СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Внутренние воды России"8 класс география

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Внутренние воды России"8 класс география»

Тема урока :

.

Раздел:

Подраздел:

















Первый урок темы.

Тема урока :

.

Цели:

Образовательные :

  • Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах.

  • Дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов на территории страны.

  • Познакомить с новыми понятиями и номенклатурой географических названий по теме.

  • Продолжить формирование общеучебных навыков (работа с картой и учебником).

Воспитательные :

  • Воспитывать чувство прекрасного: любовь к природе, желание охранять ее; любовь к поэзии.

  • Воспитывать патриотизм, через познание природы родного края.

  • Обогащать речь школьников.

Развивающие :

  • Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.

  • Способствовать активизации процесса обучения.

  • Осуществлять уровневую дифференциацию знаний.

  • Продолжать формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.

  • Развивать умение получать знания в измененных ситуациях.

Технология развития критического мышления.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы проведения урока:

  • Повторение с учащимися уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;

  • Беседа- проверка знаний учащихся и заполнение схемы о видах внутренних вод;

  • Практическая работа с использованием, карты по определению и обозначению крупнейших рек России;

  • Самостоятельная работа учащихся с учебником, для формирования образа рек России, о влиянии рельефа и климата на реки.

Учебно - наглядный комплекс:

  • Физическая карта России - атлас, учебник, « Оценочные листы», инструктивные карточки;

  • Мультимедиа.





  1. Организационный момент.


  1. Изучение нового материала.


1. Вступительное слово учителя :

-Ребята, прочитайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

  • Стихотворение о воде (СЛАЙД 1)

Гигантский ручей называют рекой,
По руслу бежит поток голубой.
Есть горные речки, есть речки долин.
Все они разных длин и глубин.
Но все они к морю бегут, в океан,
К водным просторам, где ветер-буян.

( ответы учащихся)

- Правильно. Мы действительно, приступаем к изучению темы:

« Внутренние воды и водные ресурсы России». (СЛАЙД 2)

- На протяжении нескольких уроков нам предстоит решить следующие задачи:

  • Расширить и углубить знания о внутренних водах и водных ресурсах России.

  • Познакомиться с новыми понятиями и номенклатурой географических названий по теме. ( СЛАЙД 3)

- Запишите тему урока: « Внутренние воды. Реки.» (СЛАЙД 4)

- Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без нее невозможно существование живой природы. В.И. Вернадский писал : « Пресная вода как бы предназначена для жизни, и с жизнью связана она одна из всех химических элементов». Вода необходима для жизни отдельного человека, так и человеческого общества в целом. Заменить ее каким-либо другим видом ресурсов нельзя. Для своих нужд человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия занимает второе место в мире – 45 тысяч км 2 . (Уступая только Дании, в состав которой входит о. Гренландия, покрытый мощным ледником.)

Основные источники пресной воды- внутренние воды или воды суши. И как вы знаете, они разнообразны. С разнообразием внутренних вод, вы знакомились и в 6, и в 7 классах. Сегодня же нам предстоит узнать - как представлены внутренние воды на территории России.

С чем вам предстоит познакомиться на уроке, вы видите на следующем слайде

( СЛАЙД 5)

План урока:

  1. Виды внутренних вод.

  2. Реки России:

-общая характеристика;

-влияние рельефа на реки;

-влияние климата на реки;

-стихийные явления, связанные с реками.

- Т.к, эта тема уже в какой-то мере знакома, то на уроке вам будет предоставлено больше самостоятельности. И для того чтобы проследить вашу работу и в конце урока оценить, вам предлагается на протяжении всего урока заполнять оценочные листы.

( Приложение 3)

Оценка моей деятельности.

Вид работы

Составление схемы: « Виды внутренних вод»

Самостоятельная работа

Географический диктант

Оценка

Составление схемы

Работа с картой

Ответы на вопросы

Отметка о выполнении







Условные обозначения:

+++ - работа выполнена правильно и самостоятельно;

++ - работа выполнена правильно, но воспользовался помощью либо учителя, либо одноклассников;

+ - работа выполнена , но при выполнении испытывал затруднения или

допустил ошибки.


1 этап - стадия вызова.

Актуализация знаний.


Итак, приступаем к изучению темы и, прежде всего нам необходимо вспомнить, какие же виды внутренних вод вам уже известны.

Для этого предстоит выполнить схему : ( СЛАЙД 6)

Вы должны вписать известные виды внутренних вод.

( выполняют работу 1-2 мин.)

Проверьте правильность выполнения схемы ( СЛАЙД 7)











Не забывайте об оценочных листах .




- На схеме мы видим разнообразие внутренних вод. Именно с их распространением на территории России и их характеристикой нам предстоит познакомиться .

- Внутренние воды тесно связаны со многими компонентами природы.

Откройте учебник на стр. 73 рис. 41 « Взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы». Выполните задание , которое предложено в учебнике. Для выполнения вам необходимо использовать атлас стр. 4-5 , стр.16-17. Задание: На основании схемы (рис.41) сделайте вывод о том, какие внутренние воды есть в нашей стране. Определите по карте, какими условными знаками показаны на ней внутренние воды; на основании анализа карты сделайте вывод об их размещении по стране. Используя предыдущие знания и эту схему, докажите, что воду справедливо называют «кровеносной системой природы». Из учебника.

(выполняют работу и делают вывод)

-Какой вывод можно сделать о наличии и распространении внутренних вод на территории России.

( ответы учащихся )

ВЫВОД : На территории России имеются все виды внутренних вод, и все они представлены в достаточно большом количестве.


-Особое место занимают реки. Россия – страна не только великих равнин, но и многочисленных рек. ( СЛАЙД 8)

В России :

- 2, 5 млн. рек и крупных ручьев;

- их протяженность составляет более 10 млн. км ;

- 120 тыс.рек, длина которых более 10 км ;

- свыше 20 рек ,длина которых превышает 1000км;

на каждые 10 км2 территории России приходится 1 река

- Ребята , знаете ли вы сколько рек протекает по территории Тюменской области ?

-Какие реки Челябинской области вы знаете?

(Ответы учащихся)

( СЛАЙД -8)

В Челябинской области :

- в нашей области 3'602 реки, из них 3'254 протяженностью менее 10 км, 348 рек – более 10 км. 17 рек области имеют протяженность более 100 км. Наиболее крупные реки (более 200 км): Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка.

Поэтому значение рек в развитии хозяйства и природы России исключительно велико и многосторонне.







2 этап –осмысление и реализация.


Изучение нового материала .


-Далее вам предстоит самостоятельная работа, которая включает 4 этапа:


    • Чтение текста учебника , с пометками;

    • Заполнение таблицы;

    • Составление схемы

    • Работа с картами атласа;


Для выполнения данной работы у вас на столах приготовлены инструктивные карточки.

После окончания работы вы должны дать ответы на следующие вопросы:

( СЛАЙД 9)

1. Куда несут воды российские реки?

2. Почему реки Росси текут медленно?

Самостоятельная работа с учебником по инструктивным карточкам.

( Приложения 1и 2)


  • Проверка выполнения самостоятельной работы


1.Заполнение таблицы:

-Заполнение 3 колонки « Что узнали нового?»

2. Проверка составления схемы ( СЛАЙД 10)

3.Проверка, выполнения работы с атласами и картами. ( СЛАЙД 11)

( показ слайда с правильным выполнением задания).

4. Ответы на поставленные вопросы: ( СЛАЙД 8)

1. Куда несут воды российские реки?

2. Почему реки Росси текут медленно?


Поработайте с оценочными листами.














  • Первичное закрепление .

При работе с текстом, вы встретились со многими понятиями и терминами.

Для проверки знания и понимания новых понятий и терминов предлагаю вам географический диктант.

Географический диктант. ( СЛАЙД 12)


  1. Уклон реки.

  2. Падение реки.

  3. Межень

  4. Половодье, паводок

  5. Режим питания реки

  6. Годовой сток.


  1. Для определения этой величины следует разделить величину падения реки на её длину.

  2. Превышение истока реки над устьем.

  3. Наиболее низкий уровень воды в реке.

  4. Кратковременный подъем воды в реке.

  5. Величина падения реки к её длине.

  6. Ежегодно повторяющийся в одинаковые сроки, высокий уровень в реке.

  7. Причины этого явления – весеннее таяние снега.

  8. Знание этого важно для планирования работы ГЭС.

  9. Весеннее половодье, летнее половодье…все это-

  10. Количество воды , протекающее в речном русле за год.


  • Проверка географического диктанта.

Замените цифры буквами (СЛАЙД 13)

Если вы выполнили задание правильно , то у вас должно получиться

Словосочетание « Реки России.»


Сделайте отметку в оценочных листах.

Домашнее задание.

Параграф 12 , вопросы и задания, стр. 78-79:

На «5»- № 2, 5, 6,

На «4» - № 2,6

На «3» - № 6

Для выполнения задания №5, использовать таблицу, стр. 88.







3 этап – рефлексия


( СЛАЙД 14)

Составление синквейна:

1 строка – 1 слово (существительное)

2 строка – 2 слова (прилагательные)

3 строка -3 слова ( глаголы)

4 строка – 4 слова (выражающие понимание предмета)

5 строка – 5слово ( синоним к слову в первой строке)


(СЛАЙД 15)

1 – Воды;

2 – Внутренние, разнообразные;

3 – Оказывают, текут, используются;

4 – Без воды нет жизни;

5 – Реки


ИТОГ УРОКА.


Анализ оценочных листов. Выставление оценок.


СЛАЙД (16) Выставление оценок:


14-15 плюсов - «5»;

11-13 плюсов – « 4»;

8-10 плюсов - «3»;

Менее 8 плюсов – «2»



СЛАЙД (17)


« Спасибо за работу.»


Приложение 1.


Инструктивная карточка №1


1. Чтение текста с пометками.

Учебник , стр. 73-79.

Прочитай текст, делая пометки на полях учебника:


\/ - знаю

+ - новое узнал

- - думал иначе

! – очень важно запомнить

2. Заполни таблицу в тетради.

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое





3. Составь схему.


4. Работа с атласом и картой .

Задание 1. Определите, каким рекам соответст­вуют номера:

I 11

2 12

3 13

4 14

5 15

6 16

7 17

8 18

9 19

1 0 20…………………………….

2. Обозначьте границы бассейнов океанов, к которым относятся реки России

3. обведите и закрасьте красным цветом бассейны рек , которые протекают по территории Челябинской обл.

Приложение 2.


Инструктивная карточка №1


1. Чтение текста с пометками.

Учебник , стр. 73-79.

Прочитай текст, делая пометки на полях учебника:

\/ - знаю

+ - новое узнал

- - думал иначе

! – очень важно запомнить


2. Заполни таблицу в тетради.


Знаю

Хочу узнать

Узнал новое





3. Составь схему.


4. Работа с атласом и картой .

Задание 1. Определите, каким рекам соответст­вуют номера:

1._________________________________

2._________________________________

3._________________________________

4._________________________________

  1. _________________________________

  2. _________________________________

  3. _________________________________

  4. _________________________________

  5. _________________________________

2) Обозначьте границы бассейнов океанов, к которым относятся реки России

3) обведите и закрасьте красным цветом бассейны рек , которые протекают по территории Челябинской обл.

















Оценочный лист Приложение 3


Вид работы

Составление схемы: « Виды внутренних вод»

Самостоятельная работа

Географический диктант

Оценка

Составление схемы

Работа с картой

Ответы на вопросы

Отметка о выполнении







Условные обозначения:

+++ - работа выполнена правильно и самостоятельно;

++ - работа выполнена правильно, но воспользовался помощью либо учителя, либо одноклассников;

+ - работа выполнена , но при выполнении испытывал затруднения или

допустил ошибки.




Выставление оценок:

Критерии оценивания

14-15 плюсов - «5»;

11-13 плюсов – « 4»;

8-10 плюсов - «3»;

Менее 8 плюсов – «2»


3. Составление схемы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!