СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей на уроках русского языка (в рамках элективного курса для 9 класса «Сочинение для жизни»).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о целесообразности проведения элективного курса в 9 классе "Сочинение для жизни"

Просмотр содержимого документа
«Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей на уроках русского языка (в рамках элективного курса для 9 класса «Сочинение для жизни»).»

Широбокова Вера Васильевна

МКОУ Новожизненская ООШ

Аннинский муниципальный район

Воронежская область

Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей на уроках русского языка (в рамках элективного курса для 9 класса «Сочинение для жизни»).

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе. Компетентностный подход к обучению русскому языку, на наш взгляд, позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).
Владение языком, как мы полагаем, означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком мы можем определить не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции мы считаем возможным только на базе лингвистической и языковой компетенций.
Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка. Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русском языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях. Компетентностный подход, который уже набирает силу в современной школе, является, как мы считаем, отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. То есть, компетенция — это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. Формирование уровня ключевых компетентностей обучающихся на уроках русского языка и литературы предполагает как результат способность индивида к свободному творческому высказыванию на произвольно избранную или заданную тему. Я хотела бы остановиться на некоторых способах оценки уровня творческих способностей учащихся в рамках электива «Сочинение для жизни». Целью элективного курса «Сочинение для жизни» в 9 классе является углубление знаний учащихся о сочинении как о неотъем­лемом составляющем элементе жизни цивилизованного общества. Содержание элективного курса реализуется на основе системно-личностно-деятельностного подхода. Системность проявляется во взаимодействии всех тем, где каждая раскрывает определенные аспекты необходимых человеку жанров сочинений. Личностно-ориентированный подход проявляется в выборе материала, близ­кого конкретным детям, в формах работы, позволяющих учащимся постоянно взаимодействовать друг с другом и с учителем. Деятельностный подход реализуется в преобладании активных форм и методов обучения. Технологической базой для проведения курса является обучение в сотрудничестве. Формы контроля усвоения материала предполагают стимули­рующий характер. Каждому учащемуся рекомендуется завести тетрадь для записи теоретических сведений, папку-файл и отдель­ные листы для выполнения практических работ (для удобства перекомпоновки по видам работ и для выпуска альманаха), блокнот для черновых записей.

Итоговой формой контроля является вы­пуск участниками элективного курса совместного альманаха на основе выполненных видов сочинений. Элективный курс направ­лен на будущее профессиональное самоопределение учащихся в области журналистики, но будет полезен всем учащимся, желаю­щим углубить знания о теории и практике написания сочинений разных жанров. Кроме того, лучшие сочинения публикуем в газете «Школьный меридиан». Еще мы выполняем «заказные» публикации в данную газету на заданные темы. В результате такой работы повышается мотивация деятельности, самооценка ученика, уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формируется умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. В ходе работы в рамках этой деятельности учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

В качестве наиболее приемлемой формой оценки в процессе работы я использовала публикацию на стенде наиболее интересных сочинений, спорных фраз, отрывков. Опыт показал, что подобная форма публикации зачастую выводит нас на диспут. Таким образом, обсуждение становится диспутом, либо разбором достоинств и недостатков работ. При анализе неудачных работ надо соблюдать тактичность.

Еще одним способом оценки уровня ключевых компетентностей является написание рецензий на сочинения, в которых учитель отмечает положительное, высказывает замечания, учит школьников выявлять главное. А также ученики могут писать авторецензии на свои сочинения.

   Таким образом, вся работа по оценке творческих способностей учащихся при работе над сочинениями, в том числе диспуты, выпуск альманаха, оформление стенда, написание рецензий дают возможность учащимся творчески развиваться, а учителю этот процесс контролировать.

Всегда необходимо учитывать, что качество монологического письменного высказывания школьников зависит от развития у них мыслительного и понятийного аппарата, чувства родного языка, начитанности и общего кругозора. Формирование и развитие коммуникативной компетенции возможно, на мой взгляд, за счет реализации в процессе преподавания русского языка межпредметных связей, умения ориентироваться в различных речевых ситуациях, умения строить диалогическое высказывание через тексты, используемые на других учебных предметах.

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка направлено на разностороннее развитие языковой личности ученика, а также предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи.

Литература

  1. Гольцова Н.Г. Мищерина М.А. «Русский язык» (Книга для читателя) – М. « Русское слово», 2002 г.

  2. Ладыженская Т.А.Зепалова Т.С. «Методические указания по факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» - М. 1990г.

  3. Элективный курс «Сочинение для жизни» для 9 класса, «Филология» (ВГПУ – ВОИПКРО), 2004.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!