Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Куртамышского района
«Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»
Выступление на РМО учителей начальных классов
«Отличие проектной деятельности
от исследовательской»
Автор: Коновцева Наталья Владимировна
учитель начальных классов
первая квалификационная
категория
Куртамыш, 2018 г.
«Отличие проектной деятельности от исследовательской»
К сожалению, зачастую наблюдается путаница в понимании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.
Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации". Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Исследование и проектирование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Краткая схема организации проекта: задумал – спроектировал – осуществил (т.е. получил продукт). Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В исследовании обнаруживается то, что уже есть. Краткая схема организации исследования (естественнонаучного типа): явление – описание – модель (объяснение). Цель исследовательской деятельности – уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда,
нет исследования в проекте, нет гипотезы.
В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану.
Некоторые ученые говорят, что проект – это пять «П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт (создание проектного продукта)
Презентация проектного продукта
Перед вами небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:
— Тематическая выставка
— Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки)
— Сценарий праздника
— Видеофильм (например: «Наши таланты»)
— Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)
— Костюм (показ собственных моделей)
— Музыкальное произведение (собственного сочинения)
— Оформление кабинетов (например, проект стенд)
— Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)
— Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.
Какими бы не были проекты с их помощью можно:
1. Обучить детей:
— выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ;
— находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
— находить конкретные собственные пути решения проблем;
— применять полученную информацию для решения поставленных задач.
2. Развивать у учащихся исследовательские умения.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.
4. Развивать у школьников умение творчески подходить к способу подачи материала.
5. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать.
6. Способствовать повышению личной уверенности и самореализации каждого участника проектного обучения
Оформление работ, результаты проектов
и их защита происходит на:
конкурсах;
праздниках;
выставках;
акциях;
конференциях и т.д.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность учащихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.
Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.
Если вместо того, чтобы «пойти туда - не знаю куда, попытаться найти то не знаю что…», начинающий исследователь под руководством педагога (особенно на первоначальном этапе работы) может ясно сказать, куда он идет, что ищет, и самое удивительное – что он это найдет, то тут возникает вопрос: если то, что предполагается найти, известно до начала исследования, то что же они собрались искать?… Это не исследовательский поиск, это проектирование – воплощение уже известной идеи в практику.
Поэтому так важно, чтобы педагог, занимающийся проектно-исследовательским обучением, мог не только сам четко разграничивать эти понятия, но и помощь ребенку разобраться в отличительных особенностях основ проектной и основ исследовательской деятельности.
Ведь утверждение Ян Амос Коменского «обучая других, обучаешься сам» — не преувеличение.
Успехов в работе!
Интересных проектов и захватывающих исследований!!!