СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Отличие проектной деятельности от исследовательской»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Отличие проектной деятельности от исследовательской»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Куртамышского района

«Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»











Выступление на РМО учителей начальных классов

«Отличие проектной деятельности

от исследовательской»














Автор: Коновцева Наталья Владимировна

учитель начальных классов

первая квалификационная

категория






Куртамыш, 2018 г.


«Отличие проектной деятельности от исследовательской»


К сожалению, зачастую наблюдается путаница в понимании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.

Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации". Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Исследование и проектирование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Краткая схема организации проекта: задумал – спроектировал – осуществил (т.е. получил продукт). Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.


Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В исследовании обнаруживается то, что уже есть. Краткая схема организации исследования (естественнонаучного типа): явление – описание – модель (объяснение). Цель исследовательской деятельности – уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.


Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.


Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда,

нет исследования в проекте, нет гипотезы.


В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.


Основными этапами проектной деятельности являются:


•    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

•    Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

•    Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

•    Подготовка и защита презентации;

•    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.


Этапы научного исследования:


  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

  • Постановка цели и конкретных задач исследования.

  • Определение объекта и предмета исследования.

  • Выбор метода (методики) проведения исследования.

  • Описание процесса исследования.

  • Обсуждение результатов исследования.

  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.


В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану.


Некоторые ученые говорят, что проект – это пять «П»:

  • Проблема

  • Проектирование (планирование)

  • Поиск информации

  • Продукт (создание проектного продукта)

  • Презентация проектного продукта


Перед вами небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:

  • — Тематическая выставка

  • — Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки)

  • — Сценарий праздника

  • — Видеофильм (например: «Наши таланты»)

  • — Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)

  • — Костюм (показ собственных моделей)

  • — Музыкальное произведение (собственного сочинения)

  • — Оформление кабинетов (например, проект стенд)

  • — Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)

  • — Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.

Какими бы не были проекты с их помощью можно:

1. Обучить детей:

— выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ;

— находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;

— находить конкретные собственные пути решения проблем;

— применять полученную информацию для решения поставленных задач.

2. Развивать у учащихся исследовательские умения.

3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.

4. Развивать у школьников умение творчески подходить к способу подачи материала.

5. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать.

6. Способствовать повышению личной уверенности и самореализации каждого участника проектного обучения


Оформление работ, результаты проектов

и их защита происходит на:

  • конкурсах;

  • праздниках;

  • выставках;

  • акциях;

  • конференциях и т.д.


Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность учащихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.


Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Если вместо того, чтобы «пойти туда - не знаю куда, попытаться найти то не знаю что…», начинающий исследователь под руководством педагога (особенно на первоначальном этапе работы) может ясно сказать, куда он идет, что ищет, и самое удивительное – что он это найдет, то тут возникает вопрос: если то, что предполагается найти, известно до начала исследования, то что же они собрались искать?… Это не исследовательский поиск, это проектирование – воплощение уже известной идеи в практику.

Поэтому так важно, чтобы педагог, занимающийся проектно-исследовательским обучением, мог не только сам четко разграничивать эти понятия, но и помощь ребенку разобраться в отличительных особенностях основ проектной и основ исследовательской деятельности.

Ведь утверждение Ян Амос Коменского «обучая других, обучаешься сам» — не преувеличение.

Успехов в работе!

Интересных проектов и захватывающих исследований!!!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!