ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМАРИЧСКИЙ МЕХАНИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор ГБПОУ КМТТ Зам. директора по УВР
_______________И.В. Гоголь _______С.М. Ольховская
«_____» ___________ 2018г. «_____» ___________ 2018 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ 0.7 Обществознание (включая экономику и право)
Рассмотрено и одобрено на заседании
методической комиссии
протокол № ____ от «____»__________2018 г
Председатель МК _______ О.В. Ольховская
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Укрупненная группа 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комаричский механико-технологический техникум»
Разработчики: Гоголь Игорь Вениаминович-преподаватель ГБПОУ КМТТ
Рекомендована Методическим Советом ГБПОУ КМТТ.
Протокол № 4 от 31 мая 2018 г.
© Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комаричский механико-технологический техникум»
© Гоголь Игорь Вениаминович -преподаватель ГБПОУ КМТТ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………. ………………………………… 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ….7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………….17
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................................21
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 0.7Обществознание
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), в соответствии с ФГОС СПО
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы :общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППКРС .
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание»обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
• предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем образовательной нагрузки-172 часа,
в том числе: теоретическое обучение: 136
Лабораторные и практические занятия: 36
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| |
Объем образовательной нагрузки | 172 |
| |
в том числе: | |
теоретическое обучение: | 136 |
Лабораторные и практические занятия: | 36 |
контрольные работы | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
| |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 2 | 2 |
Раздел 1. | . Человек. Человек в системе общественных отношений | 20 | |
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | 9 |
1 | Философские представления о социальных качествах человека. | 2 |
2 | Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. | 2 |
3 | Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение | 2 |
4 | Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. | 2 |
5 | Социализация личности. | 2 |
6 | Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. | 2 |
7 | Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. | 2 |
8 | Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. | 2 |
9 | Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. | 2 |
Практические занятия № 1. Человек, индивид, личность. № 2. Потребности, способности и интересы. № 3.Мировоззрение. Типы мировоззрения. | 3 | |
Тема 1. 2. Общество как сложная динамическая система | Содержание учебного материала | 5 | |
1 | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. | 2 |
2 | Основные институты общества, их функции. | 2 |
3 | Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. | |
4 | Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | 2 |
5 | Особенности современного мира. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем | |
Практические занятия № 4.Основные институты общества. № 5.Общество и природа. № 6.Глобализация.Антиглобализм, его причины и проявления. | 3 | |
Раздел 2. | Духовная культура личности и общества | 24 | |
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 |
2 |
Практические занятия № 7. Духовная культура личности и общества. Виды культуры. | 1 | |
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом | 2 |
2 | Образование как способ передачи знаний и опыта | 2 |
3 | Правовое регулирование образования. | 2 |
4 | Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. | |
5 | Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. | 2 |
6 | Профессиональное образование. | 2 |
Практические занятия № 8Наука в современном мире. № 9Роль образования в жизни современного человека и общества. | 2 | |
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | 12 | |
1 | Мораль. Основные принципы и нормы морали | 2 |
2 | Гуманизм.. | 2 |
3 | Добро и зло. | 2 |
4 | Долг и совесть.. | 2 |
5 | Моральный выбор. | 2 |
6 | Моральный самоконтроль личности. | 2 |
7 | Моральный идеал. | 2 |
8 | Мировые религии. | 2 |
9 | Религия и церковь в современном мире. | 2 |
10 | Свобода совести. | 2 |
11 | Религиозные объединения Российской Федерации. | 2 |
12 | Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств | 2 |
Практические занятия №10. Религия. №11 Искусство. | 2 | |
Раздел 3. | Экономика | 35 | |
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Экономика семьи. Главные вопросы экономики. | 2 |
2 | Потребности.. Выбор и альтернативная стоимость | 2 |
3 | Ограниченность ресурсов. | 2 |
4 | Факторы производства. | 2 |
5 | Разделение труда, специализация и обмен | 2 |
6 | Дифференцированный зачет за первый семестр. | 2 |
| ВТОРОЙ СЕМЕСТР | |
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала | 11 | |
1 | Рынок одного товара. Спрос. Рыночное равновесие. | 2 |
2 | Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. | 2 |
3 | Роль фирм в экономике. | 2 2 |
4 | Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда |
5 | Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. | 2 |
6 | Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. | 2 |
7 | Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. | 2 |
8 | Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. | 2 |
9 | Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. | 2 |
10 | Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. | 2 |
11 | Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 2 |
Тема 3.3. Рынок труда и безработица | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Спрос на труд и его факторы. | 2 |
2 | Предложение труда. Факторы предложения труда. | 2 |
3 | Роль профсоюзов на рынках труда. | 2 |
4 | Роль государства на рынках труда. Человеческий капитал. |
2 |
5 | Понятие безработицы, ее причины. Экономические последствия безработицы. | 2 |
6 | Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. | 2 |
7 | Основные доходы и расходы семьи. | 2 |
8 | Реальный и номинальный доход. Сбережения. | 2 |
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и ее регионов. | 2 |
2 | Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. | 2 |
3 | Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. | 2 |
4 | Глобальные экономические проблемы. | 2 |
Практические занятия №12.Экономика как наука. №13. Типы экономических систем. №15. Факторы спроса и предложения. № 16. Функции государства в экономике. № 17. Причины безработицы и трудоустройство. № 18.Особенности современной экономики России. | 6 | |
Раздел 4. | Социальные отношения | 30 | |
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. |
2 | Понятие о социальных общностях и группах. | 2 |
3 | Социальная стратификация. | 2 |
4 | Социальная мобильность. | 2 |
5 | Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. | 2 |
6 | Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 2 |
7 | Социальный статус и престиж. | 2 |
8 | Престижность профессиональной деятельности. | 2 |
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 11 | |
1 | Социальный контроль. | 2 |
2 | Виды социальных норм и санкций. | 2 |
3 | Самоконтроль. | 2 |
4 | Девиантное поведение.его формы |
2 |
5 | Девиантное поведение.его проявления. | 2 |
6 | Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. | 2 |
7 | Опасность наркомании, алкоголизма. | 2 |
8 | Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 2 |
9 | Социальный конфликт. | 2 |
10 | Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. | 2 |
2 |
11 | Пути разрешения социальных конфликтов. |
|
Дифференцированный зачет за второй семестр. | 1 |
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | 2 |
2 | Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | 2 |
3 | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. | 2 |
4 | Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 2 |
5 | Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Семейное право и семейные правоотношения. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. | 2 |
6 | Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство | 2 |
Практические занятия № 18. Социальная стратификация в современной России. № 19 Виды социальных норм. Социальные конфликты. № 20. Межнациональные отношения. № 21.Семья в современной России. | 4 | |
Раздел 5 | Политика | 22 |
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. | 2 |
2 | Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. | 2 |
3 | Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. | 2 |
4 | Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. | 2 |
5 | Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. | 2 |
6 | Типология политических режимов. | 2 |
7 | Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. | 2 |
8 | Правовое государство, понятие и признаки. | 2 |
Тема 5.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 9 | |
1 | Личность и государство. Политический статус личности. | 2 |
2 | Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. | 2 |
3 | Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. | 2 |
4 | Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 2 |
5 | Отличительные черты выборов в демократическом обществе. | 2 |
6 | Абсентеизм, его причины и опасность. | 2 |
7 | Политические партии и движения, их классификация. | 2 |
8 | Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. | 2 |
9 | Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | 2 |
10 | Роль средств массовой информации в политической жизни общества | 2 2 |
Практические занятия № 22. Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе общества № 23. Функции государства. Формы государства. № 24. Личность и государство. № 25. Гражданское общество и правовое государство. № 26. Избирательное право в Российской Федерации. | 5 | |
Раздел 6 | Право | 38 | |
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала | 7 |
1 | Юриспруденция как общественная наука. Правовые и моральные нормы. | 2 |
2 | Основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. | 2 |
3 | Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. | 2 |
4 | Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 |
5 | Правовые отношения и их структура. | 2 |
6 | Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. | 2 |
7 | Юридическая ответственность и ее задачи. | 2 |
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала | 14 | |
1 | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. | 2 |
2 | Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. | 2 |
3 | Исполнительная власть. Институт президентства. | 2 |
4 | Местное самоуправление. | 2 |
5 | Правоохранительные органы Российской Федерации. | 2 |
6 | Судебная система Российской Федерации. | 2 |
7 | Адвокатура. | 2 |
8 | Нотариат. | 2 |
9 | Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. | 2 |
10 | Основные конституционные права и обязанности граждан в России. | 2 |
11 | Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. | 2 |
12 | Право на благоприятную окружающую среду. | 2 |
13 | Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. | 2 |
14 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 2 |
Тема 6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала | 7 | |
1 | Гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. | 2 |
2 | Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. | 2 |
3 | Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | 2 |
4 | Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. | 2 |
5 | Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. | 2 |
2 |
6 | Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 |
7 | Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 2 |
| |
|
Практические занятия № 27. Право в системе социальных норм. № 28. Система права. № 29. Формы права. № 30 Конституционное право. № 31. Права и обязанности человека и гражданина. № 32 Гражданское право. № 33Трудовое право. № 34 Административное право. № 35 Уголовное право. № 36 Уголовная ответственность | 10 |
Дифференцированный зачет | 2 |
Тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов • Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий. • Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми. • Проблема познаваемости мира в трудах ученых. • Я или мы: взаимодействие людей в обществе. • Индустриальная революция: плюсы и минусы. • Глобальные проблемы человечества. • Современная массовая культура: достижение или деградация? • Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку? • Кем быть? Проблема выбора профессии. • Современные религии. • Роль искусства в обществе. • Экономика современного общества. • Структура современного рынка товаров и услуг. • Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и при¬чин безработицы в разных странах. • Я и мои социальные роли. • Современные социальные конфликты. • Современная молодежь: проблемы и перспективы. • Этносоциальные конфликты в современном мире. • Семья как ячейка общества. • Политическая власть: история и современность. • Политическая система современного российского общества. • Содержание внутренних и внешних функций государства на примере совре¬менной России. • Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное). • Формы участия личности в политической жизни. • Политические партии современной России. • Право и социальные нормы. • Система права и система законодательства. • Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века. • Характеристика отрасли российского права (на выбор). | |
Всего: | 172 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах),наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализация программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет
общественных дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для студентов
Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М.,2014.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. –М.,2017
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. –М., 2017
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. –М., 2017
Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. –М., 2017
Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.
Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовыйуровень. — М., 2013.
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). Ст.1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —№ 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»). www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал). www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
-особенности социальных наук, специфику объекта их изучения - биосоциальную сущность человека, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение ; - что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты. -особенности труда ученого, ответственность ученого перед обществом -Иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания | - тестовый контроль; -оценка результатов выполнения практических работ; -оценка результатов устного чтения; -оценка выполнения домашней работы, контрольных работ. Дифференцированный зачет. |
Умения: Давать характеристику понятий: человек, индивид, личность, деятельность, мышление, эволюция и революция, Разъяснять понятия: культура, духовная культура мораль, религия, искусство и их роль в жизни людей, личности и общества, показать ее значение в общественной жизни. Различать: культура народная, массовая, элитарная. Показать особенности молодежной субкультуры. Освещать проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействие и взаимосвязь различных культур, естественные и социально-гуманитарные науки. Характеризовать: культура общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикет. Называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям. Давать определения понятий общественный прогресс, основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике | - тестовый контроль; -оценка результатов выполнения практических работ; -оценка результатов устного чтения; -оценка выполнения домашней работы, контрольных работ. Дифференцированный зачет |
2