Оздоровление детей как социально-педагогическая проблема. Формирование нравственного здоровья дошкольников.
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях.
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.
В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.
Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, в детском саду внедрили в практику метод арттерапии , один из современных направлений в оздоровлении.
Арттерапия
Арттерапия - это буквально лечение искусством. Арттерапия снимает у любого ребенка самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.
В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:
- изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.);
- музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);
- сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией).
Каждый из этих компонентов несет в себе огромные возможности. Особенно полезна и необходима арттерапия детям, имеющим личностные проблемы, а именно проблемы общения. Используя формы и методы арттерапии необходимо соблюдать следующие условия:
1. Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.
2. Не должно быть принуждаю.
3. У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагает вместе порисовать, лепить, почитать.
4. Уметь вовремя закончить работу, если видите, что ребенку надоело.
5. Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.
6. Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.
7. Не только сами радуйтесь “произведению” ребенка, но расскажите о творческой удаче родителям, вывесите удачные работы на видном месте.
Сказкотерапия
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.
При работе со сказкой используются следующие приемы:
1. Анализ сказок – данную форму работы применяют для детей в возрасте от 5 лет. Анализ сказок и сказочных ситуаций строят в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что “зашифровано” в той или иной сказочной ситуации.
2. Прием-рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица, от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке.
3. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок - имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения...
Игротерапия
Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, “отыгрываемых” или моделируемых в игровом процессе. Очень хорошие результаты дает групповая игротерапия для детей замкнутых, стеснительных, некоммуникативных.
Наибольшей эффективности можно достичь при следующих условиях:
- численность группы 6-8 детей;
- девочек и мальчиков должно быть примерно поровну;
- агрессивных детей в группе не более одного.
Песочная терапия
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Это один из современных методов, который применяется в детской практике. Песочная игра для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Песочную терапию можно применять в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия.
Этот метод используют для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.
Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.
Изотерапия
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Рисование связано с важнейшими функциями (зрительные, двигательная координация, речь, мышление), рисование не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией .
Музыкотерапия
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыку используют перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребенка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них.
Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии .
Цветотерапия
Цветотерапия – наука, изучающая цвета.
Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.
Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.
Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.
Прежде чем заняться цветотерапией в детском саду были проведены консультации, изучали воздействие цвета на людей и как нужно использовать в работе с детьми.
Ароматерапия
В оздоровительных целях в дошкольных учреждениях эффективно используется ароматерапия . Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью.
Ароматерапия – лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование растительных экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение детей.
Один из способов использования ароматерапии заключается в том, что несколько капель масла растворяем в воде и нагреваем. Когда вода нагревается, ароматические пары высвобождаются. Методы ароматерапии безопасны.
Эфирными маслами в детском саду дети лечатся в сенсорной комнате, музыкальном и физкультурном залах, в групповых помещениях.
Оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.
Формирование нравственного здоровья дошкольника.
На современном этапе, как и ранее, педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственного здоровья. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей, которые в свою очередь, способствуют укреплению здоровья, в данном случае нравственного.
Нравственное здоровье включает в себя ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.
Примечательно, что проблему формирования нравственных ценностей, которые составляют основу нравственного здоровья исследователи решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени - с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи XIX – XX столетий различных научных школ – зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего возраста, в противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно сложно.
Формирование нравственного здоровья у воспитанников ДОУ предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов воздействия.
В этом случае важно:
- содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического климата;
- обогащать родителей знаниями детской психологии и педагогики, педагогической этики;
- раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, с тем, чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха; организация «почтового ящика» для писем, на которые можно получить ответ на возникающую проблему у воспитателя или психолога.
Вышеперечисленные условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагога. Прежде всего, это должен быть высоконравственный, культурный, творчески работающий человек, любящий детей и свою работу, имеющий высокий уровень психологической, педагогической, методологической и дидактической подготовки. У детей формируется нравственное здоровье на основе деятельности педагога. Для детей педагог в ДОУ должен быть эталоном культурного общения, поведения и много другого.
- Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих, только хорошее и замечать другое, отличное от хорошего. В данном случае, у детей появляется возможность сравнения и собственной оценки происходящего.
- Недопустимо высмеивать слабую сторону личности. Тем самым нарушается не только атмосфера доброжелательности в воспитательном процессе, но и подвергается под угрозу все нравственное здоровье в целом. Дети инстинктивно чувствуют: если неожиданно оступишься, не исключено, что и над тобой посмеются. Боязнь быть высмеянным, способствует появлению таких качеств характера, как лицемерие, нечестность и многое другое.
Воспитатель всегда прав!
Формула «воспитатель всегда прав» не может иметь места в ДОУ. Важно, чтобы педагог был способен:
- признать и принять собственное нравственное несовершенство, «не опускать руки» от понимания своего несовершенства. Важно решиться на самосовершенствование;
- раскаиваться в своих проступках. Не просто признавать их, а искренне сожалеть о содеянном, принимать решение больше этого не повторять, и стараться держать свое слово;
- быть требовательным и строгим к себе, со всей ответственностью формировать привычку контролировать свои мысли, не забывать о совести;
- открывать сердце для добродетели. Верить: если призовешь в свое сердце терпение, любовь, бескорыстие, жертвенность, обязательно их обретешь;
- взять за правило: не осуждать, не говорить и не думать о других плохо, не завидовать, не унижать личность. Стараться преодолеть в себе негативизм, гневность, раздражительность и др.; гнать мысли осуждения и всегда помнить о чем-то добром, значимом, связанном с человеком, вызывающем осуждение;
- наполнять сердце благими мыслями: читать книги, смотреть фильмы о любви, чья жизнь вдохновляет на добрые дела, кто мог бы стать образцом для подражания;
- находить в окружающих близких и воспитанниках хорошее, доброе начало, верить в то, что они могут стать порядочными, даже если совершают, казалось бы, неблаговидные поступки.
Непременное условие успешности формирования нравственных ценностных ориентаций – любовь педагога к детям. Без этого, понятие нравственного здоровья не появиться, так как дети не научатся любить окружающих и заботиться о них. Дефицит любви к ребенку часто приводит к проявлению у него черствости, негативного поведения. Недостаток тепла и ласки в отношениях между воспитанником и педагогом, а также с близкими ему людьми приведет к искажению у ребенка способности эмоционально откликаться на другого человека. Ведь не случайно В.Г. Белинский отмечал: «Слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодным и мертвым нравоучением, и потому бессильно над умом и сердцем».
Таким образом, создавая условия для формирования нравственного здоровья у дошкольников, важно, чтобы у людей, которые становятся отправной точкой в этом процессе, были достаточно развиты нравственные ценностные ориентации, которые являются основными составляющими в понятии нравственного здоровья.