СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ответы на тест по истории логопедии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ответы на тест по истории логопедии

Просмотр содержимого документа
«Ответы на тест по истории логопедии»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»



















Самостоятельная работа по дисциплине

«История логопедии»

студентки 1 курса 172 группы

направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

факультета психолого-педагогического и специального образования

Колесниковой Анастасии Витальевны













Проверил: Крючков В.П.




Саратов 2021

Тесты


1) Дайте определение логопедии как науке.

Ответ: Логопедия — педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.

2) Медицина в Древнем Египте находилась в руках:

а) жрецов

б) писцов

в) фараонов

Ответ: а

Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Отсюда — жреческая, храмовая медицина.

3) Первое упоминание о речевом расстройстве в древнем египетском папирусе связано:

а) с неблагоприятными социальными условиями

б) с неблагоприятной речевой средой

в) с физической травмой

Ответ: в

В одном из древнейших медицинских папирусов, а именно в так называемом папирусе Эдвина Смита мы находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Этот папирус найден в одной из фивинских могил XVII в. до н. э

4) Первые пластические операции - хирургическое лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» - были выполнены:

а) в Древней Руси

б) в Древней Индии

в) в Америке

Ответ: б

В священной литературе («Вед»), особое место занимают трактаты «Аюрведы». У индусов в «Аюрведах» медицина является отделом религии. Тракта состоит из 6 частей. В одном из них описывается 2 пластические операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» – хейлопластика и уранопластика.

5) Ветхозаветный пророк Моисей:

а) заикался и говорил невнятно

б) обладал минимальным лексическим запасом

в) не был блестящим оратором

Ответ: а

В «Библии» («Ветхий Завет») встречается упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил невнятно.

6) Каким образом Иисус избавил от недуга пришедшего к нему глухого косноязычного человека («И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто»)?

Ответ: Иисус отводил его в сторону от народа, вложил персты свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его. И, воззрев на небо, вздохнул, и ему: еффаоа, т.е. «отверзись». И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».

7) Каким образом выучился читать пророк Мухаммед?

Ответ:

8) Следующие утверждения «Природа и воспи­тание подобны». «Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки». «Хорошими люди ста­новятся больше от упражнения, чем от природы» при надлежат:

а) Демокриту

б) Гомеру

в) Платону

Ответ: а

Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны». Подчеркивая сложность воспитания, Демокрит указывал, что «учение вырабатывает прекрасные вещи на основе труда», и предостерегал от дурного примера. «Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки».

На первое место в нравственном воспитании Демокрит выдвигал упражнения. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Он впервые подчеркивал огромную роль труда в воспитании и требовал «постоянного труда, который от привычки к нему делается легче».

9) Воз­растную периодизацию развития человека с описани­ем особенностей каждого этапа жизни составил

а) Демокрит

б) Платон

в) Геродот


Ответ: б

Платон дает возрастную периодизацию развития человека с описанием особенностей каждого этапа жизни. Он — сторонник общественного воспитания детей с самого раннего детства — большое значение придавал использованию игр с маленькими детьми и тщательному выбору литературного материала для заучивания и рассказывания детям.


10) Впервые системные сведения о речевых расстройствах, мы встречаем у:

а) Гиппократа

б) Демосфена

в) Демокрита


Ответ: а

Впервые наиболее полные и системные сведения о речевых расстройствах, мы встречаем у древнегреческого врача и естествоиспытателя, основоположника античной медицины — Гиппократа (460 — 370 гг. до н. э.).


11) Кому из древних греков принадлежит утверждение: «Когда мозг испытывает сотря­сение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит»:

а) Гиппократу

б) Демокриту

в) Геродоту


Ответ: а

В своих сочинениях Гиппократ пишет о главенствующей роли головного мозга во всей деятельности человека «Глаза, уши, язык,, руки и ноги выполняют все то, что одобрит мозг».


12) Кому из древних греков принадлежит следующее наблюдение: «Человек имеет в высшей степени подвижный, мягкий и широкий язык, чтобы он был пригоден к двоякому употреблению; и для вкусовых ощущений... и для расчленения звуков и речи, для чего нужен мягкий и широкий язык, ибо, будучи таким и к тому же свободным, он может легче всего сокращать­ся и вытягиваться всяческим образом. Это яснее «все­го обнаруживают те, у которых он не вполне свободен; они шепелявят и картавят»:

а) Гесиоду

б) Аристотелю

в) Плутарху


Ответ: б

Данное высказывание принадлежит Аристотелю. Так он старается объяснить и расстройства речи. Аристотель видел причину недостатков речи в неправильном строении или недостаточной подвижности органов артикуляции.


13) Кто описал систему развития речи у юных спартанцев в Древней Греции: «детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления», «...под немногими скупыми словами должен был таиться об­ширный и богатый смысл, и, заставляя детей подолгу молчать, законодатель добивался от них ответов мет­ких и точных»:

а) Платурху

б) Гомеру

в) Демокриту


Ответ: а

Описывая систему спартанского воспитания, Плутарх касался и системы развития речи у юных спартанцев. В частности, он указывал, что там «детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления».


14) Кто из древних греков от природы был косноязычен, заикался, но исправил свою речь (был «сам себе логопед») и стал впоследствии выдающимся оратором:

а) Гомер

б) Демокрит

в) Демосфен


Ответ: в

Желание стать оратором у Демосфена появилось еще в юные годы, когда однажды он услышал выступление Каллистрата, замечательного греческого оратора. Возникшее страстное желание побудило Демосфена заниматься декламацией и сочинением речей, брать уроки красноречия. Демосфен посещал школу Платона, благодаря чему сделал большие успехи в искусстве красноречия.

Плутарху принадлежит одно из наиболее полных описаний дефекта речи, которым страдал бле­стящий древнегреческий оратор и политический дея­тель Демосфен (384— 322 гг. до н. э.).


15) Кто автор следующей рекомендации: «Если язык парализован, … то следует... больному давать пить воду, усиленно расти­рать голову, рот, шею и части, находящиеся под подбо­родком... заставить больного жевать что-нибудь самое острое, например, горчицу, чеснок, лук, побуждать его делать все усилия, чтобы выговаривать слова. «У некоторых людей с первого дня рождения язык соединен с лежащими ниже тканями, и больные даже не могут говорить вследствие этого. Кончик их языка захватывают щипцами и под ним должна быть подре­зана перепонка»:

а) Гиппократ

б) Авл Корнелий Цельс

в) Геродот


Ответ: б

Авл Корнелий Цельс (30 — 35 гг. до н. э. — 45 — 50 гг.) —древнеримский ученый, энциклопедист и врач. Его заслуга прежде всего в том, что он собрал и сохра­нил для последующих поколений много произведений древней медицины, а также оставил некоторые замет­ки о параличе языка, о прирастании кончика языка к нижней части ротовой полости и о мерах лечения этих случаев.


16) Кто из античных авторов был самым крупным теоретиком античной медицины, разделял расстройства голоса и речи, установил научную терминологию расстройств речи, указывал на зависимость некоторых расстройств речи от поражений централь­ной нервной системы:

а) Клавдий Гален

б) Авл Корнелий Цельс

б) Марк Фабий Квинтилиан


Ответ: а

Гален разделял расстройства голоса и речи, указывая, что первые происходят от «страдания» гортани и мышц ее, а вторые — от поражения языка или окружающих его частей: зубов, губ, твердого и мягкого нёба, хоан, уздечки.

При этом он указывал на зависимость некоторых расстройств речи от поражений центральной нервной системы.


17) Кто из древних автор следующих педагогических (логопедагогических) идей: «Как небольшие и с узким горлом сосуды не могут принять много воды зараз, а наполняются постепенно, капля за каплей, так же следует судить и о детских умах: что превосходит их понятия, то не пойдет в их ум, еще мало способный к усвоению знаний». «...Прежде всего надо смотреть, что­бы кормилицы не имели дурного выговора или испор­ченного наречия... Хотя более всего надлежит уважать в них нравственность, однако нужно, чтобы они и го­ворили чисто».

а) Клавдий Гален

б) Авл Корнелий Цельс

б) Марк Фабий Квинтилиан


Ответ: б


18) Кто из древних автор афоризмов: «Учиться никогда не поздно». «В языке нянек не должно быть погрешностей». «Практика без теории ценнее, чем теория без практики». «Не для того я живу, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить»:

а) Марк Фабий Квинтилиан

б) Демокрит

в) Демосфен


Ответ: а


19) Кто автор следующих наблюдений: «Иногда немота и другие повреждения речи про­исходят от повреждения в мозгу и в месте выхода нерва, который идет к языку и двигает его... Посколь­ку нерв языка связан со множеством других нервов, то эти нервы должны либо способствовать языку в его движении... — так обстоит дело у людей со здоровой речью - либо препятствовать движению... тогда наблю­дается косноязычие и т. п.»

а) Орибазий (врач византийского императора Юлиана)

б) Авиценна (Ибн Сина)

Ответ: б

Наряду с нарушениями периферической части речевого аппарата Ибн Сина, однако, усматривает возможность поражения и его центральной части, что тоже приводит к различным расстройствам речи.


20) В какую эпоху был возможен следующий диалог учителя и учеников (далее – цитата из соответствующего учебника):

«Мальчики: Наставник, мы, дети, просим вас учить нас говорить правильно, ибо мы необразованны и говорим испорченным языком.

Наставник: Что вы хотите сказать?

Мальчики: Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильна и чтобы мы говорили то, что полезно, и чтобы мы не говорили по-старушечьи или неправильно».

а) в эпоху Средневековья

б) в эпоху Просвещения

в) в XXI веке

Ответ: а

21) Какому герою какого литературного произведения эпохи Возрождения «взяли в наставники великого богослова, магистра Тубала Олоферна, и магистр так хорошо сумел преподать ему азбуку, что тот выучил ее наизусть в обратном порядке, для чего потребовалось пять лет и три месяца»?


Ответ: «Гаргантюа и Пантагрюэль»


22) Продолжите русские народные пословицы:

  • Пулей попадешь в одного, а метким словом в тысячу.

  • Умные речи и слушать приятно.

  • Осла узнаешь по ушам, а дурака — по слова.

  • От слова до дела целая верста.

  • Кто мало говорит, тот больше делает.

  • Поторопишь заику, ничего не поймешь.

  • Веревка хороша длинная, а речь короткая.

  • Стой, не шатайся, ходи, не спотыкайся, говори, не запинайся.

  • Сидит — как свеча горит, говорит — что рублем одарит.


23) Кто автор следующего рецепта избавления от заикания: «Если заикание возникло от испуга, советовалось испугать человека вторично, ис­кусственно и при том так, чтобы испуг этот сейчас же сопровождаем был радостью»?

Ответ: М.Ю. Лахтин


24) Кто автор книги «Великая дидактика, заключающая универсальную теорию учить всех всему»:

а) Ян Амос Коменский

б) Иоганн Генрик Песталоцци

в) Жан Жак Руссо

Ответ: а

25) Кто автор следующего утверждения: «Ум обрабатывается для мудрости, язык для красноре­чия, руки для искусного исполнения в жизни действий. Эти три вещи — разум, действия, речь — и есть соль жизни».

а) Ян Амос Коменский

б) Иоганн Генрик Песталоцци

в) Жан Жак Руссо

Ответ: а

Коменский придавал большое значение правильной речи в общем развитии человека, видел ее серьезное значение в общей системе обучения ребенка. «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать» — писал он.


26) Кто рекомендовал для развития слухового восприятия ребенку «давать в руки свирель, бубен, детский струнный инструмент, чтобы, свистя, звеня, треща, они приучали слух к восприятию различ­ных звуков или даже подражали им»?

а) Ян Амос Коменский

б) Иоганн Генрик Песталоцци

в) Жан Жак Руссо


Ответ: а

Необходимым условием формирования правильной речи Коменский справедливо считал хорошо развитое слуховое восприятие у ребенка, поэтому он рекомендовал при воспитании детей «давать в руки свирель, бубен, детский струнный инструмент, чтобы, свистя, звеня, треща, они приучали слух к восприятию различных звуков или даже подражали им»


27) Кто автор книг «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить»?

а) Ян Амос Коменский

б) Иоганн Генрик Песталоцци

в) Жан Жак Руссо


Ответ: б

В 1802 году вышла книга «Как Гертруда учит своих детей», а в 1803 году— «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить». В них Песталоцци определил содержание первого круга представлений маленьких детей, развитие в единстве восприятия, способности синтеза и анализа математических представлений и речи на реальных предметах.


28) Кто автор «элементарного принципа» обучения речи через фразовую речь:

а) Ян Амос Коменский

б) Иоганн Генрик Песталоцци

в) Жан Жак Руссо


Ответ: б

И.Г. Песталоцци развитие фразовой речи у детей видел в том, чтобы научить их выражаться о предметах и обо всем, что дети в состоянии о них узнать. Видя главную цель и значение языка в том, чтобы вести ребенка «от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», он определяет последовательный путь постепенного развития языка.

По его мнению, не вызывает сомнений, что ребенок, воспитываемый по предлагаемому элементарному принципу, не только сознает, пусть случайно, но твердо, сущность главных частей речи.


29) Кому принадлежит утверждение о своеобразии детской грамматики, синтаксис которой, по его мнению, обладает правилами более общими, чем у взрослых:

а) Ян Амос Коменский

б) Иоганн Генрик Песталоцци

в) Жан Жак Руссо


Ответ: в

Ж.Ж. Руссо справедливо обращал внимание на своеобразие детской грамматики, синтаксис которой, по его мнению, обладает правилами более общими, чем у взрослых. И если обратить на него внимание, то можно удивиться точности, с какой малые дети следуют известным аналогиям, очень нелепым нередко, но очень правильным, которые шокируют нас только своей редкостью или потому, что обычай не допускает их.


30) Кто утверждал, что среди сельской просто­ты дети приобретут более звонкий голос, они не усвоят невнятного лепетания городских детей:

а) Ян Амос Коменский

б) Иоганн Генрик Песталоцци

в) Жан Жак Руссо


Ответ: а

Жан Жак Руссо утверждал, что воспитанные в деревне, среди сельской простоты дети приобретут более звонкий голос, они не усвоят невнятного лепетания городских детей. При этом городские дети на лоне природы не усвоят и выражений, и тона деревни или по крайней мере легко отделаются от них, если учитель будет предупреждать или исправлять правильностью своего языка впечатления языка крестьянского.


31) Кто настаивал на постепенности овладения речи ребенком, чтобы мать (кормилица) не оглуша­ла его множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего, кроме интонации:

а) Ян Амос Коменский

б) Иоганн Генрик Песталоцци

в) Жан Жак Руссо


Ответ: в

Жан Жак Руссо был не против того, чтобы кормилица забавляла ребенка песнями и очень веселыми и разнообразными звуками; но он был против того, чтобы она беспрестанно оглушала его множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего, кроме интонации.


32) Из какого руководства для молодежи следующий фрагмент: «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять; на стол, на скамью или на что иное не опи­раться и не быть подобным деревенскому мужику, ко­торый на солнце валяется, но стоять должны прямо...»?


Ответ: «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранные от разных авторов, повелением царского величества».


33) Кто писал о столь «хитро устроенных» органах речи человека, о чем «невозмож­но и помыслить без удивления»: губы, зубы, язык, небо и гортань с расположенными близ нее частями, т. е. с язычком и «со скважинами в ноздри»:

а) М.В.Ломоносов

б) Г.Р.Державин

в) Н.М.Карамзин.


Ответ: а

Ломоносов писал о столь «хитро устроенных» органах речи человека, о чем «невозможно и помыслить без удивления». Устроенными для выговора органами речи являются: губы, зубы, язык, небо и гортань с расположенными близ нее частями, т. е. с язычком и «со скважинами в ноздри».


34) Утверждение о взаимосвязи уровня развития языка и уровня развития государства и общества принадлежит:

а) М.В.Ломоносову

б) Г.Р.Державину

в) Н.М.Карамзину.

Ответ: а

М.В. Ломоносов говорил, что развитие языка тесно связано с развитием человеческого общества, с ростом культуры, которая в свою очередь является следствием развития материальных условий жизни людей.

35) На каком языке, по утверждению императора Карла V, можно «говорить прилично» (проведите соответствия):

а) с Богом

на французском (б)

б) с друзьями

на итальянском (г)

в) с неприятелем

на немецком (в)

г) с женским полом

на испанском (а)


Ответ: «Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично.


36) Какие качества, по утверждению М.В. Ломоносова, свойственны языкам (проведите соответствия):

а) испанскому

крепость (в)

б) французскому

великолепие (а)

в) немецкому

живость (б)

г) греческому и латинскому

нежность (д)

д) итальянскому

богатство и краткость (г)


Ответ: «…Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем вели­колепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того — бо­гатство и сильную в изображениях краткость гречес­кого и латинского языка»


37) Кто автор хвалебного слова человеческой речи: «время, пространство, твердость, образ, цвет, все качества тел, движения, жизнь, все деяния, словом, все... преобразуем в малое движение воздуха..., весь мир заключен в малой частице воздуха, на устах наших зыблющегося. О вы, любители чудес, внемлите произнесенному вами слову, и удивление ваше будет нечрезмерно...»:

а) Г.Р.Державин

б) А.Н.Радищев

в) Н.Г.Чернышевский

Ответ: б


38) Кто считал необходимыми развивающие «предметные беседы» с детьми, беседы – развитие мышления:

а) В.Ф.Одоевский

б) Н.Г.Чернышевский

в) А.Н.Радищев.


Ответ: а

В своих педагогических сочинениях В.Ф.Одоевский выдвигал требование давать пищу умственным силам ребенка, знакомить его с окружающей жизнью и на этой основе путем бесед и разговоров постепенно вызывать, развивать и направлять самостоятельную мысль ребен­ка. Много внимания им уделено созданию метода раз­вивающих бесед.

39) Кого называют отцом русской педагогики:

а) К.Д.Ушинского

б) В.А.Жуковского

в) В.Ф.Одоевского


Ответ: а


40) Кому принадлежат слова: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, — народа нет более!»

а) К.Д.Ушинскому

б) Л.Н.Толстому

в) В.А.Жуковскому


Ответ: а

Ушинский полагал, что начало человеческого слова вообще и даже начало языка так же древне, как и начало истории человечества, народа. В глубинах народного языка поэтому отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Одно поколение народа сменяет другое, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке в наследие потомкам.


41) Кому принадлежат слова: «язык в то же время является величайшим народ­ным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории:

а) К.Д.Ушинскому

б) Л.Н.Толстому

в) В.А.Жуковскому

Ответ: а

В педагогической системе Ушинского изучение родного языка и обучение ему детей занимает одно из важнейших, ведущих мест. В его представлении овладение языком народа является однозначным с овладением духа, характера парода, его духовным богатством. С этих позиций можно язык назвать наставником и учителем человека.


42) Кто автор звукового аналитико-синтетического метода (от звука к его изоб­ражению на письме, от элементов букв к их полному написанию: «Дос­тоинства его состоят в том, что он чрезвычайно раци­онален, учит сначала детей различать звуки, а потом изображать их»):

а) В.Ф.Одоевский

б) Н.Г.Чернышевский

в) К.Д.Ушинский


Ответ: в

При обучении детей чтению и письму Ушинский предложил свой оригинальный метод, в котором исходным началом должна быть работа над звуками речи (звуковой аналитико-синтетический метод). Определяя преимущества звукового метода.


43) Кто автор методической рекомендации: «Действительно хорошая речь вовсе не то, что гладкая болтовня, и что болтовню, не имеющую действитель­ного содержания, нет никакой надобности развивать в детях, а напротив, надобно подавлять...» (см. вербализм):

а) К.Д.Ушинский

б) М.В.Ломоносов

в) Л.Н.Толстой


Ответ: а

Предъявляя требования к воспитанию правильной речи у ребенка, Ушинский к числу ее недостатков относил не только неправильное произношение звуков, слов, недостатки словаря и фразовой речи, но и излишне гладкое пустоговорение. Он указывал на то, что «действительно хорошая речь вовсе не то, что гладкая болтовня, и что болтовню, не имеющую действительного содержания, нет никакой надобности развивать в детях, а напротив, надобно подавлять...»


44) До Октябрьской рево­люции 1917 года логопедическая помощь была:

а) делом частной инициативы

б) попечением церкви

в) государственным делом


Ответ: а

До Великой Октябрьской социалистической революции логопедическая помощь была делом частной инициативы. Массовой государственной помощи ни для детей, ни для взрослых не существовало.


45) Когда было открыто первое в стране специальное логопедическое отделение в Московском госпединституте:

а) в 1917 году

б) в 1946 году

в) в 1975 году


Ответ: б

В 1946/47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ имени В.И. Ленина было открыто первое в вузовской системе логопедическое отделение.


46) Вставьте пропущенные слова в цитату из Ф.А.Рау:

Плохоговорящего ребенка лечить нужно иногда, учить и воспитывать – всегда.


47) Можно ли относить к нарушениям речи влияния, оказываемые иноязычной речью:

а) да

б) нет


Ответ: б

Нельзя относить к нарушениям речи особенности иноязычной речи.


48) Должности меди­цинских работников-логопедов распоряжением Минздрава были упразднены:

а) в 1950 году

б) в 2001 году

в) не были никогда упразднены


Ответ: а


49) Профессора Ф.А.Рау, С.С.Ляпидевский возглавляли в разные годы кафедру логопедии:

а) в Московском госпединституте

б) в Ленинградском госпединституте

в) в Свердловском госпединституте


Ответ: а


50) Комплексный подход к анализу и преодолению речевых нарушений это:

а) согласованная деятельность разных специалистов, каждый из которых проводит работу по изучению и преодолению речевых нарушений на ос­нове собственных средств и методов,

б) использование в логопедической работе компьютерных технологий, аудио- и видеоаппаратуры, различного рода тестов и т.д.


Ответ: а

Комплексный подход в области речевых нарушений предполагает не только содружество различных областей знания в разработке практических мероприятий, но и взаимопроникновение теоретических достижений каждой из областей, изучающих проблематику речевой патологии.


51) Правомерно ли отождествлять в логопедии понятия комплексный метод и комплексный подход:

а) да

б) нет


Ответ: б

Главное, в чем отличается метод от подхода при такой трактовке терминов, — это масштабность. Подход объединяет несколько методов, включает в себя основные принципы исследования, направляет вектор работы. Метод — это исключительно инструмент достижения цели в поставленных рамках.

52) Какая кафедра логопедии прошла в своем развитии 3 после­довательных этапа: 1. поиск и становление педагогических основ логопе­дии (до 1950 г.); 2. развитие комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению нозологически разных речевых расстройств (до 1978 г.); 3. выделение и совершенствование психолого-педагогических основ логопедии, поиск путей опти­мизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания детей с нарушенной речевой деятельностью.

а) кафедра логопедии Московского госпедуниверситета

б) кафедра логопедии Санкт-Петербургского госпедуниверситета

в) кафедра логопедии Свердловского госпедуниверситета


Ответ: а


53) В чем заключается принцип развития в логопедии (по Р.Е. Левиной. «Предмет логопедии»)?


Ответ: Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Вместо статического описания проявления речевых нарушений ставится задача объяснить, продуктом каких изменений предшествующего развития они являются. Для правильной оценки генезиса того или иного отклонения, как отмечал Л.С. Выготский, следует различать происхождение изменений развития и сами эти изменения, их последовательное образование и причинно-следственные зависимости между ними.


54) В чем заключается принцип системности в логопедии (по Р.Е. Левиной. «Предмет логопедии». «Нарушения развития речевой деятельности у детей»)?


Ответ: Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.

Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты ее деятельности. В одних случаях больше нарушается ее звукопроизносительная сторона, страдает внятность речи — фонетические расстройства; при других — нарушения звукопроизношения сочетаются с недостаточным овладением звуковым составом слов — фонетико-фонематические нарушения. В этих случаях неизбежны трудности в усвоении чтения и письма.


55) В чем заключается принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психичес­кого развития, приведите примеры (По Р.Е. Левиной. «Предмет логопедии»).


Ответ: Принцип взаимосвязи и взаимозависимости речи с другими психическими процессами. Речь в ходе своего развития опирается на сохранный слух, зрение, интеллект, речевую моторику. Все это создает базис для обобщенного овладения словом. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта.


56) Что означает термин «узловые образования» в логопедии при выборе путей и средств преодоления и пре­дупреждения речевых нарушений у детей, приведите примеры (по Р.Е. Левиной. «Предмет логопедии»)?

Ответ: Доктор наук, профессор Левина Р.Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.

20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!