СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый Урок. Связь времён в народном искусстве 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ИЗО

Просмотр содержимого документа
«Открытый Урок. Связь времён в народном искусстве 5 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение


Козловская общеобразовательная школа








ОТКРЫТЫЙ УРОК


По теме «Связь времён в народном искусстве»















Подготовила и провела : учитель изобразительного искусства Дмитриева Марина Сергеевна



2020г.



Класс: 5

Учебник (УМК, программа):Горяева Н.А., Островская О.В.. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство, учебник для 5 класса. Москва: Просвещение. 2016.

Тема урока:«Связь времён в народном искусстве»

Тип урока (занятия): комбинированный.

Цель урока: систематизировать знания о народных промыслах; познакомиться с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки; выполнить роспись матрёшки.

Задачи урока:

  • повторить все виды народного творчества, с которыми познакомились на предыдущих уроках;

  • сформировать представление о Матрешке, как разновидности декоративно-прикладного искусства;

  • показать поэтапную роспись матрёшки;

    • воспитывать аккуратность, эстетичность, любовь к народным промыслам.


Наглядно-демонстрационный материал: проектор, ноутбук, экран, презентация со слайдами, образцы дымковской игрушки, гжельской и хохломской посуды, открытки, таблицы с элементами узоров данных росписей, матрёшка.


Методы и формы обучения: беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный, сравнение, анализ.

Способы деятельности: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Оборудование для детей: кисти, акварельные краски, баночки с водой, палитра.




Планируемые результаты:

Личностные:

Сформировать:

уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, целостное мировоззрение, коммуникативную компетентность в общении со сверстниками, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности, умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Предметные:

Уметь сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции; осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения; научиться выполнять простую роспись матрешки; углубить познания в области народного искусства.

п/п

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований.

Организация местоположения каждого ученика.

-Добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль

2

Этап мотивации и актуализации знаний

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).


Звучит песня “ Коробейники”

Учитель достает расписной сундучок, приговаривая:


Нынче к нам на наш урок

Поутру невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок —

Чудо, цвета изумруда.

В малахитовых разводах

И окован серебром...

Вот узнать бы, что таится

В сундучке старинном том!

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаем напоказ

И ведем про них рассказ.

Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. Достает короб. Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен посудой и игрушками. Но игрушки и посуда, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. И вы сами уже знакомы с ними.

Народное искусство хранит в себе вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Наши далекие предки украшали свои изделия из глины, дерева, металла орнаментами.

Зачем люди украшали и продолжают украшать свои изделия? Как вы понимаем, что такое народные промыслы?

Подводит к формированию темы урока: «Связь времен в народном искусстве»

Воспитывает интерес  к народным промыслам с помощью выставки предметов народного творчества

Формулировка темы, выставите баллы.

Ребята, у вас на партах лежат листы самооценки, оцениваете себя по каждому пункту. 1 балл если всё правильно, 0,5 если половина и 0 не сделал.





Отгадывают народные промыслы.

Учащиеся  учатся  соблюдать правила игрового поведения,

- формулировать выводы из изученного материала,

- будут учиться применять знания и умения  на практике вовремя выполнение творческой работы.



















Ученики формулируют тему урока.


Познавательные:

-умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

- сотрудничества с учителем и одноклассниками;


3

Постановка учебной задачи.

Повторение пройденного материала

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися.


Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.


Как вы считаете, что вам предстоит вспомнить о народном искусстве?

Как вы думаете, о чём ещё мы будем говорить?     

Выставите баллы за цель.

А для того, что бы узнать изделия каких народных промыслов лежат у меня в сундучке, отгадайте загадки:

1.

Кубки, чашки, ложки,


Русские матрёшки,


Вся посуда расписная


И почти как золотая!


Знает это целый мир:


Это - русский сувенир.


Вся - старинного письма-


Золотая хохлома.

2. На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев

Лесной подснежник первый,

А жостовские кисти

Нежнее мягкой вербы.

3. Есть на Волге город древний,

По прозванью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

4. Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель. 
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)

Молодцы ребята.

Выставите баллы за загадки

Учитель: Давайте вспомним особенности каждой росписи и занесем их в таблицу.


Хохлома

Гжель

Городец

Жостово

Главный мотив этой росписи и особенности

Травка, ягодка. Существует два вида письма: верховое письмо и под фон

Гжельская роза, птица

Особенный приём росписи мазок на одну сторону, или мазок с тенями.

Розан, купава, городецкие петухи, городецкие кони.

Особый порядок письма:

  1. Замалёвок

  2. Прорисовка

  3. Оживка

Роза

Особый порядок письма:

  1. Замалёвка

  2. Тенёжка

  3. Бликовка

Какие цвета используют мастера этого промысла

Чёрный, золотой, зелёный, красный

Голубой

Чёрный, красный, жёлтый, синий, зелёный, белый

Все цвета



Ребята, мы с вами вспомнили особенности русских народных росписей.

Выставите баллы

Давайте вспомним всё ли я достала из сундука.

Верно, ребята.

Но прежде чем я достану игрушку, отгадайте загадку

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).


Верно, ребята, а вы уже изучали матрёшку?

Тогда нам с вами предстоит с ней познакомиться.

Ученики ставят перед собой задачу.

Ученик: вспомнить виды и особенности народных промыслов, с которыми познакомились на предыдущих уроках.

Слушают загадки учителя, отвечают на вопросы,  обосновывают свой выбор.





































Составляют план рассказа о народном промысле. Сравнивают промыслы.

















Не достали игрушки.











Матрёшка

Регулятивные:

-целеполагание.

Познавательные:

-самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

облюдение норм коллективного общения.

4

«Открытие» обучающимися нового знания.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

У матрешки дед – японец. Первая русская матрешка

 

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму, что означает веселый складной старичок. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.

Скажите, ребята, кого вам напоминает матрёшка?

Матрешка – символ материнства

 

Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен.

Образ женщины — матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл популярной игрушки.

А ещё кого вам напоминает матрёшка, что ей добавили русские мастера?

Матрешка – обобщенный образ русской красавицы

 

Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках. 

  




Ученики отвечают на поставленные вопросы.













Мать семейства.









Напоминает русскую красавицу.






Обучающиеся анализируют работы.


Личностные:

-проявление познавательной активности;

- осознание своих эмоций.

Регулятивные:

- целеполагание.

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5

Первичное закрепление.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов

и неверных пред-ставлений, их коррекция.

Ребята, как вы думаете, чему мы посвятим оставшуюся часть урока?

Моя матрёшка пригласила с собой своих маленьких деток, только они безликие, неяркие. Как вы думаете, чем мы можем им помочь?

Как вы думаете, а как нам их росписать?

Молодцы.

Физическая минутка на слайде

Ребята, внимательно посмотрите на матрёшку, что кроме росписи нужно знать, чтобы правильно расписать её, какие проблемы у нас могут возникнуть?

 Композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объемов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины.

А давайте потренируемся определять правильную композицию и выполним упражнение.

Для этого к нам пришла ещё одна матрёшка, но она без росписи.

Возьмите элементы на парте и попробуйте составить композицию на матрёшке.



Мы будем рисовать матрёшку.

Мы их распишем.


Можно применить элементы народных узоров из различных росписей в таблице.


Просмотр учащимися презентации, отвечают на вопросы.



Ученики делают упражнение







Познавательные:

- умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

- сотрудничества с учителем и одноклассниками


6

Практическая деятельностьпрактическая деятельность.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Молодцы, вижу, вы, готовы стать настоящими мастерами и сами расписать матрёшку на ярмарку.

Для этого я вас разделила на группы.

Вспомните правила работы в группе.

Каждая команда будет выполнять матрёшку различной народной росписью: хохлома, городецкая, гжель, жостово.

Последовательность выполнения работы:

 Учитель показывает на доске, как правильно рисовать лицо, платок и нижнюю часть сарафана.

  • Сначала рисуем лицо. Проводим вертикальную линию от макушки до самого низа.

  • Осторожно наносим карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии.

  • Рисуем контуры платка, овал, обозначив нижнюю часть сарафана.

  • В цвете изображается платок, сарафан .

  • Последний этап – декоративная роспись платка, сарафана.



1. Внимательно посмотрите на свою матрешку.

2. Определите, какие детали еще не расписаны.

3. Навести колер в соответствии с предстоящей росписью.

4. Горошки на платке можно поставить тонкой кистью, ватной палочкой или зубочисткой.

5. Осторожно нанесите на кисть (ватную палочку) колер.

6. Точными спокойными движениями ставим точки (горошки) на платке нашей красавицы.

7. Пока сохнет платочек, доделываем роспись сарафана, цветов, кистей рук.

8. После завершения работы осторожно отставляем матрешку в сторону для высыхания.

Выставите себе баллы

Учащиеся выполняют творческое задание.

Личностные:

- осознание своих интересов и целей..

Познавательные:

- планирование деятельности в учебной ситуации

Регулятивные:

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


7

Рефлексия деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Учитель: Скоро ярмарка начнет работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку.

Купцы дорогие,

Люди торговые,

На нашей ярмарке должны вы

Свой товар расхвалить,

Ничего не забыть.

И себя показать,

И товар свой продать.

Учитель организует рефлексию.

- Поиграем в игру «Верите ли выЯ вам читаю вопросы по теме нашего урока, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…?»

1. Верите ли вы, что у матрешки дед японец?

2. Верите ли вы, что матрешка появилась не в древние времена?

3. Верите ли вы, что матрешка – это обязательно круглолицая русская девушка в расписном сарафане.

4. Верите ли вы, что слово «матрешка» произошло от женского имени Матрена?



-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

- Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой?

А сейчас поставьте себе оценку.

Я бы хотела, чтоб вы выразили своё настроение.

У нас есть матрёшка, на которой вы тренировались выполнить композицию.

Украсьте её кружочками

Зелёный-всё получилось.

Жёлтый-было скучно, грустно.

Красный – ничего не понял.



Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.         













Личностные:

- смыслообразование.

Познавательные:

-рефлексия.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Домашнее задание.


Подготовить презентацию виды матрёшек.

Расписать матрёшку традиционными росписями.

Нарисовать современную матрёшку.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!