СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Работа над вариацией

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое изучение и освоение закономерностей вариационного цикла учащимися средних классов

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Работа над вариацией»

1.Тема урока: «Работа над вариационным циклом в средних классах ДШИ»

2. Цель урока: Практическое изучение и освоение закономерностей вариационного цикла учащимися средних классов.

3. Задачи урока:

образовательные:

- сформировать понятие «вариационная форма», изучить композиционные приемы варьированного изложения темы;

- овладеть навыками выявления структурных и выразительных особенностей темы;

- научить находить в каждой вариации черты интонационно-ритмического, гармонического, фактурного сходства или различия с темой;

развивающие:

- развивать исполнительские навыки;

- развивать мышление, творческую инициативу

воспитательные:

- воспитывать чувство формы;

- воспитывать способность к целостному охвату музыки на более протяженных линиях ее развития;

4. Тип урока: комбинированный

5. Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

6.Образовательные технологии:

- технология развивающего обучения;

- информационно-коммуникационная технология.

7.Методы обучения: сравнения, анализ, обобщение, метод звуковой наглядности, метод диалога, рефлексия.

8.Средства обучения:2 музыкальных инструмента(для параллельного показа), фотоматериалы.

Ход урока.

Вступительное слово.- 2мин

Художественно-педагогический репертуар учащегося ДШИ включает фортепианную музыку разных эпох и стилей. Образцы фортепианной литературы, включенные в репертуарные списки, помогают формировать музыкальное мышление и исполнительские навыки учащихся.

Одним из важных этапов формирования юного пианиста является работа над крупной формой. С самыми несложными произведениями крупной формы (сонатинами, вариациями) учащиеся соприкасаются в конце первого класса. Сочинениям крупной формы свойственно разнообразие содержания, объемное развитие материала. Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре видное место занимают вариационные циклы. Своеобразие их в том, что они сочетают в себе элементы как крупной формы, так и малой формы, поэтому учащийся работая над ними, приобретает разнообразные исполнительские навыки.

Какие же исполнительские задачи стоят перед учащимся в работе над вариационным циклом?

Выявив структурные и выразительные особенности темы, необходимо в каждой из вариаций найти черты интонационно-ритмического, гармонического, фактурного сходства либо жанрового различия с ней. Таким образом, работа над вариационным циклом развивает музыкальное мышление обучающегося в двух направлениях: с одной стороны, слуховое ощущение единства темы и вариаций, а с другой - гибкое переключение на иной образный строй.

Рассмотрим процесс работы над вариационным циклом на примере «Вариаций на тему Паганини» Н.Выгодского.

I. Знакомство с композитором и его творчеством.-3 мин.

1.Демонстрация портрета Н Паганини.

2.Информационное сообщение о композиторе.

II. Знакомство с новым понятием - «Вариационная форма»-2 мин.

ВАРИАЦИИ - музыкальная форма, в которой тема излагается повторно с изменениями. Произведения данного жанра часто называются "тема с вариациями" или "вариации на тему". Тема может быть оригинальной, авторской написанной для данных вариаций, или заимствованной из фольклора, из музыки других композиторов.

Средства варьирования темы разнообразны. Среди них: мелодическое, гармоническое, ритмическое варьирование, изменение темпа, изменение тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры (полифония, гомофония). Как форма вариации могут выступать и самостоятельно, и в составе более крупной формы или цикла.

III. Анализ исполняемых вариаций.-2мин

Вариации на т. Паганини являются одним из лучших образцов вариационного цикла в репертуаре средних классов ДШИ и относятся к типу строгих вариаций. В строгих вариациях сохраняются общие черты мелодии и гармонический план. В основе цикла лежит тема Каприса 24 Николо Паганини.Анализ вариаций и характер исполнения( придумать истории к ним)

IV. Работа над исполнительским овладением цикла.(словесный и наглядный приемы работы,методы показа,направляющие указания и попутные поправки) -30-32мин.

V. Итог урока.

Работая над вариационным циклом, учащийся приобретает исполнительскую свободу, яркость, артистизм, обогащается новыми знаниями и исполнительскими навыками.

VI. Домашнее задание-проговаривать вслух все предполагаемые задачи(технические и образно-смысловые) -3мин.

Список литературы.

1.Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.- М.: Классика - XXI,2002

2. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста.- К.: Музична Украiна, 1977

3.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский композитор,1089






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!