СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

.Озера и болота.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«.Озера и болота.»

Поурочный план по географии

Дата 27.10.2020 Класс 6 № урока 8

Тема урока " Озера и болота".

Цели урока

Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер по происхождению.

Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование понятий: «мировой океан», «море», «залив», «пролив», «канал», «остров», «архипелаг», «полуостров»;
- Метапредметные:
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;

Личностные УУД:
- индетифицировать себя с мировой культурой;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность;

Оборудование: физическая карта полушарий, учебник

План

Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие обучающихся).

II.Мотивационно - целевой блок:

учитель: На прошлом уроке мы начали изучать раздел внутренние воды. Какой вид мы уже изучили? (Реки).

Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые помогут повторить домашнее задание. После чего вы должны будите проверить знание домашнего задания друг у друга (самоконтроль, самопроверка).

- Дайте определение терминов: исток, приток, устье, русло.

- Что такое речная система? Из каких частей она состоит?

- Как определить правый и левый притоки?

- Чем питается наша река?


Молодцы! Вы довольно таки быстро справились с проверкой домашнего задания.

А сегодня мы изучим с вами следующие виды внутренних вод. Но перед этим я предлагаю вам вспомнить любые загадки, в которых встречается вода. (Загадки детей).Молодцы!

А теперь послушайте мою загадку.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядят в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядят в него молодые березки.

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды-

В нем все отражается ...

Как это зеркало называется? (озеро)

Это и будет нашей новой темой.


III.Изучение нового материала

- Итак, темой сегодня на уроке будет ? .... (озеро)

- Попробуйте сами дать определение, что такое озеро.

Дети дают определение вслух. Молодцы!

А теперь проверьте себя и дайте более точное определение понятию озеро. Предлагаю поработать в группах и выяснить что же такое озеро, используя планшеты и интернет ресурсы, энциклопедии, которые лежат на столах (каждая группа работает со своим источником).

Итак, озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление называется котловина. От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера. (запишите это определение в свои диагностические карты)

Наша планета Земля богата озерами, а с какими озерами вы ассоциируете нашу страну – Россию? (Байкал)

-Да, это одно из самых замечательных мест России. Может быть из вас кто-то бывал на Байкале и видел его своими глазами?(Возможный диалог с обучающимся).

Я вам предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет об этом озере. (Видео).

-Какие чувства вызвало у вас это видео?

Обратите внимание, на ваших столах лежит текст – отрывок из литературного произведения «Голубые очи планеты» Муранова, который я предлагаю вам прочитать.

Насколько точно, на ваш взгляд, писатель передал образ Байкала, и какие образы возникли у вас, при прочтении данного отрывка.


Теперь я предлагаю окунуться в мир живописи и посмотреть, как художники изображали в своих работах озера.

Виды озер по происхождению. А все ли озера по размерам одинаковые? Посмотрите на карте! (Разные). Разные потому что они разные по происхождению. Например, озеро Байкал – оно глубокое и вытянутое и относится к тектоническому происхождению.

Виды озер по происхождению

Происхождение озерных котловин

Примеры

Тектонические

Байкал

Титикака

Каспийское

Аральское

Ледниковые

Ладожское

Онежское

Запрудные

Сарезское?(обучающимся на д.з.)

Вулканические

Кроноцкое?(обучающимся на д.з.)

Курильское?(обучающимся на д.з.)


Давайте уточним, что необходимо для образования озера. Озеро образуется в местах с избыточной влажностью в котловинах – углублениях в земной коре.

Также озера делятся на сточные и бессточные. (Слайд). Запишите определения в тетради.

Чем отличается сточное озеро от бессточного?

Опережающее задание:

Сообщения учащихся об озерах: озеро чернил, озеро - кастрюля, озеро смерти.

Ребята, как вы думаете, что будет с озером, если оно начнет загрязняться и если из него не будет поступать вода из рек? (Болото)

Правильно, молодцы! Но что же такое все таки болото?

Болото – избыточно увлажненный участок земной поверхности с болотистой растительностью и торфом. Запишите.


Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.

В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу.

Вред болот

-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

-опасное место для жизни людей.

Польза болот

-болото – место обитания птиц;

-на болотах образуется торф;

-на болотах растут ценные ягоды;

-болота дают начало многим рекам;

-на болотах идет очистка воды


Сообщения обучающихся

- торф

- животные в болотах

- роль болот в природе


Вывод: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.

Игра «Капелька гидросферы».

(учитель бросает учащемуся синий мяч – «капельку» а он должен сказать определение)

-гидросфера

-море

-река

-залив

-устье

-пролив

-речная система

-бассейн реки


-Ребята, вы сегодня пришли не просто в кабинет географии, а вы оказались в кабинете Лимнологии.

Лимнология - это наука, изучающая озера, мы с вами становимся учеными лимнологами.

III. Постановка учебных целей и задач.

-Раз мы с вами ученые, то должны поставить себе задачи и цели того что мы будем изучать, как вы думаете что мы должны узнать и изучить сегодня? С помощью слов подсказок сформулируйте цель урока:

Познакомиться

Изучить

Выявить

Научиться определять…

(учащиеся ставят цели и задачи урока)


Учитель корректирует цели и задачи:

Слайд 3

Мы должны изучить:

- познакомиться с понятие озеро и болото, с их многообразием на нашей планете

- Изучить происхождение озер и болот;

- выявить отличия озер

- научиться определять типы озер.

IV.Открытие нового знания.

Итак, приступаем к изучению, ребята, перед вами лежат исследовательские листы, в которых вы должны делать важные записи с сегодняшнего изучения.

-Ребята, а кто из вас видел озеро? Как вы думаете, что такое озеро?

(Ответы учащихся).


На слайде появляется определение:

Слайд 4

Озеро- скопление воды на суше в естественных углубления земной поверхности (запись в исследовательский лист)


  • Озера имеют условия для формирования (наличие воды, понижение в рельефе, для скапливания воды)

  • Озера бывают также разные по происхождению, по свойствам воды.

  • Озера могут образовывать болота.


-Ребята, а кто знает, как называются эти углубления? найдите на стр.92 учебника, как называются эти углубления.

-Правильно – котловины.

Слайд 5

Давайте же, рассмотрим с вами как образуются эти углубления - котловины на земной поверхности.

Учитель: В исследовательских листах имеется таблица «Типы озерных котловин». По ходу изучения заполняем таблицу.

Слайд с 6-12


Кратеры потухших вулканов

 

 

Кроноцкое, Курильское.

Карстовые

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой.

Маленькие на картах не обозначаются.

Старицы

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Маленькие на картах не обозначаются.

 



Для учителя.

  1. Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. (Самое большое в мире озеро – Каспийское - имеет океаническое происхождение – его ложе сложено земной корой океанического типа. Уровень воды -27 м ниже уровня моря.;

2. Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. (Танганьика, Ньяса на материке Африка. А как вы думаете, а в России есть такие озера). - Самое глубокое озеро – Байкал.

3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником. (Онежское. Ладожское) 

4. Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки, Примером является Сарезское озеро на Памире.


5. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.)

 

6. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму.

 

7. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Маленькие на картах не обозначаются. (Много на Урале, Кавказе).


-А еще на земле есть искусственные озера, как они называютя, найдите в тексте учебника стр.92 (водохранилище)


- Уважаемые лимнологи в мире среди озер есть рекордсмены: сейчас наши коллеги поделятся с нами информацией про эти озера:

Слайд 13

Озеро Байкал – Хмелева Диана

Озеро Байкал - величайшее на нашей планете. Оно неразрывно связанно с Россией и является одним из ее символов. Расположенное рядом с центром Азии, озеро Байкал известно далеко за пределами этого континента.

Котловина Байкала образована тектоническими процессами: озеро лежит в глубокой впадине, окруженной со всех сторон горными хребтами.  Байкал – древнейшее озеро Земли. Ему около 25 миллионов лет. В течение всего этого времени берега Байкала расходились со средней скоростью 2 см. в год, и в отдаленном будущем Байкал может превратиться в настоящий океан. Байкал является глубочайшим озером Земли. Его максимальная глубина составляет 1642 метров. Это позволяет Байкалу при сравнительно небольшой площади поверхности (31500 км2.) заключать 20% общемировых запасов пресной воды: 23 тыс. км3. Примерно столько же содержат все пять Великих озер Северной Америки. Для того чтобы наполнить пустую котловину Байкала, потребовался бы объем воды, которые все реки планеты вносят в мировой океан за 300 дней. А другому «Великому Великану», реке Амазонке, потребовалось бы для этого питать Байкал в течение четырех лет.

В Байкал впадает 336 рек, однако основную роль в водном балансе озера играет Селенга, вносящая в котловину 50 % годового притока воды. При этом озеро дает жизнь лишь одной реке – Ангаре,

Вода в Байкале темно-синего цвета и настолько прозрачна, что в июне, когда прозрачность достигает максимума, можно наблюдать сорокаметровые глубины невооруженным глазом.

И еще один рекордсмен это Каспийское море

Слайд 14

Каспийское море – Панина А.

Каспийское море — один из самых удивительных замкнутых водоемов на Земле.На протяжении веков море сменило более 70 названий. Современное произошло от каспиев — племен, населяющих центральную и юго-восточную часть Закавказья 2 тысячи лет до н.э.

Площадь, объем и глубина Каспийского моря — не постоянны и напрямую зависят от уровня воды. В среднем площадь водоема равна 371 000 км², объем — 78 648 км³ (44% всех мировых запасов озерных вод).

Средняя глубина Каспия составляет 208 м, самой мелководной считается северная часть моря. Максимальная глубина — 1025 м, отмечена в Южно-Каспийской впадине. По глубине Каспий уступает только Байкалу и Танганьике.

По сути Каспийское море является крупнейшим в мире озером, но имеет ряд морских признаков. К ним относятся: большая водная масса водоема, сильные штормы с высокими волнами, приливы и отливы. Но Каспий не имеет естественной связи с Мировым океаном, что не дает возможность называть его морем. В то же время благодаря Волге и искусственно созданным каналам такая связь появилась. Соленость Каспия в 3 раза ниже привычной морской, что не позволяет отнести водоем к морям.

В Каспийское море впадают 130 рек, расположенные в основном в его северной части. Самые крупные из них: Волга, Терек, Сулак, Самур и Урал

Споры о том, называть ли водоем морем или озером ученые ведут до сих пор. Уровень Каспийского моря постепенно снижается. Большую часть воды в Каспий доставляет Волга. 90% черной икры добывается именно в Каспийском море. Среди них и самая дорогая — икра белуги-альбиноса «Алмас» (2 тыс.$ за 100 г).

В разработке нефтяных месторождения Каспийского моря принимают участие компании из 21 страны.



Эти два озера находятся на территории нашей страны, мы должны эти гордиться, давайте полюбуемся их великолепием.

Слайд15

(физминутка ролик «Гляжу в озера синие»)

- Учитель: Озеро – первоисточник

пресной воды.

Учитель: - Как использует озера человек? (ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).

Люди используют воду из озера в жизни и хозяйственной деятельности.

- А как вы думаете, почему она не заканчивается?

- Чем же питаются озера?

(осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек).

 

-Обратите внимание на то, что реки могут впадать в озера и вытекать.

Слайд 16

Учитель: Сейчас вы самостоятельно работаете по маршрутному листу и заполняете. Изобразите на ней сточные и бессточные озера стрелками. Найдите на карте несколько примеров и запишите.

Учитель: У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. 


Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают)

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают. 

 


Учитель: -А теперь работа с атласом, найдите озера с разной окраской.

-Что означает эта окраска?


Учитель: Правильно, все озера по солености можно разделить на две группы: пресные и соленые.

(Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые - розовым).


- Вот два озера (учитель дает розовый овал и голубой), как вы думаете, какое из этих озер будет соленым какое пресным. (учащиеся должны подставить к схеме сточное, бессточное озеро правильный овал.

 


Слайд 17

Озера (по солености):


Пресные – озера с соленостью до 1%0, например Онежское.

Солоноватые – озера с соленостью от 1%до 35%0

Соленые - озеро с соленостью более 35%0, например оз.Баскунчак, Эльтон.

Мертвое море-озеро расположено на 400 метров ниже уровня Мирового океана. Оно является самым соленым водным ресурсом планеты. Его соленость составляет 270-310%0. Утонуть в таком озере невозможно.



Ребята со временем озера могут обмелеть и реки принести в них много ила и песка, озеро начнет зарастать и образуется болото.

Слайд 18

Вред болот:

-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

-опасное место для жизни людей.

Польза болот:

-болото – место обитания птиц;

-на болотах образуется торф;

-на болотах растут ценные ягоды;

-болота дают начало многим рекам;

-на болотах идет очистка воды.

Выключить презентацию

V. Первичное закрепление знаний.

Проекты:

- Работа в группах:

-Мы с вами много узнали сегодня про озера, сейчас вы свои знания закрепите, создав свои проекты. (работаем в группах каждого ряда)

На партах лежат заранее подготовленные три ватмана, набор слов про озера, картинки озер, учащиеся самостоятельно заполняют ватман, учитывается правильность заполнения по изученному материалу.

Оцениваем проекты

-Молодцы справились с заданием.

-Уважаемые лимнологи, наши коллеги приготовили нам еще интересные сообщения о необычных озерах мира.

Рефлексия.

Ребята, скажите, пожалуйста, с какими источниками информации мы с вами сегодня работали? (интернет ресурсы, карта, рассказ учителя, энциклопедии, словари, учебники географии) .

Капли (отношение и чувства (эмоции) к уроку).

  • Объявление оценок учителем

  • за лучшие ответы

  • за сообщения

  • за выполнение практической работы.

Домашнее задание

40, обозначение в контурных картах озер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!