, В.Д Сухоруков. - СПб.: Специальная литература, 2010 .-175с. Учебный географический атлас Ленинградской области и Санкт-Петербурга. СПб картографическая фабрика ВСЕГЕИ, 2001 г.


Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34

Обручев В.А. Занимательная геология. Изд.2-е М., Наука 1965. 344 с.

Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. Л., Детская литература, 1975. 233 с.

Ермош Н.Г. Игры по геологии (методическое пособие по геологии для педагогов) ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» СПб., 2006. 74с.


Интернет-ресурс:


http://www.wordgeo.ru- всемирная география(по странам и континентам)

http:// www.geografia.ru- -проект «География»

http:// www.rgo.ru- Русское географическое общество

http:// www.geografiс.ru - cтраны мира и географические карты

http:// www.google.com/intl/ru/earth/index.html- планета Земля

http://www.eisspd.narod.ru

http://www.sablino.ru

http://www.st-petersburg.ru

http://www.walkspb.ru


15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!