«Русский язык как государственный в процессе формирования развивающей речевой среды образовательного учреждения»
1 | Прагматический компонент коммуникативной компетентности педагога предполагает: |
+ | умение противостоять деструктивным явлениям в педагогическом диалоге (речевой агрессии, словесному манипулированию, вульгаризации и жаргонизации речи) |
| знание норм языка |
| отбор языковых средств в процессе речевого общения с целью формирования сознательного отношения к их использованию в речевой практике |
| моральное и нравственное обоснование звучащего и написанного слова |
2 | Основоположник теории развивающей речевой среды |
| ЕлизаветаИвановнаТихеева (1867 - 1943) |
+ | Лидия Прокофьевна Федоренко (1912 - 1995) |
| Вера Васильевна Бабайцева (1925 - 2016) |
| Нина Давидовна Арутюнова(1923 - 2018) |
3 | Какое поведение не являются конгруэнтным: |
| человек абсолютно искренне говорит то, что думает, не врет, общается без фальши |
+ | человек, стремясь найти общий язык, говорит, что ему весело и он чувствует себя радостным, но на самом деле это не так |
| человек не подстраивается под чужую манеру общения, старается быть максимально естественным |
| человек принимает свое состояние и предоставляет себе возможность искренне и корректно проявлять эмоции |
4 | Какой из перечисленных законов определяет сферы обязательного использования государственного языка Российской Федерации? |
| Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. |
| Конституция Российской Федерации. |
+ | Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 N 53-ФЗ. |
| Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1. |
5 | Коммуникация считается успешной и законченной, если: |
| одна сторона доказала свое преимущество над другой |
| между собеседниками сохранились противоречия |
+ | собеседники достигли согласия |
| собеседникам удалось высказать свои предположения |
6 | Какой из постулатов этики является более действенным в формировании коммуникативной компетентности педагога? |
| «(Не) делай другому то, что (не) желаешь себе» (Правило вчувствования Г. Райнера) |
+ | «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелии от Матфея) |
| "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с теми принципом всеобщего законодательства" (Категорический императив И. Канта) |
| «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе» (Коран) |
7 | Обучением, при котором дидактическим полем для освоения явлений и фактов русского языка, а также универсальных учебных действий с ними являются все области образовательного процесса, является: |
+ | метапредметное обучение русскому языку |
| общедидактическое обучение русскому языку |
| предметное обучение русскому языку |
| углубленное обучение русскому языку |
8 | «Строго очерченный круг требований к общей грамотности и культуре устной и письменной речи учащихся, выполнения которых должны добиваться все учителя школы» ? это определение |
| единого речевого режима |
+ | единого речевого и орфографического режима |
| единого коммуникативного пространства |
| единой речевой среды |
9 | Какое из качеств НЕ ЯВЛЯЕТСЯ коммуникативным качеством речи? |
| точность |
+ | интеллигентность |
| доступность |
| выразительность |
10 | Комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности – это: |
| образовательное пространство |
| предметно-развивающая среда |
| педагогическое пространство |
+ | образовательная среда |
11 | Ребенок плохо прочитал стихотворение. Отметьте корректный комментарий педагога. |
| К сожалению, ты совершенно не умеешь читать стихи. |
| К сожалению, у тебя плоховато получилось прочитать стихотворение. |
+ | К сожалению, сегодня, видимо, не было настроения читать стихотворение. |
| К сожалению, стихотворение слушателям / зрителям не очень понравилось. |
12 | Ребенок выкрикивает ответы с места. Отметьте этически корректные реплики педагога. |
| Руки поднимаем молча, не кричим с места! |
| Не кричи, пожалуйста. Ты мне мешаешь. |
| Не кричи, пожалуйста. Ты всем мешаешь. |
| Начну спрашивать, когда научишься поднимать руку. |
| Не кричи, пожалуйста. Ты не даешь другим заработать хорошую оценку. |
+ | Последний ответ принес тебе «пятерку». Пусть и другим сегодня повезет! |
13 | Авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям – это: |
| дидактическое общение |
+ | императивное общение |
| руководящее общение |
| подчиняющее общение |
14 | Речевая среда, организованная педагогом для достижения конкретных задач посредством нaпoлнения образовательного пpocтpaнcтва кoмпoнeнтaми, кoтopыe пoзитивнo вoздeйcтвoвaли бы нa фopмиpoвaниe дeтcкoй peчи – это: |
| естественная среда |
+ | искусственная среда |
| педагогическая среда |
| дидактическая среда |
15 | Каким документом определена следующая норма: «При использовании русского языка как государственного языка РФ не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани)». |
| Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; |
| Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; |
+ | Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" |
| Закон Российской Федерации от 25.10.1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации». |
16 | Наиболее общий принцип современной педагогической риторики: |
| педагогического воздействия |
| эффективного монолога |
+ | гармонизирующего диалога |
| воспитательного поучения |
17 | Выберите из перечисленных ниже предложений, характеристики государственного русского языка, отличающего его от родных языков: |
| Язык обеспечивает все формы итоговой аттестации (ОГЭ, ГВЭ, ЕГЭ и др.) |
| Язык гарантирует получение образования на всех уровнях |
| Язык обязателен для организации обучения в поликультурном социуме |
+ | Все ответы верны. |
18 | Основной функцией педагогического общения, по А.А. Леонтьеву, является: |
| «воздействие на ум и сердце воспитанника» |
| формирование на основе уважения к ученику системы «требований» |
+ | «создание благоприятного психологического климата, а также «психологическая оптимизация учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся» |
| «обеспечение усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире» |
19 | Какая из перечисленных функций не относится к основным функциям языка |
+ | контактоустанавливающая |
| коммуникативная |
| когнитивная |
| аккумулятивная |
20 | Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется: |
| Учеными-лингвистами |
| Институтом русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук |
+ | Правительством Российской Федерации |
| Справочниками и словарями |
| |