1.Тема урока: «Работа над вариационным циклом в средних классах ДШИ»
2. Цель урока: Практическое изучение и освоение закономерностей вариационного цикла учащимися средних классов.
3. Задачи урока:
образовательные:
- сформировать понятие «вариационная форма», изучить композиционные приемы варьированного изложения темы;
- овладеть навыками выявления структурных и выразительных особенностей темы;
- научить находить в каждой вариации черты интонационно-ритмического, гармонического, фактурного сходства или различия с темой;
развивающие:
- развивать исполнительские навыки;
- развивать мышление, творческую инициативу
воспитательные:
- воспитывать чувство формы;
- воспитывать способность к целостному охвату музыки на более протяженных линиях ее развития;
4. Тип урока: комбинированный
5. Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
6.Образовательные технологии:
- технология развивающего обучения;
- информационно-коммуникационная технология.
7.Методы обучения: сравнения, анализ, обобщение, метод звуковой наглядности, метод диалога, рефлексия.
8.Средства обучения:2 музыкальных инструмента(для параллельного показа), фотоматериалы.
Ход урока.
Вступительное слово.- 2мин
Художественно-педагогический репертуар учащегося ДШИ включает фортепианную музыку разных эпох и стилей. Образцы фортепианной литературы, включенные в репертуарные списки, помогают формировать музыкальное мышление и исполнительские навыки учащихся.
Одним из важных этапов формирования юного пианиста является работа над крупной формой. С самыми несложными произведениями крупной формы (сонатинами, вариациями) учащиеся соприкасаются в конце первого класса. Сочинениям крупной формы свойственно разнообразие содержания, объемное развитие материала. Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре видное место занимают вариационные циклы. Своеобразие их в том, что они сочетают в себе элементы как крупной формы, так и малой формы, поэтому учащийся работая над ними, приобретает разнообразные исполнительские навыки.
Какие же исполнительские задачи стоят перед учащимся в работе над вариационным циклом?
Выявив структурные и выразительные особенности темы, необходимо в каждой из вариаций найти черты интонационно-ритмического, гармонического, фактурного сходства либо жанрового различия с ней. Таким образом, работа над вариационным циклом развивает музыкальное мышление обучающегося в двух направлениях: с одной стороны, слуховое ощущение единства темы и вариаций, а с другой - гибкое переключение на иной образный строй.
Рассмотрим процесс работы над вариационным циклом на примере «Вариаций на тему Паганини» Н.Выгодского.
I. Знакомство с композитором и его творчеством.-3 мин.
1.Демонстрация портрета Н Паганини.
2.Информационное сообщение о композиторе.
II. Знакомство с новым понятием - «Вариационная форма»-2 мин.
ВАРИАЦИИ - музыкальная форма, в которой тема излагается повторно с изменениями. Произведения данного жанра часто называются "тема с вариациями" или "вариации на тему". Тема может быть оригинальной, авторской написанной для данных вариаций, или заимствованной из фольклора, из музыки других композиторов.
Средства варьирования темы разнообразны. Среди них: мелодическое, гармоническое, ритмическое варьирование, изменение темпа, изменение тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры (полифония, гомофония). Как форма вариации могут выступать и самостоятельно, и в составе более крупной формы или цикла.
III. Анализ исполняемых вариаций.-2мин
Вариации на т. Паганини являются одним из лучших образцов вариационного цикла в репертуаре средних классов ДШИ и относятся к типу строгих вариаций. В строгих вариациях сохраняются общие черты мелодии и гармонический план. В основе цикла лежит тема Каприса 24 Николо Паганини.Анализ вариаций и характер исполнения( придумать истории к ним)
IV. Работа над исполнительским овладением цикла.(словесный и наглядный приемы работы,методы показа,направляющие указания и попутные поправки) -30-32мин.
V. Итог урока.
Работая над вариационным циклом, учащийся приобретает исполнительскую свободу, яркость, артистизм, обогащается новыми знаниями и исполнительскими навыками.
VI. Домашнее задание-проговаривать вслух все предполагаемые задачи(технические и образно-смысловые) -3мин.
Список литературы.
1.Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.- М.: Классика - XXI,2002
2. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста.- К.: Музична Украiна, 1977
3.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский композитор,1089