СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Башантинский колледж имени Ф.Г. Попова (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова»





РАССМОТРЕН

на заседании ЦМК

технических дисциплин

Протокол от «04» марта 2021 г. №8

Председатель ЦМК

_________________ С.И. Светличный

УТВЕРЖДАЮ


Зам. директора по УВР

_____________М.А.Санджеева




Ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения


Методическая разработка открытого урока

по дисциплине «Правила дорожного движения»


Преподаватель: Светличный С.И.



Городовиковск

Цели написания методической разработки: повышение педагогического мастерства


Обоснование выбора темы:

Для будущих специалистов в области механизации сельского хозяйства большое значение имеет хорошее знание правил дорожного движения и умение аккуратно водить автомобиль, не нарушая ПДД. Я думаю, что на нем вы почерпнете необходимый багаж знаний об Ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, познакомитесь с Административным, Гражданским и Уголовным кодексами, усвоите к каким последствиям может привести их нарушение. Все это, несомненно, пригодится в вашей дальнейшей работе.

При подготовке к занятиям по Правилам дорожного движения и в процессе их проведения перед преподавателем возникают сложные методические вопросы, связанные с разработкой содержания учебной информации, комплексным применением технических средств обучения, выбором средств и методов контроля усвоения и оценки результатов, организацией самостоятельной работы студентов.

Данная методическая разработка окажет практическую помощь преподавателям в проведении занятий, поможет повысить их педагогическую эффективность.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей технических дисциплин.

















План урока


Тема урока: Ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения.

Цели урока:

образовательные: - изучить виды ответственности водителей за нарушения правил дорожного движения:

  • административные правонарушения;

  • гражданскую ответственность водителя;

- уголовное преследование водителя в результате нарушения ПДД; воспитывающие: - формирование интереса к будущему страны;

- развитие требовательности к себе и другим;

- воспитание гуманного отношения к людям;

развивающие:- развивать внимание, воображение;

- развивать способности быстро находить ответ в нестандартной ситуации,

- развивать аналитическое мышление;

Формируемые компетенции:

ОК 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ПК.2.2.- Комплектовать машинно-тракторный агрегат.

Тип урока: урок рефлексии;

Вид урока: комбинированный;

Методы обучения: методы конкретизации и углубления знаний, методы проблемного изложения, методы проверки и оценки, аналитические;

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедиа;

Внутридисциплинарные связи: Тема 40. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Межпредметные связи: дисциплины – техническая механика, физика,

МДК 05.01., Тема 1. 1. Правила дорожного движения.


Ход урока

  1. Организационный момент

  • приветствие студентов

  • отметка в журнале отсутствующих

  1. Проверка пройденного материала

- Методом тестового опроса с использованием программного обеспечения «Интерактивная автошкола» проводится опрос студентов по пройденным темам.

  1. Целевая ориентация

  • вступительное слово

  • сообщение темы и цели урока

  1. Изложение нового материала

    1. Административная ответственность.

    2. Гражданская ответственность.

    3. Уголовная ответственность.

5. Разминка.

  • В ходе разминки студенты просматривают познавательный мультфильм.

  1. Закрепление изученного материала.

- В ходе демонстрации видеоролика студенты фиксируют те или иные нарушения ПДД.

- При помощи Таблицы штрафов ГИБДД студенты находят Статью КоАП с нарушением и меру наказания.

  1. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время

- Кодекс РФ об административных правонарушениях. Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения.

  1. Подведение итогов

  • выставление оценок за урок с комментариями



Преподаватель ______________ С.И.Светличный

























Основная часть

  • Добрый день, ребята, пожалуйста, садитесь.

  • Староста, скажите, кто отсутствует и по какой причине?

  • Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

Студент: «Буксировка ТС, Учебная езда»

Совершенно верно. А сейчас мы вместе с вами вспомним пройденный материал, и вы мне ответите на экзаменационные билеты по данной теме:

( 1.Включаем билеты по разделу «Буксировка ТС, Учебная езда» )


Преподаватель: Спасибо, ребята, хорошо поработали! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока. Тема нашего занятия: Ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения.

Цели, которые мы ставим перед собой при проведении данного урока это:

  1. Изучить виды ответственности водителей за нарушения правил дорожного движения

  2. Разобрать:

  • административные правонарушения

  • гражданскую ответственность водителя

- уголовное преследование водителя в результате нарушения ПДД

Преподаватель:

Прежде всего нам необходимо усвоить, что существуют три вида ответственности:

  1. Административная ответственность.

  2. Гражданская ответственность.

  3. Уголовная ответственность.

 

Одновременно существуют три соответствующих нормативно-правовых акта, в которых государство делает свою волю общеобязательной:

 

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Гражданский кодекс (ГК РФ).

Уголовный кодекс (УК РФ).

 

 

Начнем с административной ответственности водителя.

 

 

С административной ответственностью водитель сталкивается прямо на дороге, когда его останавливает инспектор ГИБДД за нарушение Правил дорожного движения. А всякого нарушителя надо привлекать к ответственности! И вот тут вступает в действие Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП), в котором чётко прописано, как именно следует наказывать водителей за то или иное нарушение. Что такое административное наказание прописано в КоАПе, в Статье 3.1: и вынесено на слайд.

 

Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП) содержит шесть видов наказаний:

 

  1. Предупреждение.

Выносмтся, если нарушение ПДД незначительное. Однако, если водитель в течение года совершит еще одно правонарушение, то предупреждение станет отягчающим обстоятельством! 

2. Штраф.

Это как раз самый популярный вид наказания. Данная санкция применяется почти за все нарушения ПДД.

Причем вам совершенно не обязательно встречаться лицом-к-лицу с инспектором ГИБДД. С камер дорожного видеонаблюдения «письма счастья» прилетают намного чаще.


3. Лишение права управления транспортными средствами.

Водителя могут лишить прав, например, за езду по встречке или за то, что он сбежал с места ДТП. Вождение в нетрезвом виде – наша национальная беда. Только вдумайтесь: около 40% ДТП совершается по вине пьяных водителей! И за это правонарушение резонно лишают права управления транспортным средством.


4. Конфискация орудия или предмета административного правонарушения.

 

Например, если водитель незаконно занимается частным извозом , его обязательно оштрафуют. А если он ещё и незаконно установил фонарь «Такси»,  тогда фонарь обязательно отнимут (конфискуют).

 

Незаконно установленные «мигалки», клаксоны и ксеноновые лампочки лишь отвлекают других водителей. А значит, встреча с сотрудником дорожной инспекции обернется для автомобилиста конфискацией орудия или предмета совершения правонарушения.


5. Административный арест.

 

Это те самые пресловутые «15 суток». Между прочим, 15 суток можно схлопотать за неуплату штрафа в установленный срок.

 

6. Обязательные работы.

 

Это выполнение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ.

 До 50 часов, между прочим!

За что могут заставить подметать улицы показано на слайде.

  

Нарушение нарушению рознь!

 

Одно дело – пересечь сплошную линию разметки, перестраиваясь из ряда в ряд (предупреждение или штраф 500 рублей), и совсем другое – выехать через сплошную линию на встречку (штраф 5000 рублей или лишение прав на срок 4-6 месяцев).

Если неправильно (на «кирпич») заехать на территорию АЗС, наказание минимальное – предупреждение или штраф 500 рублей, а если на такой же «кирпич» заехать на дорогу с односторонним движением, можно опять-таки на полгода лишиться прав.

Сокращённое извлечение из Главы 12 КоАП в виде таблицы принято сегодня размещать на последних страницах тоненькой книжечки «Правила дорожного движения». И эта таблица, набранная убористым текстом, занимает аж целых семь страниц. Нелепо было бы требовать от водителей, чтобы они выучили всю эту таблицу наизусть.

 

Но наиболее распространенные нарушения вы знать обязаны. 

  

1. КоАП, Статья 12, часть 3.1. Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

 

До 14 ноября 2014 года за неправильную тонировку, не только штрафовали, но ещё и задерживали транспортное средство (с помещением на спецстоянку). Но потом законодатели одумались и решили, что это перебор.

Сегодня за неправильную тонировку стёкол – всего лишь штраф 500 рублей, как и за прочие неисправности, с которыми запрещается эксплуатация ТС.

 

2. КоАП. Статья 12.37. Часть 2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

 

То есть что же это получается! –  машину никто не заберёт, прав не лишат, номера не снимут, можно продолжать в том же духе, регулярно отстёгивая 800 рублей!?

Если вы давно владеете автомобилем, и он зарегистрирован в ГИБДД (просто закончился срок действия полиса ОСАГО, а новый полис вы не оформили), то так оно и будет.

 

3. КоАП. Статья 12.27. Часть 2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

Обязанности водителя при ДТП перечислены в пункте 2.5 Правил дорожного движения.


В частности водитель обязан немедленно остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

 

Вообще-то, Правила разрешают водителям покидать место ДТП, но только при условии, что нет пострадавших, участников ДТП не более двух и оба согласны в оценке происшедшего. В этом случае водители могут не вызывать полицию, а разобраться, что называется «полюбовно» и разъехаться.

 

Но во всех остальных случаях покидать место ДТП запрещено! Надо дождаться сотрудника ГИБДД.

 

  1. Теперь рассмотрим в каких случаях происходит Задержание транспортного средства.

  

Задержание транспортного средства – это исключение его из процесса перевозки людей и грузов. При задержании  транспортное средство либо увозят на штрафстоянку, либо на одно из колёс устанавливают блокирующее устройство.

Причин для задержания множество – от управление ТС в состоянии опьянения до эксплуатации ТС с  неисправными тормозами.

Или, например, инспектор требует ваши документы, а вы с ужасом обнаруживаете, что забыли их дома. Конечно, автомобиль будет задержан.

 

  1. Рассмотрим в каких случаях вам могут провести Освидетельствование на состояние опьянения.


Для инспектора достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, является наличие одного из следующих признаков:

 

– запах алкоголя изо рта,

– неустойчивость позы,

– нарушение речи,

– резкое изменение окраски кожных покровов лица,

– поведение, не соответствующее обстановке.

 

Поэтому не удивляйтесь, если он попросит вас произнести трижды слово «сиреневенький» или, к примеру, сделать десяток шагов по линии дорожной разметки.

 

И если подозрения подтвердятся, водителю вежливо предложат пройти освидетельствование на состояние опьянения прямо тут на месте, то есть подуть в трубочку. Если алкотестер покажет превышение нормы, и водитель с этим согласен, то тут всё понятно:

 

КоАП. Статья 12.8. Часть 1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.


Однако водитель может и не согласиться, и тут Закон учёл все возможные варианты развития событий:

 

– алкотестер ничего не показал, но подозрения остались (неустойчивость позы, нарушение речи и т.д.);

– алкотестер что-то показал, но водитель не согласен с показаниями;

– водитель отказывается дуть в трубочку.

 

Во всех трёх случаях инспектор имеет право (и даже обязан) принудительно отправить водителя на специальное медицинское освидетельствование. Такое право прописано в Законе.

 

Но водитель не имеет права отказаться от медицинского освидетельствования. То есть отказаться-то можно, но за такой отказ следует неизбежное наказание:

 

КоАП. Статья 12.26. Часть 1. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

 

  1. Как же происходит Процедура лишения права управления транспортным средством.

 

Нарушений, влекущих лишения прав, много – аж целых 22 штуки. Это и выезд на встречку, и если не уступить дорогу «Скорой помощи», и отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и чего там только нет. Прав, например, можно лишиться, если дважды (в течение года) нарушить требования сигналов светофора.


- Инспектор составит Протокол об административном правонарушении, но водительское удостоверение не заберёт, и в назначенный день водитель явится к мировому судье, где и будет решена его дальнейшая судьба.

  

- Если в процессе судебного разбирательства будет вынесен оправдательный вердикт, водителя отпустят с миром.

 

- Если судья всё же лишит водителя права управления, то и в этом случае водительское удостоверения немедленно не отберут (у водителя есть ещё установленный законом срок обжалования судебного постановления).

 

И вот только после истечения этого срока, если вынесенное постановление не было обжаловано или опротестовано, оно вступит в законную силу.

 

С этого момента отчитываться срок назначенного наказания, а водительское удостоверение изымается.

  

Что ждёт нерадивого водителя, если он, будучи лишён прав, продолжает ездить.

 

Представим себе такой вариант – водителя лишили прав на определённый срок, но он продолжает ездить. Такое у нас сплошь и рядом, и Кодекс, конечно же, не мог не откликнуться:

 

КоАП. Статья 12.7. Часть 2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

  

Совсем другое дело, если человек никогда не имел прав и сел за руль. Подчёркиваю! – он пока ещё ничего не сделал, просто едет за рулем, не имея прав.

 

В России обучатся вождению разрешено только в автошколах.

 

Всякий другой вариант квалифицируется как «передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством».


 

И это уже совсем другое нарушение и совсем другое наказание!

 

КоАП. Статья 12.7. Часть 3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

 

КоАП. Статья 12.7. Часть 1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

 

То есть, если папа захочет сам научить сына (дочку) водить машину, то с него 30 тысяч рублей.

А с сына (дочки) -  от 5 до 15 тысяч.

 

Но никаких арестов или исправительных работ. Только штраф.

 


Гражданская ответственность водителя.


 

Гражданская ответственность – это возмещение материального ущерба (а сегодня ещё и морального ущерба).

А теперь вспомните, как расшифровывается ОСАГО  – обязательное страхование гражданской ответственности.

 

Это общепринятая практика во всех цивилизованных странах мира. Водители обязаны застраховать свою гражданскую ответственность, а это значит, что Закон защитил интересы пострадавшего – от страховой компании он гарантированно получит компенсацию за причинённый ущерб.

 

Правда, вопрос решается легко только в том случае, если все согласны в оценке происшедшего. Если мнения участников ДТП в оценке происшедшего различны, тогда только суд может определять кто кому и сколько должен!

 

А руководствоваться Суд будет действующим в стране гражданским кодексом.

 

Уголовная ответственность водителя.


 

Хорошо, если бы в каждом ДТП страдало только железо. К сожалению, страдают и люди. Происходит это либо в результате нарушения ПДД, либо в результате нарушения правил эксплуатации транспортного средства.

 

Закон разделил страдания людей на четыре степени:

 

легкий вред здоровью;

 

вред здоровью средней тяжести;

 

тяжкий вред здоровью;

 

смерть пострадавшего.

 

Установление степени тяжести вреда здоровью производится судебно-медицинским экспертом на основании медицинских критериев.

 

При причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего Законом установлена административная (не уголовная) ответственность.

 

В случае причинения тяжкого вреда здоровью пострадавшего или в случае смерти - для водителя наступает уголовная ответственность.

 

И, конечно же, уголовному наказанию водитель может быть подвергнут только по решению суда!

 

И так оно и было до 31 декабря 2014 года.

 

А начиная с этой даты, водитель может стать уголовником, никого не покалечив и никого не убив. Достаточно быть дважды задержанным в пьяном виде за рулём.


Отделаться административным наказанием (штрафом и лишением прав) за управление транспортным средством в состоянии опьянения можно только единожды.

 

При повторном задержании наступает уголовная ответственность.

 

При этом совершенно неважно, согласится водитель пройти медицинское освидетельствование или не согласится, в любом случае к нему будет применена статья 264.1 УК РФ.

 

Читайте и наслаждайтесь:

 

УК РФ. Статья 264.1. Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного “частями второй”, “четвертой” или “шестой статьи 264” настоящего Кодекса либо настоящей статьей, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.



Преподаватель: А теперь проведем небольшую разминку. Посмотрим познавательный мультфильм о Правилах дорожного движения.

- Демонстрируется мультфильм.

Преподаватель: Для закрепления изученного материала я предлагаю сначала просмотреть видеоролик, в котором подобраны нарушения ПДД. Но во время просмотра прошу вас взять в руки авторучки и фиксировать те или иный нарушения.

- Демонстрируется видеоролик.

Преподаватель: У вас на столах лежит Таблица штрафов ГИБДД, в которой указаны нарушения ПДД и мера ответственности за эти нарушения. Разделимся на 5 команд, каждая команда найдет по 2-а нарушения и назовет Статью КоАП и меру наказания, которая ждет вас за содеянное.

Студенты разбирают нарушения и выносят наказания, согласно статьям КоАП.

Преподаватель: Спасибо, ребята за работу. А теперь запишем домашнее задание.

  • КОДЕКС РФ об административных правонарушениях. Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения.

Преподаватель: А теперь подведем итоги урока (выставляются оценки за урок с комментариями).

Преподаватель: Наш урок подошел к концу. Я думаю, что на нем вы почерпнули необходимый багаж знаний об Ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, познакомились с Административным, Гражданским и Уголовным кодексами, усвоили к каким последствиям может привести их нарушение. Все это, несомненно, пригодится в вашей дальнейшей работе.

Благодарю всех за плодотворную работу и надеюсь, что знания, полученные сегодня, будут полезны и применимы на практике.







Информационное обеспечение обучения



1. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения. Учебник водителя

категории "A", "B", "C", "D", "E": М.: Астрель: 2020.-142 с.

2. Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность

дорожного движения.Учебник для водителя категории "C", "D", "E".

3. Леоньтев Н.А. Вас остановил инспектор. Все о ГИБДД М. Астрель: 2020.-238

4. За рулем: научно-практический журнал, учрежденный ОАО «За рулем»

5. Экзаменационные билеты категорий «А» и «В».

Москва «Рецепт-Холдинг»: 2021



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!