СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 9 классе "Колебания и волны.Звук"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект, тест и презентация к уроку.  Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний. На данном уроке отрабатываются навыки решения качественных и количественных задач. Расширяется кругозор обучающихся по предмету. Предложенные задачи помогают школьникам лучше узнать и полюбить физику, увидеть ее проявление в повседневной жизни. Презентация также может быть использована на кружковой работе. Тест по теме внесён в программу «Генератор тестов»(компьютерное тестирование).

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 9 классе "Колебания и волны.Звук"»

Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».


Аннотация

Конспект, тест и презентация к уроку. Урок физики в 9 классе. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний. На данном уроке отрабатываются навыки решения качественных и количественных задач. Расширяется кругозор обучающихся по предмету. Предложенные задачи помогают школьникам лучше узнать и полюбить физику, увидеть ее проявление в повседневной жизни. Презентация также может быть использована на кружковой работе. Тест по теме внесён в программу «Генератор тестов»(компьютерное тестирование).


Тема урока. Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».


Цели урока:

Познавательные: сформировать практические умения решать качественные и количественные задачи.

Развивающие: сформировать логические умения при анализе сюжета задач, планировании решения и реализации плана.

Воспитательные: проконтролировать усвоение знаний, сформировать навыки общения между обучающимися, их мировоззрение.


Тип урока. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний.


Оборудование: компьютер, тесты по теме «Механические колебания и волны. Звук» (Приложение 1), , мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 2)


Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. Сообщение целей урока.

Учитель направляет обучающихся на совместное формирование целей урока.

Совместно с учителем формулируют цели урока.

2

Самостоятельная работа.

Организует проведение тестового задания.


Приложение 1(вопросы на компьютере в программе «Генератор тестов»)

Отвечают на вопросы теста

Сообщают оценки учителю.


По окончании проверяют правильность ответов по готовому шаблону.

3

Решение качественных задач.

Осуществляет подборку качественных задач.

Обсуждают и решают предложенные задачи.

4

Решение количественных задач.

Осуществляет подборку количественных задач.

Обсуждают и решают предложенные задачи, записывают решение в тетрадях.

5

Подведение итогов урока.

Подводит итоги урока. Проводит рефлексию.

Отвечают на вопросы рефлексии.

6

Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания.


  1. Организационный момент. Формулирование целей урока.


  1. Самостоятельная работа.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Разрешает учащимся подсесть к компьютерам (на каждого ученика 1 ноутбук). Тест расположен на Рабочем столе в знакомом для ребят месте (справа, сверху).Сообщает о времени, отведенном на выполнение. (5-7 минут)

Выполняют задания-тесты.


По окончании сообщают оценку. (1мин.)


Проверяют правильность ответов по шаблону, предоставленному на слайде( 3мин)


  1. Решение качественных задач.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Физика – наука интересная. Сегодня мы сделаем попытку навести мосты между физикой и миром литературных произведений.


Объясните с физической точки зрения некоторые пословицы.

  1. «Оттого телега заскрипела, что давно дегтю не ела»




Где еще мы можем услышать аналогичный скрип?

  1. «Ударь обухом в дерево, дупло само скажется».



На этом свойстве основан также метод выстукивания в медицине, а также при контроле качества вагонных колес и при проверке целостности посуды.

  1. «Как аукнется, так и откликнется»



Деготь выполняет роль смазки при трении колес об ось. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания колес на оси телеги и самой оси, при этом появляется скрипучий звук.

По той же причине скрипят несмазанные петли дверей.

При ударе по дереву древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному.





Отклик получается при отражении звука от препятствий. Это эхо.

А теперь поговорим о приметах. Одна из них «Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь». Объясните данную примету.


Влажность воздуха влияет на распространение звука. С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук.

Также задачи по физике можно найти в сказках, мифах, легендах.

Рассмотрим отрывок из русской сказки «Про глупого змея и умного солдата»

«Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались».

Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде?







Колебания под действием ветра. Вынужденные колебания.

Послушайте отрывок из стихотворения А.А. Блока «Потеха! Рокочет труба…»

Кругом – возрастающий крик,

Свистки и нечистые речи,

И ярмарки гулу – далече

В полях отвечает зеленый двойник.

Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»?







Эхо.


  1. Решение количественных задач.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

С качественными задачами вы справились успешно, теперь решим задачи на вычисление величин колебательного движения.

  1. Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с.





Обучающиеся решают задачу, оформляя решение в тетрадях и на доске.

  1. Вася заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний.

Для того, чтобы получить верный ответ, необходимо перевести 1 минуту в секунды. Оформление решения задачи в тетрадях и на доске.

  1. Димка заметил, что во время танца на дискотеке за 5 минут он подпрыгнул 120 раз. Каковы период и частота данных колебаний?

Оформление решения задачи.


  1. Подведение итогов урока.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня на уроке мы научились решать задачи на расчет основных характеристик колебательного движения.




Какие понятия и формулы мы повторили?


Колебания, волны, виды волн, звуковая волна. Формулы периода, частоты, длины волны колебаний.

Что нового узнали на уроке?


Чем запомнился вам урок?


Многие явления в произведениях можно объяснить с физической точки зрения.

Оцените свою работу на уроке.

Оценивают работу на уроке.


  1. Домашнее задание.

  1. Составить две задачи на тему «Механические колебания и волны. Звук», оформить задачи на листах формата А4.

  2. По желанию подготовить презентацию или буклет по теме «Инфразвук и ультразвук».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!