СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе: "Движения земной коры. Вулканы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 5 классе: "Движения земной коры. Вулканы"

Технологическая карта урока + презентация

Просмотр содержимого документа
«технолог.-карта-урока»

Технологическая карта урока

Предмет

География

класс

5

УМК

География 5-6 классы; учебник для общеобразовательных учреждений А.И.Алексеев и др.-М.;Просвещение,2016

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

Движения земной коры(2).Вулканы


Цель урока

Сформировать представление о вулканах и гейзерах, закономерностях распространения вулканизма. воспитывать познавательную активность. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию по учебнику.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Предметный результат-формирование первичных знаний о вулканах и гейзерах. Изучить строение, типы вулканов, познакомить с причинами и последствиями извержения.

Метапредметный результат- развивать первичные навыки работы с атласом, схемами, текстом учебника, умение организовывать свою деятельность, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, излагать своё мнение в диалоге; отыскивать и выделять информацию.

Личностный результат- развивать внимание, память, мышление, умение управлять своей учебной деятельностью.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Фронтальная, групповая, в паре, индивидуальная

Средства обучения

Презентация, атлас, контурная карты, тетрадь, учебник.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1.Организационный момент

Приветствие уч-ся. Проверяем насколько комфортно чувствуют себя обучающиеся, готовность к уроку, создаёт ситуацию к успеху.

Отвечают на приветствие. Выделяют существенную информацию из слов учителя.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Настраиваются на познавательную деятельность.


2.Актуализация опорных знаний по теме: «Движения земной коры.»

Индивидуальная работа с тетрадью

Мой тренажер стр 36


Предлагает совершить путешествие в прошлый урок

«Я все знаю.»

Следит за работой.


Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопросы.


Сотрудничают с одноклассниками.


Определяют, каких знаний им не хватает.

3.Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с процессами происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас отгадать.


Слайд 1

Читают четверостишие, а в конце вместе дружно дают ответ.

Вот гора

А внутри горы-дыра

Из горы идёт дымок,

Летят камни, серый смог

Гул раздался тут и там

Просыпается………

Вот гора вся задрожала

…лавой побежала


Слайд 2

Тема урока

Движения земной коры(2).Вулканы



Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цели, задачу.

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, цель и задачи урока.

Выделяют главное из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Контроль правильности ответов обучающихся.Принятие

Учебной цели и задач.

4.Актуализация знаний.

Вопросы.

-Вы раньше слышали слово вулкан?

-Что вы слышали,что знаете?

_-Вам,наверно, интересно узнать,а что же такое вулкан?

-Какое строение он имеет?

-Как происходит извержение?

Вот на эти вопросы мы и должны на уроке найти ответ.

Учитель задает вопросы, спрашивает обучающихся.

Вступают в диалог с учителем, устно отвечают на вопросы.

Сотрудничают с учителем и одноклассниками.

Регулирование своего поведения.

Контроль ответов обучающихся.

5.Первичное усвоение новых знаний.


Попробуйте дать определение,

Что такое вулкан?

Сравните своё определение с определением в учебнике на стр 77



Слайд 3

Что такое вулкан?


-Как образуется вулкан?

Выписать основные понятия.

Магма- расплавленное

в- во мантии.

Очаг- область где находится магма.

Жерло- путь,по которому магма выходит на поверхность.

Кратер- воронка, на вершине вулкана.

Лава- это излившаяся на поверхность магма.


Слайд 4

Основные понятия

Рассмотрим строение вулкана. Найдите на нём уже известные части.







Слайд 5


Строение вулкана


-Какие ещё явления происходит в районах вулканизма?

-что такое гейзеры-?

Слайд 6

Гейзер – это фонтанирующий источник.


Слайд 7

Схема классификации вулканов

Работают в группах используя учебник стр. 78-79, дополняют схему, записывают в тетрадь.


Слайд 8

Изверги приводят к катастрофическим последствиям К.Брюллов «Последний день Помпеи».

-Почему на побережье Тихого океана много действующих вулканов?

- Что такое «Тихоокеаническое огненное кольцо»?




Дать задание следить за работой в парах.










Организует самостоятельную работу в парах по учебнику стр 77-78.

Наблюдает за работой обучающихся.

Слушает и проверяет ответы.









Организует самостоятельную работу обучающихся в парах по учебнику стр 77 рис 51.








Организует самостоятельную работу обучающихся по учебнику стр 78 рис 52





Организует работу в группах по составлению схемы и правил поведения во время стихийных бедствий.









Пробуют самостоятельно дать определение,

сравнивают

записывают в тетрадь.








Читают параграф,

выделяют информацию,

Систематизируют,

Делают логическое умозаключение

Записывают определения в тетрадь.










Самостоятельно рассматривают схему, находят известные части, зарисовывают схему строения вулкана в тетрадь.






Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.








Читают параграф, выделяют информацию, систематизируют, Самостоятельно заполняют схему в тетради.

Предлагают правила поведения во время стихийных бедствий.




Регулирование своего поведения,слуша-ют учителя и одноклассников.








Сотрудничают в поиске и сборе информации.















Взаимодействуют с учителем,

Сотрудничают с одноклассниками.










Взаимодей-

ствуют с учителем, одноклассниками.







Участвуют в групповом режиме и сотрудничают в поиске и сборе информации.




Выделение обучающимися того,что подлежит усвоению.










Осуществляют самоконтроль.

Взаимоконтроль.















Уточняют и дополняют высказыванием.

Взаимоконтроль.











Взаимоконтроль










Осуществляют самоконтроль. Взаимоконтроль.











6. Первичная проверка понимания.

Работа в группах . Практическая работа

На контурные карты с помощью условных знаков нанести действующие и потухшие вулканы

( Ключевская Сопка, Фудзияма, Везувий, Гекла, Кракатау, Орисаба, Котопахи, Килиманджаро).

Дает задание обучающимся по работе с атласом и контурной картой,. Наблюдает за работой. Проверяет выполнение.

Выделяют информацию, систематизируют, наносят на контурные карты.

Участвуют в групповом режиме, сотрудничают в сборе информации.

Осуществляют самоконтроль. Взаимоконтроль.

Слайд9 ( карта).

Землетрясения и вулканизм






7. Первичное закрепление.

Работа в группах тест Слайд 10-18

Организует деятельность обучающихся по выполнению теста.

Воспроизводят изученный материал. Оценивание ответов и их корректировка.

Используют речь для регулирования своего действия.

Самоконтроль, понимание вопросов и компетентность правильных ответов.

8. Домашнее задание

Прочитать параграф 23, выполнить задание №6,8, стр 79.

Формирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению .

Слушают учителя и записывают домашнее задание.

Взаимодействуют с учителем. Слушают.

Регуляция учебной деятельности.

9. Итог урока.


Формирует вопросы, подводит итог учебного занятия.



Строят высказывания в устной форме.



Понимание на слух ответов обучающихся.



Проводят самоконтроль. Уточнение и дополнение высказываний.



10. Рефлексия.

Сегодня на уроке я научился( лась)……

Я узнал(а) о …….

Закрепил(а) свои знания о ……

Проводит рефлексию .

Рефлексируют.

Делают выводы.

Взаимодействуют с учителем. Формулируют собственное мнение.

Проводят саморегуляцию эмоционального состояния.



Просмотр содержимого презентации
«Вулканы»

Вот гора А внутри горы – дыра Из горы – идет дымок, Летят камни, серый смог Гул раздается тут и там Просыпается ………… Вот гора вся задрожала ……… . лавой побежала.

Вот гора

А внутри горы – дыра

Из горы – идет дымок,

Летят камни, серый смог

Гул раздается тут и там

Просыпается …………

Вот гора вся задрожала

……… . лавой побежала.

Тема урока Движения земной коры (2). Вулканы

Тема урока

Движения земной коры (2).

Вулканы

Что такое вулкан? Вулкан - обычно конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху.

Что такое вулкан?

Вулкан - обычно конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху.

Основные понятия:

Основные понятия:

  • Магма – расплавленное вещество мантии.
  • Очаг магмы – область где находится магма.
  • Жерло – путь, по которому магма выходит на поверхность.
  • Кратер – воронка, углубление на вершине вулкана.
  • Лава – это изливающаяся на поверхность магма.
Строение вулкана

Строение вулкана

Гейзер – это фонтанирующий источник

Гейзер – это фонтанирующий источник

Схема классификации вулканов (дополните) Потухшие Действующие

Схема классификации вулканов (дополните)

Потухшие

Действующие

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Землетрясения и вулканизм

Землетрясения и вулканизм

Тест

Тест

1. Из предложенных выражений составьте определение вулкана: а) конусообразная гора б) холм в) образованная застывшей лавой г) образованный пеплом д) с кратером наверху

1. Из предложенных выражений составьте определение вулкана:

а) конусообразная гора

б) холм

в) образованная застывшей лавой

г) образованный пеплом

д) с кратером наверху

  • а в д 2) б г д
2. Напишите какие части вулкана отмечены цифрами:

2. Напишите какие части вулкана отмечены цифрами:

3. Установите соответствие «действующий» вулкан – материк, на котором он находится: Действующий вулкан Материк 1. Ключевская Сопка А. Евразия 2. Орисаба Б. Южная Америка 3. Котопахи В. Африка 4. Камерун Г. Северная Америка Д. Австралия 1 2 3 4

3. Установите соответствие «действующий» вулкан – материк, на котором он находится:

Действующий вулкан

Материк

1. Ключевская Сопка

А. Евразия

2. Орисаба

Б. Южная Америка

3. Котопахи

В. Африка

4. Камерун

Г. Северная Америка

Д. Австралия

1

2

3

4

4. Дополните: Эта зона, в которой находится большинство действующих вулканов и происходит множество землетрясений. Эта зона получила название ……………………………………….

4. Дополните:

Эта зона, в которой находится большинство действующих вулканов и происходит множество землетрясений.

Эта зона получила название ……………………………………….

5. Найдите понятие, составьте смысловые пары. Образец 1-Б Гейзеры 2. Жерло 3. Кратер 4. Очаг магмы 5. Лава 6. Вулкан 7. Действующий вулкан 8. Потухший вулкан А. Углубление, воронка в верхней части вулкана Б. Фонтанирующие, горячие источники В. Магма, излившаяся на поверхность Г. Вулкан, извержение которого проходило на памяти человечества Д. Расплавленная мантия в глубине Земли Е. Вулкан, сведения об извержении которого не сохранилось Ж. Путь, по которому магма поднимается на поверхность З. Конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху

5. Найдите понятие, составьте смысловые пары. Образец 1-Б

  • Гейзеры

2. Жерло

3. Кратер

4. Очаг магмы

5. Лава

6. Вулкан

7. Действующий вулкан

8. Потухший вулкан

А. Углубление, воронка в верхней части вулкана

Б. Фонтанирующие, горячие источники

В. Магма, излившаяся на поверхность

Г. Вулкан, извержение которого проходило на памяти человечества

Д. Расплавленная мантия в глубине Земли

Е. Вулкан, сведения об извержении которого не сохранилось

Ж. Путь, по которому магма поднимается на поверхность

З. Конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху

6. С чего начинается процесс извержения вулкана?

6. С чего начинается процесс извержения вулкана?

  • С землетрясения
  • С выбросов газов и пепла
  • Верны оба варианта
  • Все варианты не верны
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом пламя – Широко разверзлось, как боевое знамя. Земля волнуется с шатнувшихся колонн Кумиры подают! Народ гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспалённым прахом Толпами, стар и млад, бежит из града вон. А.С.Пушкин Везувий зев открыл – дым хлынул клубом пламя – Широко разверзлось, как боевое знамя. Земля волнуется с шатнувшихся колонн Кумиры подают! Народ гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспалённым прахом Толпами, стар и млад, бежит из града вон. А.С.Пушкин 7. Как называется консистенция излившаяся на поверхность земли?

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом пламя –

Широко разверзлось, как боевое знамя.

Земля волнуется с шатнувшихся колонн

Кумиры подают! Народ гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

А.С.Пушкин

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом пламя –

Широко разверзлось, как боевое знамя.

Земля волнуется с шатнувшихся колонн

Кумиры подают! Народ гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

А.С.Пушкин

7. Как называется консистенция излившаяся на поверхность земли?

  • Магма
  • Лава
  • Раскаленный металл
  • Все варианты верны
8. Как называется консистенция «живущая» в жерле вулкана?

8. Как называется консистенция «живущая» в жерле вулкана?

  • Магма
  • Лава
  • Раскаленный металл
  • Все варианты не верны


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!