СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Строение земного шара"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии по ФГОС в 6 классе по теме "Строение земного шара".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ

Тема урока «Строение земного шара»

6 класс. География. Физическая география.


УМК:

  1. Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2013

  2. Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» 6 класс / авт-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

  3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география. Учебник для 6 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2016.

  4. Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевского «География» для 6 класса общеобразовательных организаций - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014.

  5. Банников С., Домогацких Е. Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 классы.- М.: «Русское слово - учебник», 2013


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Строение земной коры», таблица «Строение Земли и земной коры».


Место урока: урок №1 в разделе: «Литосфера». Предыдущий раздел: «Географическая карта».

Тип урока: урок изучения нового материала


Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся.

Слои Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Литосфера – твердая оболочка Земли.

Выделяют существенные признаки внутреннего строения Земли.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника, атласа.

Определяют состав литосферы и объясняют роль литосферы в природе и жизни человека.

Сотрудничают с одноклассниками при обсуждении.

Предметные результаты обучения

Метапредметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • внутреннее строение Земли

  • способы изучения земных глубин

  • понятие литосферы и ее особенности

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику внутреннему строению Земли

  • характеризовать способы изучения земных глубин

  • объяснять роль литосферы в природе и жизни человека

  • самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

  • применять полученные знания при решении практических задач, заполнять таблицы, схемы

Учащиеся должны уметь:

  • определять цель в процессе учебной и практической деятельности

  • оценивать степень и способы достижения цели

  • находить тематическую информацию об объектах, анализировать и обобщать ее, переводить информацию из одной формы в другую

  • излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами



Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении земного шара: ядре, мантии, земной коре, о способах изучения земных недр, о литосфере.


Задачи урока

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

Сформировать знания

  • о внутреннем строении Земли,

  • об особенностях материковой и океанической земной коры;

  • о способах изучения земных глубин;

  • о существенных признаках понятия «литосфера».

Сформировать умения

  • определять и называть части внутреннего строения Земли, их характеристику;

  • сравнивать материковую и океаническую земную кору;

  • описывать способы изучения земных глубин;

  • определять и называть части литосферы.

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

  • сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке географии объектам,

  • вызвать удивление уникальностью внутреннего строения Земли,

  • сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о внутреннем строении Земли.


Формы работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение, визуальная форма организации восприятия материала.






Ход урока


I. Организационный момент. (1 мин.) Слайд 1.

Проверка готовности к уроку и создание благоприятного эмоционального настроя.

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Дружно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

II. Актуализация знаний. Сообщение новой темы. Постановка целей (4 мин.).

- Ребята, скажите, что у меня в руках? (глобус)

- А что такое глобус? (модель Земли)

- Что мы знаем о Земле?

Мы знаем, что Земля - планета Солнечной системы. Она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, и это влияет на особенности природы Земли.

- Удивительно, вы знаете о Земле, как планете Солнечной Системы, достаточно много. Почему же о внутреннем строении Земли мы знаем так мало?

Возникало ли у вас желание узнать и увидеть, что у Земли внутри?

Сегодня мы с вами и попробуем разобраться, какое строение имеет наша Земля внутри. Итак, какая же тема урока у нас сегодня? (предлагают варианты тем урока)

Тема урока – «Строение земного шара». Слайд 2

Запись даты и темы урока в тетрадь.

Итак, объектом нашего изучения на уроке будет Земля и ее внутреннее строение. Посмотрите на тему урока. Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? Слайд 2

Цель: Узнать о внутреннем строении земного шара и о способах изучения земных недр.

По какому плану мы будем работать?

  • Изучим слои Земли и их характеристики.

  • Узнаем, кто изучает внутреннее строение Земли и какие способы для этого используют ученые.

  • Определим существенные признаки понятия «литосфера». Слайд 2.

Какими способами будем достигать поставленной вами цели?

  • Рассматривать внутреннее строение Земли, используя материал учебника, атлас.

  • Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.

  • Делать схемы и таблицы, используя термины.

  • Изучать новые понятия.

  • Задавать вопросы учителю.

  • Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.

III. Изучение нового материала (22 мин)

1) Строение земного шара

Приглашаю к доске трёх человек. Предлагаю вам прочитать по ролям рассказ «Конфета Земля». Остальные внимательно слушают. Слайд 3

Вася: Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

Коля: Какая, Вась?

Вася: Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

Коля: Ну да...

Вася: Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

Коля: Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

Вася: Побежали!

Коля: Баааааабушка!

Бабушка: Что, Коленька?

Коля: Бабушка, где у нас лопата лежит?

Бабушка: В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

Коля: Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

Бабушка: Вы хотя бы знаете, как она устроена?

Вася: А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

Бабушка: А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

Коля: А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

Бабушка: Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

Бабушка: Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

Коля: Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

Вася: Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

Обсуждение. Подведение итогов рассказа.

- Рассмотрите рисунок 28 на стр. 57 учебника, найдите три слоя земного шара, о которых говорилось в рассказе.

- С чем ещё можно сравнить Землю?

Работа с рисунком «С чем можно сравнить Землю» Слайд 4

-  Сравнивать планету можно с яйцом, персиком, вишней, арбузом? В чем сходство?

- Скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; ядрышко, белок - ядро.

Итак, мы выяснили, что Земля имеет послойное строение.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие вглубь Земли, чтобы больше узнать о её внутреннем строении. Разделимся на 3 группы и проведём исследование каждого слоя: земной коры, мантии, ядра.

Работа с учебником. Заполнение таблицы (письменно). Слайд 5

Используя материал учебника (стр.57 §9), заполните таблицу «Характеристика оболочек Земли» (Приложение 1). Каждая группа заполняет только свою строку в таблице. Затем обучающиеся выступают с характеристикой каждого слоя, остальные записывают. Слайд 6

Проверяют, сравнивают полученный результат таблицей на слайде. Слайд 7



«Характеристика оболочек Земли»

Название оболочки

Мощность (толщина)

Состав

Температура

слоя

1.

Земная кора

5–80 км

твердая



разная: начиная с глубины 20-30м увеличивается на 3°С на каждые 100 м.

2.

Мантия

2,9 тыс. км

нижняя – твердая

средняя–полужидкая

верхняя - твердая


2000°С


3.

Ядро

3,5 тыс. км

твердое, из железа (внешнее жидкое, внутреннее - твердое)

6000°С



Итак, теперь мы понимаем, насколько сложно и интересно устроено внутреннее строение Земли.

Самооценивание. Выставление баллов в оценочный лист. (Приложение 2)



Гимнастика для глаз



На изучении самого верхнего слоя земли – земная кора, мы остановимся более подробно.

Рассмотрите рисунок 30 на стр. 58 и скажите, какая бывает земная кора? Сравните материковую и океаническую земную кору, выясните, что у них общего и чем они отличаются. Заполните схему «Земная кора» в тетради. Слайд 8.

Земная кора







Океаническая

Материковая





2 слоя

3 слоя





базальтовый

осадочный

базальтовый

гранитный

осадочный



Взаимопроверка в парах.

Самооценивание. Выставление баллов в оценочный лист.

Физкультминутка (2 мин)

Вернемся к плану урока. Какие задачи на данном этапе оказались выполненными? Что ещё нужно выяснить?

- Кто и какими способами изучает внутреннее строение Земли.

2) Изучение недр Земли.

Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами. Слайд 9.

В земной коре находятся месторождения полезных ископаемых, просто необходимых человеку. Поэтому земная кора самым внимательным образом изучается специальной наукой – геологией.

Посмотрите на слайд и попробуйте назвать геологические методы изучения земной коры.

- Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород на крутых берегах, обрывах, на склонах гор; разрезов шахт и рудников; буровых скважин - дают возможность судить о строении приповерхностной части земной коры.

Самая глубокая в мире скважина на Кольском полуострове, уже достигла глубины более 12 км при проектной глубине до 15 км.

Просмотр фрагмента видеоурока. Слайд 10

- Какой метод изучения глубинного внутреннего строения Земли вы ещё можете назвать, посмотрев данный видеосюжет?

Глубинное внутреннее строение Земли изучается главным образом геофизическими методами, одним из которых является сейсмический (греч. «сейсмос» - трясение) метод, основанный на изучении естественных землетрясений и «искусственных землетрясений», вызываемых взрывами или ударными вибрационными воздействиями на земную кору.

Назовите профессии людей, которые изучают или причастны к изучению недр земли (геологи, шахтёры, сейсмологи, геофизики, вулканологи.)



Вернемся к плану урока. Ответили мы на второй вопрос нашего плана? Что ещё нам осталось узнать?

3) Литосфера

- Ребята, а что такое литосфера? Найдите в тексте на стр. 60 определение слову «Литосфера» и выпишите в тетрадь.

Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.



IV. Закрепление (6 мин).

Работа в парах.

Заполните пропуски (на карточке) (Приложение 3).

В центре Земли находится ядро, радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. В её верхней части выделяется твердый слой, который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — литосферу. Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая и океаническая . Под материками земная кора толще, чем под океанами и имеет 3 слоя.

Проверяем, зачитывая ответы поочередно

Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?

Самооценивание. Выставление баллов в оценочный лист.

Заполнение листов самооценки.


V. Заключительная часть (5 мин)

1. Домашнее задание: § 9, вопросы на с. 60—61. Изготовьте модель, отражающую внутреннее строение Земли. Слайд 11.

2. Рефлексия

Достигли ли мы своей цели?

Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?

Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?

Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?

Есть в классе такие, кто не понял материал?

Слайд 12.

Дополните фразы:

Сегодня я вспомнил…

Я узнал …

Я научился…

Я оценил себя…


3. Выставление оценки за урок.

Слайд 13























«Характеристика оболочек Земли»


Название оболочки

Мощность (толщина)

Состав

Температура

слоя

1.

Земная кора









2.

Мантия









3.

Ядро












Схема «Земная кора»


ЗЕМНАЯ КОРА








3 слоя

2 слоя





























Приложение 2


Тема урока «Строение земного шара»


Лист самооценки учении___ 6 «а» класса _______________________________________


Таблица «Характеристика оболочек Земли»

Схема

«Земная кора»

Задание «Заполни пропуски»

Кол-во баллов

Оценка

По 1 баллу за каждый правильный ответ

+ 1 б. за выступление


Мах - 4 б.

По 1 баллу за каждый правильный ответ


Мах - 7 б.

По 1 баллу за каждый правильный ответ


Мах - 10 б.









19 – 21 балл – оценка «5»,

15 – 18 баллов – оценка «4»,

10 – 14 баллов – оценка «3»


Оцените ваши знания, полученные на уроке, и поставьте знак «+» в соответствующей графе.

Кратко объясните свои затруднения в усвоении данных вопросов.



Я могу объяснить (рассказать)

Я затрудняюсь, потому что …

Я не могу объяснить (рассказать)

Внутреннее строение Земли





Особенности материковой и океанической земной коры




Способы изучения недр Земли




Понятие «литосфера»











Приложение 3.


Заполните пропуски.


В центре Земли находится ________, радиус которого примерно равен _______ км, а температура соответствует ________ °С.

Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является ___________, температура которой _______ °С. В её верхней части выделяется твердый слой, который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — ______________ .

Земная кора подразделяется на два основных типа: _____________ и _____________ . Под материками земная кора ___________, чем под океанами и имеет ____ слоя.



14


Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»


«Характеристика оболочек Земли»


Название оболочки

Мощность (толщина)

Состав

Температура

слоя

1.

Земная кора









2.

Мантия









3.

Ядро










Схема «Земная кора»

ЗЕМНАЯ КОРА








2 слоя

3 слоя

















«Характеристика оболочек Земли»


Название оболочки

Мощность (толщина)

Состав

Температура

слоя

1.










2.










3.











Схема «Земная кора»

ЗЕМНАЯ КОРА








2 слоя

3 слоя





















Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2


Тема урока «Строение земного шара»


Лист самооценки учении___ 6 «а» класса _______________________________________


Таблица «Характеристика оболочек Земли»

Схема

«Земная кора»

Задание «Заполни пропуски»

Кол-во баллов

Оценка

По 1 баллу за каждый правильный ответ

+ 1 б. за выступление


Мах - 4 б.

По 1 баллу за каждый правильный ответ


Мах - 7 б.

По 1 баллу за каждый правильный ответ


Мах - 10 б.









19 – 21 балл – оценка «5»,

15 – 18 баллов – оценка «4»,

10 – 14 баллов – оценка «3»


Оцените ваши знания, полученные на уроке, и поставьте знак «+» в соответствующей графе.

Кратко объясните свои затруднения в усвоении данных вопросов.



Я могу объяснить (рассказать)

Я затрудняюсь, потому что …

Я не могу объяснить (рассказать)

Внутреннее строение Земли





Особенности материковой и океанической земной коры




Способы изучения недр Земли




Понятие «литосфера»







Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение 3.


Заполните пропуски.


В центре Земли находится ________, радиус которого примерно равен _______ км, а температура соответствует ________ °С.

Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является ___________, температура которой _______ °С. В её верхней части выделяется твердый слой, который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — ______________ .

Земная кора подразделяется на два основных типа: _____________ и _____________ . Под материками земная кора ___________, чем под океанами и имеет ____ слоя.











Просмотр содержимого презентации
«Строение земного шара»

Добрый день!

Добрый день!

Строение земного шара Цель урока : узнать о внутреннем строении земного шара и о способах изучения земных недр.   План урока: 1. Внутреннее строение Земли 2. Изучение недр Земли 3. Литосфера

Строение земного шара

Цель урока :

узнать о внутреннем строении земного шара и о способах изучения земных недр.

 

План урока:

1. Внутреннее строение Земли

2. Изучение недр Земли

3. Литосфера

Рассказ «Конфета Земля»

Рассказ

«Конфета Земля»

Характеристика оболочек Земли № Название оболочки 1. Размер (толщина) Земная кора 2. Состав слоя Мантия 3. Температура слоя Ядро

Характеристика оболочек Земли

Название оболочки

1.

Размер (толщина)

Земная кора

2.

Состав слоя

Мантия

3.

Температура слоя

Ядро

Характеристика оболочек Земли   № Название оболочки 1. Размер (толщина) Земная кора 2. Мантия Состав слоя 5–80 км 3. Ядро 2,9 тыс. км Температура слоя твердая разная: начиная с глубины 20-30м увеличивается на 3°С на каждые 100 м. нижняя – твердая 3,5 тыс. км средняя–полужидкая  внешнее жидкое, внутреннее - твердое, из железа верхняя – твердая  6000 °С 2000°С

Характеристика оболочек Земли

Название оболочки

1.

Размер (толщина)

Земная кора

2.

Мантия

Состав слоя

5–80 км

3.

Ядро

2,9 тыс. км

Температура слоя

твердая

разная: начиная с глубины 20-30м увеличивается на 3°С на каждые 100 м.

нижняя – твердая

3,5 тыс. км

средняя–полужидкая

внешнее жидкое, внутреннее - твердое, из железа

верхняя – твердая

6000 °С

2000°С

ЗЕМНАЯ КОРА       3 слоя 2 слоя

ЗЕМНАЯ КОРА

3 слоя

2 слоя

Домашнее задание  § 9, вопросы на стр. 60 — 61.  Изготовьте модель, отражающую внутреннее строение Земли.

Домашнее задание

§ 9, вопросы на стр. 60 — 61.

Изготовьте модель, отражающую внутреннее строение Земли.

Дополните фразы:

Дополните фразы:

  • Сегодня я вспомнил…
  • Было интересно…
  • Я узнал …
  • Я научился…
  • Я оценил себя…
Спасибо за  внимание!

Спасибо

за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!