СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок проводился в рамках методической недели в школе. В папке содержатся все необходимые материалы для проведения урока: конспект, презентация, приложения для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Приложение к уроку»

Группа №1

Цель: выяснить, где можно узнать значение фразеологизмов: в учебнике, в толковом словаре, во фразеологических словарях.

Задание. Найдите во фразеологическом словаре и объясните и запишите значение следующих фразеологизмов:

Яблоко раздора -

Белая ворона -

Сидеть сложа руки -

Проливать свет -





Группа №2

Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний.

Задание. В данных предложениях найдите фразеологизмы, подчеркните их, объясните, чем они отличаются от одинаково звучащих слов в других предложениях.

  1. На глаз больного наложили повязку. - Расстояние мы определили на глаз.

  2. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. - Ребята работали засучив рукава.

  3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. - Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.





Группа №3

Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Задание. Найди нужное слово, чтобы получился фразеологизм, подчеркни его. Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал;

(медвежья, собачья, волчья) услуга;

бить (мух, баклуши, ящики);



Группа №4

Цель: Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

Задание. Найдите фразеологизмы. Определите и подчеркните, какими членами предложения они являются.

  1. Петя на уроке труда бездельничал. - Петя на уроке труда бил баклуши.

  2. Первого сентября Света проснулась рано. - Первого сентября Света проснулась ни свет ни заря.





Группа №5

Цель: Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

Задание. Найдите фразеологизмы. Определите и подчеркните, какими членами предложения они являются.

  1. Кирилл нас обманывает. – Кирилл нас водит за нос.

  2. Коля работает плохо. – Коля работает спустя рукава.



Работа в парах. Каждой группе по одному фразеологизму. Подберите к каждому слову из первого столбика фразеологизм из второго столбика. Укажите стрелочками.

Метко

Неожиданно

Тесно

Темно

Опытный

Молчать

Обманывать

Бить

Исчезать

Рассеиваться как дым

Держать язык за зубами

Намять бока

Как снег на голову

Хоть глаз выколи

Не в бровь, а в глаз

Яблоку негде упасть

Стреляный воробей

Обводить вокруг пальца







Работа в парах. Каждой группе по одному фразеологизму. Подберите к каждому слову из первого столбика фразеологизм из второго столбика. Укажите стрелочками.

Метко

Неожиданно

Тесно

Темно

Опытный

Молчать

Обманывать

Бить

Исчезать

Рассеиваться как дым

Держать язык за зубами

Намять бока

Как снег на голову

Хоть глаз выколи

Не в бровь, а в глаз

Яблоку негде упасть

Стреляный воробей

Обводить вокруг пальца



Работа в парах. Каждой группе по одному фразеологизму. Подберите к каждому слову из первого столбика фразеологизм из второго столбика. Укажите стрелочками.

Метко

Неожиданно

Тесно

Темно

Опытный

Молчать

Обманывать

Бить

Исчезать

Рассеиваться как дым

Держать язык за зубами

Намять бока

Как снег на голову

Хоть глаз выколи

Не в бровь, а в глаз

Яблоку негде упасть

Стреляный воробей

Обводить вокруг пальца



Работа в парах. Каждой группе по одному фразеологизму. Подберите к каждому слову из первого столбика фразеологизм из второго столбика. Укажите стрелочками.

Метко

Неожиданно

Тесно

Темно

Опытный

Молчать

Обманывать

Бить

Исчезать

Рассеиваться как дым

Держать язык за зубами

Намять бока

Как снег на голову

Хоть глаз выколи

Не в бровь, а в глаз

Яблоку негде упасть

Стреляный воробей

Обводить вокруг пальца



А сейчас задание по рядам!

Найдите и запишите фразеологизмы со значением:
1 ряд - «бездельничать»;
2 ряд - «обманывать»;
3 ряд - «быстро».

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

А сейчас задание по рядам!

Найдите и запишите фразеологизмы со значением:
1 ряд - «бездельничать»;
2 ряд - «обманывать»;
3 ряд - «быстро».

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

А сейчас задание по рядам!

Найдите и запишите фразеологизмы со значением:
1 ряд - «бездельничать»;
2 ряд - «обманывать»;
3 ряд - «быстро».

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

А сейчас задание по рядам!

Найдите и запишите фразеологизмы со значением:
1 ряд - «бездельничать»;
2 ряд - «обманывать»;
3 ряд - «быстро».

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

А сейчас задание по рядам!

Найдите и запишите фразеологизмы со значением:
1 ряд - «бездельничать»;
2 ряд - «обманывать»;
3 ряд - «быстро».

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.



Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 5 классе»

 Разработка урока по русскому языку в 5 классе 

 Тема:

Фразеологизмы

Учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа» Крючкова Галина Анатольевна

Методы обучения: диалогический, эвристический, критического мышления и исследовательский.

Оборудование:

- презентация

- карточки

Цели образовательные:

 - систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках

- формирование знаний о фразеологизмах;

- развитие орфографических навыков;

цели развивающие:

- развитие навыков монологической речи,

- развитие навыков парной и групповой работы,

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

цели воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД

- формирование желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование умения работать в малых группах.

Регулятивные УУД

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- оценка.


Ход урока

I. Мотивация

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова.


Внимательно слушайте – и все услышите!

Внимательно смотрите – и все увидите!

Думайте – и все поймете!

Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.

II. Стадия вызова.

Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания на предыдущих уроках и продолжим изучать тему. И в этом нам поможет

  1. Орфографический практикум (стр.116, упр. со значком)

(У доски 1 человек, остальные в тетради)

  1. Актуализация знаний

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Для этого разгадайте загадку.

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)

Запишите к себе в тетрадь это слово, это и будет тема нашего урока: «Фразеологизмы».

  1. Целеполагание.

А теперь, опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цель нашего урока:

Запись на доске:

  1. Уточнить, что такое........, выяснить их особенности и синтаксическую функцию.

  2. Выяснить, где узнать лексическое значение........

  3. Выяснить роль .......... в речи.

  4. Научиться употреблять ................... в своей речи.

Эпиграфом к нашему уроку служат слова А.В.Кунина – специалиста по русской и английской фразеологии: «ФРАЗЕОЛОГИЯ – ЭТО СОКРОВИЩНИЦА ЯЗЫКА»

Прочтите его. Как вы понимаете это высказывание?

Сегодня наша общая задача – продолжить получать знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.

III. Стадия осмысления.

Ребята, а что вы уже знаете о фразеологизмах?

(Дети рассказывают правило и приводят примеры)

Предлагаю провести исследование и расширить наши знания о фразеологизмах.

Работа в группах (Приём «Следствие ведут знатоки»)

Учитель: Ребята, на карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Время выполнения - 5 минут.

Группа №1

Цель: выяснить, где можно узнать значение фразеологизмов: в учебнике, в толковом словаре, во фразеологических словарях.

Задание. Найдите во фразеологическом словаре и объясните и запишите значение следующих фразеологизмов:

Яблоко раздора – (предмет вражды или причина спора)

Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за это-го вспыхнула Троянская война.

Белая ворона – (не такой, как все)

Сидеть сложа руки – (ничего не делать)

Проливать свет – (втолковать, растолковать, объяснить, изъяснить, разъяснить, пояснить)





Группа №2

Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)

Задание. В данных предложениях найдите фразеологизмы, подчеркните их, объясните, чем они отличаются от одинаково звучащих слов в других предложениях.

  1. На глаз больного наложили повязку. - Расстояние мы определили на глаз.

  2. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. - Ребята работали засучив рукава.

  3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. - Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

Группа №3

Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Задание. Найди нужное слово, чтобы получился фразеологизм, подчеркни его. Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал;

(медвежья, собачья, волчья) услуга;

бить (мух, баклуши, ящики);

Группа №4

Цель: Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

Задание. Найдите фразеологизмы. Определите и подчеркните, какими членами предложения они являются.

  1. Петя на уроке труда бездельничал. - Петя на уроке труда бил баклуши.

  2. Первого сентября Света проснулась рано. - Первого сентября Света проснулась ни свет ни заря.

Группа №5

Цель: Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

Задание. Найдите фразеологизмы. Определите и подчеркните, какими членами предложения они являются.

  1. Кирилл нас обманывает. – Кирилл нас водит за нос.

  2. Коля работает плохо. – Коля работает спустя рукава.

После выполнения работы отчитывается 1 человек от группы.


Физкультминутка


Мы дружно трудились,

Немного устали,

Быстро все сразу

За партами встали.

Руки поднимем,

Потом разведем

И очень глубоко

Всей грудью вздохнем,

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


IV. Стадия рефлексии


1.Выполнение упражнений.

  1. Работа в парах. Каждой группе по одному фразеологизму. Подберите к каждому слову из первого столбика фразеологизм из второго столбика.


Метко

Неожиданно

Тесно

Темно

Опытный

Молчать

Обманывать

Бить

Исчезать

Рассеиваться как дым

Держать язык за зубами

Намять бока

Как снег на голову

Хоть глаз выколи

Не в бровь, а в глаз

Яблоку негде упасть

Стреляный воробей

Обводить вокруг пальца

2.А сейчас задание по рядам!

Найдите и запишите фразеологизмы со значением:
1 ряд - «бездельничать»;
2 ряд - «обманывать»;
3 ряд - «быстро».

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

Проверьте!

Бездельничать

Обманывать

Быстро

Сидеть сложа руки

Лодыря гонять

Бить баклуши

Собак гонять

Втирать очки

Водить за нос

Вводить в заблуждение

Сломя голову

Во все лопатки

Во весь дух

Высунув язык

Со всех ног



3. Дополнительное задание (устно ответьте на вопросы)

-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

2.Подведение итогов.


- Ребята, как вы думаете, для чего нужны фразеологизмы? Какую роль играют фразеологизмы в речи?

Фразеологизмы нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи, они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной.


-Что вы делали для того, чтобы узнать новое о фразеологизмах?

Этапы:

(узнавали значение во фразеологическом словаре;

Выясняли, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний;

Выясняли, можно ли заменить слова во фразеологизмах;

Определяли, являются ли фразеологизмы членами предложения;

Выполняли упражнения для ознакомления с новыми фразеологизмами)

- Где же полученные знания каждому из вас могут пригодиться? Нужно ли изучать данную тему?


3. Домашнее задание.

1.стр. 116-выучить правило

2. упр. 260 (все задания)

4. Закончи предложения

Сегодня на уроке я научился …

Было интересно…

Я выполнял(а)…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Свою работу на уроке я оценю на …


  1. Оцени свою работу

  2. Выставление оценок.

9


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Фразеологизмы  урок-исследование  5 класс

Фразеологизмы урок-исследование 5 класс

Отгадайте загадку Мы очень устойчивы  И просим настойчиво:  На слова нас не менять,  Прямо так употреблять!

Отгадайте загадку

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

Фразеологизмы

Фразеологизмы

Цели урока: 1. Уточнить, что такое........, выяснить их особенности и синтаксическую функцию. 2. Выяснить, где узнать лексическое значение........ . 3. Выяснить роль .......... в речи. 4. Научиться употреблять……………… в своей речи.

Цели урока:

1. Уточнить, что такое........, выяснить их особенности и синтаксическую функцию.

2. Выяснить, где узнать лексическое значение........ .

3. Выяснить роль .......... в речи.

4. Научиться употреблять……………… в своей речи.

«ФРАЗЕОЛОГИЯ – ЭТО СОКРОВИЩНИЦА ЯЗЫКА» А. В. Кунин Александр Владимирович Кунин – специалист по фразеологии

«ФРАЗЕОЛОГИЯ – ЭТО СОКРОВИЩНИЦА ЯЗЫКА»

А. В. Кунин

Александр Владимирович Кунин – специалист по фразеологии

Группа №1 Цель: выяснить, где можно узнать значение фразеологизма?  Группа №2 Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний? Группа №3 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма? Группы №4 - №5 Цель: выяснить, является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

Группа №1

Цель: выяснить, где можно узнать значение фразеологизма?

Группа №2

Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?

Группа №3

Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма?

Группы №4 - №5

Цель: выяснить, является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

Значение фразеологизмов разъясняются во фразеологических словарях. Вывод 1
  • Значение фразеологизмов разъясняются во фразеологических словарях.

Вывод 1

Фразеологизмы  - это устойчивые сочетания слов, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом Вывод 2

Фразеологизмы - это

устойчивые сочетания слов, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом

Вывод 2

Фразеологизмы  Слова в составе фразеологизма заменить нельзя Вывод 3

Фразеологизмы

Слова в составе фразеологизма заменить нельзя

Вывод 3

Фразеологизм может быть членом предложения, чаще всего это сказуемое или обстоятельство.  Вывод 4-5
  • Фразеологизм может быть членом предложения, чаще всего это сказуемое или обстоятельство.

Вывод 4-5

Физкультминутка

Физкультминутка

Подберите к  каждому слову фразеологизм Метко Рассеиваться как дым Неожиданно Тесно Держать язык за зубами Намять бока Темно Как снег на голову Опытный Молчать Хоть глаз выколи Обманывать Не в бровь, а в глаз Бить Яблоку негде упасть Стреляный воробей Исчезать Обводить вокруг пальца

Подберите к каждому слову фразеологизм

Метко

Рассеиваться как дым

Неожиданно

Тесно

Держать язык за зубами

Намять бока

Темно

Как снег на голову

Опытный

Молчать

Хоть глаз выколи

Обманывать

Не в бровь, а в глаз

Бить

Яблоку негде упасть

Стреляный воробей

Исчезать

Обводить вокруг пальца

Укажите фразеологизмы со значением:  1 ряд - «бездельничать»;  2 ряд - «обманывать»;  3 ряд - «быстро».     Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

Укажите фразеологизмы со значением: 1 ряд - «бездельничать»; 2 ряд - «обманывать»; 3 ряд - «быстро».

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

Проверьте! Бездельничать  Обманывать Сидеть сложа руки Быстро Лодыря гонять Втирать очки Водить за нос Сломя голову Бить баклуши Во все лопатки Собак гонять Вводить в заблуждение Во весь дух Высунув язык Со всех ног

Проверьте!

Бездельничать

Обманывать

Сидеть сложа руки

Быстро

Лодыря гонять

Втирать очки

Водить за нос

Сломя голову

Бить баклуши

Во все лопатки

Собак гонять

Вводить в заблуждение

Во весь дух

Высунув язык

Со всех ног

Домашнее задание 1. стр. 116 - выучить правило 2. упр. 260 (все задания) Дополнительно(по желанию):  нарисовать фразеологизмы.

Домашнее задание

1. стр. 116 - выучить правило

2. упр. 260 (все задания)

Дополнительно(по желанию):

нарисовать фразеологизмы.

Закончи предложения   Сегодня на уроке я научился … Было интересно…  Я выполнял(а)…  Я понял(а), что…  Теперь я могу… Меня удивило… Свою работу на уроке я оценю на …

Закончи предложения

 

Сегодня на уроке я научился …

Было интересно…

Я выполнял(а)…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Свою работу на уроке я оценю на …

Оцени свою работу Ни шатко ни валко Не покладая рук Тяп да ляп Рука об руку Как вы работали  на уроке? Через пень колоду Засучив рукава В поте лица

Оцени свою работу

Ни шатко ни валко

Не покладая рук

Тяп да ляп

Рука об руку

Как вы работали

на уроке?

Через пень колоду

Засучив рукава

В поте лица

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.  И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.  Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!  Молодцы, ребята!  Спасибо за работу!

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.

И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.

Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!

Литература М.И. Дубровин «Русские фразеологизмы в картинках». В.П.Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка». Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова Учебник русского языка для 5 класса под ред. Рыбченковой Л.М.

Литература

  • М.И. Дубровин «Русские фразеологизмы в картинках».
  • В.П.Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка».
  • Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова
  • Учебник русского языка для 5 класса под ред. Рыбченковой Л.М.

Спасибо за внимание!  Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа» Мещовского района Калужской области Крючкова Галина  Анатольевна

Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа» Мещовского района

Калужской области

Крючкова

Галина

Анатольевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!