СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Резание металла ножовкой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация содержит урок для обучающихся с ОВЗ в 9 классе. Урок был проведен в рамках предметной недели.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Резание металла ножовкой"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»








ОТКРЫТЫЙ УРОК В 8 «А» КЛАССЕ

ПО СЛЕСАРНОМУ ДЕЛУ


«Резание металла слесарной ножовкой»






В рамках ЦМК

учителей трудового обучения

МБОУ Школа №8 г.о. Серпухов





Учитель технологии:

Зайцев Александр Юрьевич










Ноябрь 2019 год

Цель урока:

Научить обучающихся правильно выполнять приемы работы ручной слесарной ножовкой при резке круглого, квадратного, шестигранного прутков, полосовой и листовой стали, труб.

Развивать техническое мышление.

Воспитывать у обучающихся бережное отношение к инструменту, оборудованию, материалам, аккуратность и внимательность в работе, бдительность в соблюдении требований безопасности труда.


Тип урока: комбинированный (повторение пройденного материала, изучение нового и его закрепление).

Учебно-производственная работа: нарезать заготовки для шпилек, гаек, сверления отверстий, кольца для ручек напильников и ножовок.

Учебно-материальное оснащение урока:

  1. Оборудование: верстаки – 10 шт.

  2. Приспособления: тиски параллельные – 10 шт. шаблоны для разметки труб – 10 шт.

  3. Инструмент: ножовки слесарные с полотнами – 10 шт. запасные ножовочные полотна – 10 шт. напильники трехгранные – 10 шт.

  4. Измерительный инструмент: линейки металлические – 10 шт.

  5. Материал: прутки разного сечения, полоса и лист стальные, труба, пластины из жести, минеральное масло, мел.

  6. Инструкционные карты: «Резание металла слесарной ножовкой» - 10 шт.

  7. Наглядные пособия: плакаты: «Резка металла», «Устройство слесарной ножовки», чертежи заготовок общего пользования.



Ход урока

I. Организационная часть – 5 минут.

II. Вводный инструктаж – 40 минут.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка знаний обучающихся полученных на уроках спецтехнологии и черчения:

а) для чего применяется слесарная операция «резка»?

б) какие виды резки металла вы изучали на уроках спецтехнологии?

в) устройство слесарной ножовки?

г) какой инструмент используют для резки стальных листов толщиной 0,5-1,0 мм?

д) для чего разводят зубья на ножовочных полотнах?

е) из каких ходов состоит процесс резки металла? Показать.

ж) как определить размер полотна?

з) для чего ножовочное полотно смазывается минеральным маслом?

и) назовите механические способы резки металла, которые вы изучали на уроках спецтехнологии?

к) как подобрать полотно по шагу зуба для резания листовой стали?

л) как зависит величина зуба ножовочного полотна от толщины листовой стали.


3. Инструктирование обучающихся по материалу урока:

1) Изучаем чертежи заготовок:

а) вспоминаем, в каких единицах наносятся линейные размеры на чертеж;

б) вспоминаем, каким знаком обозначается диаметр на чертежах;

в) вспоминаем, каким знаком обозначается размер квадрата;

г) вспоминаем, какие размеры обозначают знаком *;

д) вспоминаем, где на чертеже повторяют знак *;

2) Показ образцов заготовок.

3) Показ и объяснение установки полотна в рамку ножовки.

4) Показ и объяснение натяжение полотна.

5) Показ и объяснение проверки натяжения полотна.

6) Показ и объяснение смазки полотна маслом.

7) Показ и объяснение установки тисков в соответствии с ростом.

8) Показ и объяснение правильного рабочего положения.

9) Показ и объяснение правильной хватки ножовки.

10) Показ и объяснение отметки мелом места разрезания прутка.

11) Показ и объяснение закрепления прутка в тисках.

12) Показ и объяснение пропила трехгранным напильником углубления на линии реза.

13) Показ и объяснение приема резки прутка ножовкой для получения заготовки.

14) Показ и объяснение приема резки квадратного прутка ножовкой для получения заготовки.

15) Показ и объяснение приема резки шестигранного прутка ножовкой для получения заготовки.

16) Показ и объяснение приема резки полосового металла.

17) Показ и объяснение приема резки трубы.

18) Показ и объяснение приема резки металла ножовкой с повернутым полотном.

19) Показ и объяснение приема резки тонкого металла ножовкой.

20) Показ видов брака при резке металла и объяснение причины возникновения и способа устранения.

Примеры:

Перекос реза – причины – слабо натянуто полотно, устранение – натянуть полотно, чтобы оно туго поддавалось нажатию пальцем сбоку.

Выкрашивание зубьев полотна – причина – неправильный подбор полотна, устранение – полотно следует подбирать таким образом, чтобы шаг зубьев был не более половины толщины заготовки.

Поломка полотна – причина – сильное нажатие на ножовку, устранение – ослабить вертикальное нажатие на ножовку.


21) Организация рабочих мест:

а) проверить исправность верстаков, тисков;

б) отрегулировать высоту тисков по своему росту;

в) правильно расположить инструмент, заготовки, материал необходимые для начала работы:

• с правой стороны – то, что берется правой рукой;

• с левой стороны – то, что берется левой рукой;

• располагать перед собой то, что берется двумя руками;

• то чем пользуется чаще располагать ближе, то чем пользуется реже располагать дальше.

22) Правила безопасности при резке:

• нельзя выполнять резание ножовкой со слабо или слишком сильно затянутым полотном, так как это приводит к поломке полотна и ранению рук;

• запрещается пользоваться ножовкой со слабо насаженной или расколотой рукояткой;

• при выкрашивании зубьев ножовочного полотна, заменить его;

• чтобы избежать соскакивания рукоятки и ранения рук, не ударять во время движения передним торцом рукоятки о разрезаемую деталь.

• оберегать руки от ранения о режущие кромки ножовки и заусенцы на металле.

• следить за положением пальцев левой руки;

• не сдувать опилки и не удалять их руками во избежание засорения глаз или ранения рук;

• не загромождать рабочее место не нужным инструментом и деталями;

• крепко и надежно закрепить в тисках разрезаемую деталь, так как при плохом закреплении она может упасть на ноги обучающемуся.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:

Предложить обучающимся показать приемы резки слесарной ножовкой металла различного профиля перед группой, чтобы убедиться правильно ли они их поняли.

• отрегулируйте высоту тисков по росту;

• подготовьте ножовку для работы;

• вставьте полотно в рамку ножовки;

• натяните полотно, вращая барашковую гайку;

• проверьте степень натяжения полотна;

• согласно чертежу, отмерьте длину заготовки;

• мелом отметьте линию реза по периметру прутка;

• закрепите пруток в тисках;

• смажьте полотно минеральным маслом;

• примите правильное рабочее положение у тисков.

• пропилите треугольным напильником углубление 1,5-2,0 мм.

• возьмите ножовку, вставьте полотно в углубление и режьте пруток соблюдая следующие правила:

- в начале резания ножовку немного отклонить от себя;

- по мере врезания наклон ножовки постепенно уменьшить;

- во время работы ножовочное полотно должно находиться в горизонтальном положении;

- в работе должно участвовать не менее ¾ длины полотна;

- нажимать на ножовку только при движении вперед;

- заканчивая разрезание, ослабить нажатие на ножовку и поддерживать отрезанный кусок прутка рукой.


III. Текущий инструктаж и текущее инструктирование 3 часа.

1. Самостоятельная работа обучающихся:

• резка ножовкой заготовки из круглого прутка для изготовления шпилек;

• резка ножовкой шестигранного прутка для изготовления гаек;

• резка квадратного прутка для выполнения операции сверления;

• резка ножовкой трубы для изготовления колец для ручек напильников и ножовок;

• резка ножовкой тонкого металла;

• резка металла ножовкой с повернутым полотном.

2. Обход рабочих мест обучающихся, с целью проверки:

• подготовки рабочих мест на начало работы;

• правильности установки полотна в рамку;

• правильности крепления прутков различного сечения в тисках;

• правильности крепления труб;

• правильности крепления полосы;

• правильности крепления тонкого листа;

• правильности сборки ножовки с полотном, повернутым на 90ᵒ;

• соблюдения правил безопасного труда.


3. Прием и оценка выполненных работ.



IV. Заключительный инструктаж 15 минут.

1. Учитель сообщает обучающимся, что цель урока достигнута.

2. Учитель показывает лучшие работы по изготовлению заготовок, которые будут использованы при освоении других видов слесарных работ и проводит анализ их успеваемости.

3. Учитель показывает работы, в которых допущены ошибки и указывает пути их предупреждения и устранения.

4. Учитель анализирует соблюдение правил безопасных условий труда.

5. Учитель указывает на ошибки, которые были при организации рабочих мест.

6. Учитель сообщает оценки обучающихся, которые выставлены с учетом теоретических знаний, и отвечает на их вопросы.

7. Учитель сообщает учащимся тему следующего урока: «Опиливание».

8. Домашнее задание выучить по конспекту новый материал.

V. Уборка рабочих мест.

Используемая литература:


1. В.Ю. Новиков. «Слесарь–ремонтник» Издательский центр «Академия», 2009.

2. Б.С. Покровский. «Слесарно-сборочные работы» Издательский центр «Академия», 2013.

3. Б.С. Покровский. «Слесарное дело: иллюстрированное учебное пособие» Издательский центр «Академия», 2002.

4. Б.С. Покровский, В.А. Скакун. «Слесарное дело. Учебник» Издательский центр «Академия», 2003.










Технологическая карта изготовления заготовок ручной слесарной ножовкой

Порядок выполнения

Инструктивные указания и пояснения

1. Разрезать круглый прутковый материал

Отметить мелом место разрезания по всему периметру заготовки.

- Закрепить деталь в тисках так, чтобы отрезаемая часть находилась слева от тисков (линия отреза должна находиться на расстоянии 15-20 мм от губок тисков).

- Пропилить трехгранным напильником углубления 1,5-2 мм.

- Длина заготовки с припуском на обработку – 75 мм.

Соблюдать следующие требования безопасности при резке металла:

  • оберегать руки от ранения о режущие кромки ножовки и заусенцы на металле;

  • следить за положением пальцев левой руки;

  • не сдувать опилки и не удалять их руками во избежание засорения глаз или ранения рук;

  • нельзя выполнять резание ножовкой со слабо или чересчур сильно затянутым полотном, так как это приводит к поломке полотна и ранению рук.

Разрезать пруток, соблюдая при этом следующие правила:

  1. смазать полотно ножовки маслом кисточкой;

  2. установить полотно в углубление;

  3. в начале резания ножовку немного наклонить «от себя» (вперед);

  4. по мере резания наклон ножовки постепенно уменьшать;

  5. во время работы ножовкой полотно должно находиться в горизонтальном положении;

  6. в работе должно участвовать не менее ¾ длины полотна;

  7. делать 40-50 рабочих движений в минуту, нажимать на ножовку только при движении вперед;

  8. заканчивая разрезание, нажатие на ножовку ослабить и поддерживать разрезаемый кусок прутка рукой.

2. Разрезать квадратный пруток со стороной квадрата 15 мм

Отметить мелом место разрезания по всему периметру заготовки.

Длина заготовки 20 мм с припуском на обработку.

Далее приступают к работе, соблюдая ранее указанные правила.

  1. в начале операции ножовку наклоняют «от себя» (вперед); по мере врезания наклон постепенно уменьшают до тех пор, пока рез не дойдет до противоположной кромки заготовки;

  2. затем пруток разрезают при горизонтальном положении ножовки.

3. Разрезать шестигранный пруток

Отметить мелом место разрезания по всему периметру прутка. Высота заготовки H=8 мм с припуском 2 мм на обработку (S=17).

Далее приступают к работе, соблюдая все ранее указанные правила.

4. Разрезать полосу.

Закрепить полосу в тисках так, чтобы она выступала над губками на 15-20 мм и линия реза была перпендикулярна губкам тисков;

При углублении полотна полосу поднимать над губками;

Чтобы избежать поломки полотна и ранения рук, не следует нажимать на ножовку при работе. Соблюдать все правила разрезания, указанные ранее

5. Разрезать трубу ø28 S=3 мм l=15 мм.

  • Закрепить трубу в тисках. При закреплении в тисках тонкостенной трубы и трубы с чисто обработанной поверхностью необходимо пользоваться деревянными прокладками с выемками.

  • Вставить в рамку ножовки полотно с мелким зубом.

  • Разметку места реза выполняют с помощью упрощенного шаблона и чертилки.

  • Шаблон вырезают из тонкой жести виде пластинки прямоугольной формы, изгибаемой по трубе. Отмеряем длину заготовки. Затем этот шаблон подводят к месту реза и по его кромке чертилкой наносят по окружности трубы разметочную риску, и соблюдая ранее указанные правила резания слесарной ножовкой.

  • Во время разрезания необходимо поворачивать трубу в тисках на 60 – 90о, чтобы облегчить работу, получить высокую точность и предотвратить выкрашевание зубьев полотна.

6. Резание металла ножовкой с повернутым полотном.

Установить полотно на штифты станка так, чтобы в рабочем положении рамка ножовки располагалась горизонтально и с помощью натяжного винта и барашков гайки натянуть полотно. Место разрезания располагать сбоку или сверху от губок тисков в зависимости от конфигурации детали. Соблюдать все правила разрезания, указанные ранее.

7. Резка тонкого металла

Тонкий металл зажимают в тиски между деревянными брусками и разрезают вместе с ними, соблюдая все указанные ранее правила резки ножовкой.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!