СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок был показан в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2021". Урок представлен вместе с самоанализом.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 5 классе»

План-конспект открытого урока русского языка в 5 классе для муниципального этапа конкурса «Учитель года».

Тема: Страна Морфемика.

Цель: Систематизация знаний понятий по теме «Морфемика» на основе схем и применение их при выполнении заданий.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: 

  1. Соотносить определения (приставка, корень, суффикс окончание) с термином;

  2. Называть виды морфем и их значение;

  3. Осуществлять морфемный разбор слова;

  4. Составлять фразы из частей слов.


Метапредметные результаты:

1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее результатом ;

2. Действовать в соответствии с правилами игры и правилами работы в группе;

3.Определять степень успешности выполненной работы по заданным критериям;

4. Находить ответы на поставленные вопросы в составленной таблице, схемах;

5. Выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Игровые технологии, ИКТ.

Образовательная программа: УМК Е.А.Быстровой.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика».

ОФО: фронтальная, групповая.















Ход урока

  1. Организационный этап.

(Делятся на группы. При входе тянут листочки и по цветам рассаживаются)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Витальевна (бейджик). Я проведу у вас сегодня урок русского языка. У нас сегодня будет групповая работа. 4 группы у нас уже сложились. В каждой группе на партах лежат оценочные листы, критерии оценивания за каждую групповую работу, правила поведения в группах. Вы должны распределить роли в группе, в которой необходимо, чтобы был: организатор (отвечает за работу группы в целом, следит за динамикой работы, временем, всем ли понятно то, что необходимо выполнить), докладчик (рассказывает, что решила группа) и оценщик (выставляет команде баллы за задание на основании критериев, заполняет оценочный лист по ходу выполнения заданий). Впишите фамилии в обязанности, которые теперь выполняет каждый из вас.

1 минута на распределение

Ребята, открываем свои тетради и запишем число и классная работа.

  1. Мотивационный этап.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

Обратимся к эпиграфу урока (Выразительное чтение эпиграфа) 1 слайд

Сегодня мы с вами совершим путешествие в одну из стран русского языка встретимся с её жителями и сами на какое-то время станем этими жителями.

Вы изучили большой раздел языкознания. Давайте вспомним, как этот раздел называется? И постараемся определить, в какую же страну мы сегодня попадём. Именно названия этой страны не хватает в теме нашего урока. (морфемика)

2 слайд, 3слайд.

Ребята, а как вы думаете, для чего нужен этот урок? Ведь вы уже всё изучили, жителей этой страны вы хорошо знаете (ответы детей)

Вы правы! Посмотрите на слайд. Всё, что вы сказали, объединим в одну цель нашего сегодняшнего урока: Систематизация знаний по теме «Морфемика»

4 слайд.

Всё, что вы знаете, попробуем привести в единую систему. А любая система, как правило, состоит из элементов и отношений между ними. В нашем случае частями системы нашей страны «Морфемика» являются понятия - термины, которые обозначают части слова. Нам предстоит установить взаимосвязи между ними.

Символично и то, что у нас 4 группы. Почему не 3, не 2? (ответы детей)

Давайте узнаем, какое название будет носить ваша группа, какую роль мы будем выполнять в этой стране. Посмотрите на обратную сторону листочка, который висит на вашей парте. (Исходя из названия морфемы на обратной стороне листочка, выдаю таблички на стол группы)

Итак, ребята, в нашей стране, которую мы посетили, произошла абсурдная ситуация. Все жители перепутали свои домики. Приставка у нас теперь поселилась в конце слова, а суффикс вначале. Давайте попробуем разобраться в этой путанице. 5 слайд

  1. Актуализация знаний

«Путаница» 1 мин (на столах песочные часы)

это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Образует форму слова.


это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Окончание

это значимая часть слова, которая стоит обычно после корня и служит для образования новых слов.

Эта морфема заключает в себе основной элемент лексического значения слова, это общая часть родственных слов, обязательная часть любого слова.

Подводим итоги. Отдайте свои распутанные путаницы оценщикам. На презентации правильное соотношение. Оцените работу своей группы, поставьте галочки напротив правильных ответов. Докладчики, прокомментируйте работу эту, у всех правильно? Баллы выставляют за проверенную работу оценщики своих команд. 6 слайд.

  1. Обобщение знаний (чередование с применением)

Составляю на доске начало схемы: Исходя из этого распутывания понятий, мы можем с вами уже сейчас каким-то образом эти морфемы разделить. И для начала давайте посмотрим, как они делятся по роли в образовании новых слов. В понятии этих слов уже заложен этот смысл, внимательно посмотрите. (Морфемы делятся на корневые и служебные. Посмотрите схемы, которые вам необходимо в группе доработать. И разместить на доске по мере завершения работы. 1 минута на выполнение этого задания)

Оценивание. 7 слайд схема.

Молодцы. Сейчас у вас появится возможность заработать дополнительные баллы команде. Разминка. Игра «Лови ошибку». Встаём все. Если кто-то из вас совершил неправильное движение, то садится. Движения на слайде. Слова поделены на части, но какая это морфема не указано. Учитель пытается запутать ребят, показывая неправильные движения. 8 слайд


По-дорож-ник, при-ход-ит, трав-ян-ой, на-лев-о.


Ребята, мы сделали с вами схему, разделив все морфемы по способу образования слова. Помимо этого, некоторые из этих морфем несут важное для слов значение. В тетрадях.

Значение слова


Лексическое значение грамматическое значение

Корень (форма слова) Окончание

Игра

«Зри в корень»

Ваша задача доказать, что корень несёт лексическое значение всех однокоренных слов. Найдите в трёх рядах лишнее слово. На слайде появится 4 строчки слов. Каждая строчка для своей группы. Ваша задача за 30 секунд найти лишнее слово в ряду и сделать его морфемный разбор в тетрадях. 9 слайд.


Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.

Река, речной, речь, речушка, речник.

Купить, покупка, покупатель, купальник, накупить.

Конница, конник, подоконник, конюшня


Докладчики выступают. Объяснить почему это слово лишнее.


Пришло время выполнить разбор слов по составу. Но прежде чем перейти к новому испытанию, что мы должны вспомнить? (порядок  морфемного разбора) Цифра 4 сегодня преследует нас и, вообще, эта цифра в нумерологии обозначает устойчивость всего окружающего мира. Надеюсь, устойчивы будут и наши знания. План разбора слова по составу тоже состоит из 4 ступеней. (10 Слайд)  (анализ)

Шаг 1: определяем часть речи.

Шаг 2: находим окончание (для этого изменяем слово), находим основу  (часть слова без окончания).

Шаг 3: находим корень (подбираем однокоренные слова) Шаг 4: Выделяем приставки и суффиксы (подбираем слова с такими  же морфемами, объясняем, если возможно, значение)

Стараемся делать разбор и письменный и устный по плану. Я раздаю каждой команде пазл, в котором скрыта целая фраза. Все слова из этой фразы распались по морфемам. Выдаю лист бумаги и клей. Ребята должны вклеить цитаты и указать схематично эти морфемы.

2 мин

1 ГР. Лесной снежок сверкает.

2 ГР. Солнышко освещает домик.

3 ГР. Паровоз стучал колёсами.

4 ГР. Переводчик знает языки.

Проверка. Докладчики у доски. Выполняют устный разбор по плану.

Оценщики считают число набранных баллов по итогу команд.

Слово предоставляется организаторам команд, которые подводят итоги работы группы.

- Что позволило команде (ам) добиваться успеха? Что помешало?

(удержание своей роли, распределение обязанностей, умение договариваться, что в содержании темы необходимо повторить?)

- Для чего нам нужно знать эти понятия? (знать этимологию происхождения слова, чтобы образовывать новые слова и.т.д.)


11 слайдвступительный эпиграф. Учитель подводит к тому, что в стране Морфемика ребята проявили себя как настоящие грамотеи.

12 слайд – домашнее задание

13 слайд – Спасибо всем за работу!

Всем спасибо! Все большие молодцы! И.т.д. Оценочные листы прошу сдать.





Оценочный лист

Название группы: __________________________Организатор:_______________________________

Докладчик:________________________________Оценщик:__________________________________



Максимальное количество баллов

Полученное количество баллов

Ваши комментарии

«Путаница»

2 б



Схема

2 б



«Лови ошибку» (разминка)

2 б



«Зри в корень»

2 б



«Пазл»

2 б




9 - 10 б. – оценка «5»

7 - 8 б. – оценка «4»

5 - 6 б. – оценка «3»

от 0 до 4 б. – У вас всё впереди! Не отчаивайтесь!



Критерии оценивания:

Игра «Путаница» 1 минута
2 б - выполнено всё без ошибок

1б - допущена 1-2 ошибки

0б - выполнено неверно


Составление схемы

2 б - выполнено всё без ошибок

1б - допущена 1-2 ошибки

0б - выполнено неверно


Игра «Зри в корень» 30 сек.

2 б – верно найдено лишнее слово и правильно выделен корень

1 б – верно найдено лишнее слово, но корень найден неверно

0б – слово не найдено.


Игра «Пазл» 2 минуты

2 б - выполнено всё без ошибок

1б - фраза составлена, но в разборе допущена ошибка

0б - выполнено неверно

Максимальное количество баллов: 10






Правила поведения в группе.

- обсуждение в группе веди тихо;

- слушай своих одноклассников;

- уважай мнение каждого участника группы;

- каждое задание старайся выполнить быстро!

Ответить хочешь – подними руку.

- за правильный ответ балл получает вся команда,

за неверный ответ вся команда теряет балл.

- Каждый выполняет свою роль:

организатор (отвечает за работу группы в целом,

следит за динамикой работы, временем,

всем ли понятно то, что необходимо выполнить);

докладчик (представитель группы при

устных ответах и комментариев);

оценщик (выставляет баллы команде).







































«Путаница»

Соотнесите стрелочками верное определение с термином.


  1. «Путаница» 1 мин

это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Образует форму слова.


это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

О кончание

это значимая часть слова, которая стоит обычно после корня и служит для образования новых слов.

Эта морфема заключает в себе основной элемент лексического значения слова, это общая часть родственных слов, обязательная часть любого слова.













Самоанализ урока

1) Характеристика класса

Психофизиологическое развитие (развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер) учащихся соответствует возрасту. Ученики продемонстрировали наличие установки на учение.

Если кто-то не участвовал в работе групп, скажите, что ученик (его имя) продемонстрировал слабое развитие волевой сферы, отсутствие установки на учение.

2) Внешние связи урока

Урок является завершающим в теме «Морфемика».

3) Цель урока

Целевое назначение урока - систематизация понятий по теме, предметных умений, универсальных учебных действий

Цель: систематизация знаний понятий по теме «Морфемика» на основе схем и применение их при выполнении заданий.

4) Планируемые результаты

Предметные результаты:

  1. Соотносить определения (приставка, корень, суффикс окончание) с термином;

  2. Называть виды морфем и их значение;

  3. Осуществлять морфемный разбор слова;

  4. Составлять фразы из частей слов.


Метапредметные результаты:

1. Извлекать информацию из теста для заполнения схем;

2. Находить ответы на поставленные вопросы в составленной таблице, схемах;

3. Выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;

4. Действовать в соответствии с правилами игры и правилами работы в группе;

5.Определять степень успешности выполненной работы по заданным критериям.

Личностные результаты:

Осуществлять эффективную коммуникацию в группе и с учителем

Удерживать роль (организатора, докладчика, оценщика)

5) Тип и структура урока

Урок обобщения и систематизации знаний


Структура урока:

I — Организационный этап

ОФО - фронтальная, ОС - визуальная, ВУС - монолог, М - объяснительно- иллюстративный .

II— этап. Мотивация учебной деятельности.

ОФО - фронтальная, ОС - визуальная, ВУС - беседа, М - частично-поисковый

МР: ознакомились с метапредметным понятием «Система»

III— этап. Актуализация знаний.

ОФО - групповая, ОС - выборочно-содержательная, ВУС - самостоятельная работа, М - репродуктивный, УУ- 2

Прием: дидактическая игра «Путаница»

Говорите о результате, который был получен на уроке:

все или не все группы справились с соотносением определения (приставка, корень, суффикс окончание) с термином

IV— этап. Обобщение и систематизация знаний.

ОФО - групповая и фронтальная (во время представления работы докладчиками), ОС - выборочно-содержательная, ВУС - самостоятельная работа в группе, монолог докладчика, беседа. М – частично - поисковый, УУ- 3

Прием: сворачивание знаний в схему

Работа групп по завершению схемы выстроена на основе извлечения информации из текста с последующим размещением ее с схеме

Логические операции: анализ и синтез

Говорите о результате, который был получен на уроке: все ли группы с правились с заданием, смогли ли определить виды морфем (их место в схеме)


V— этап. Применение знаний в новой ситуации.

VI — этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Эти этапы не выделены как отдельные в структуре урока, т. к. логика разворачивания урока такова : составление схемы - применение схемы в ходе дидактической игры - оценивание результатов, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция


ОФО - групповая и фронтальная (во время представления работы докладчиками), ОС - выборочно-содержательная, ВУС - самостоятельная работа в группе, монолог докладчика, беседа.

М – частично - поисковый

Прием: дидактическая игра

«Лови ошибку» (это форма содержательной физ.паузы) - УУ- 2,

Говорите о результате, который был получен на уроке: насколько успешно определяли морфемы и были внимательны.

«Зри в корень» УУ- 2

Говорите о результате, который был получен на уроке: насколько успешно осуществлен морфемный анализ слова

«Пазлы» - УУ- 3

Говорите о результате, который был получен на уроке: насколько успешно составлена фраза и осуществлен морфемный анализ слова

VII— этап. Подведение итогов занятия.

ОФО - фронтальная, М - Беседа.

В ходе беседы учащиеся рефлексивно относятся к основаниям успешных и неуспешных действий, удержанию собственной роли в группе , умению действовать в соответствии с правилами игры и правилами работы в группе, осуществлять эффективную коммуникацию в группе и с учителем

Оценщики демонстрируют регулятивные УУД по определению степени успешности выполненной работы групп на основании заданных критериев.

6) Выводы и самооценка урока

Считаю, что урок цели достиг, потому что запланированные предметные и метапредметные результаты достигнуты.

Содержание урока, использованные формы и методы способствовали дальнейшему развитию стремления учиться, развитию навыков коммуникации.

Результатов мне помогают добиваться приёмы геймификации.






12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!