СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Работа над штрихами в младших классах"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Работа над штрихами в младших классах"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИНЯВИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»






Конспект открытого урока


на тему:


«Работа над штрихами в младших классах»








с обучающимся 2 класса

Ким Романом (8 лет)

специальность: баян

преподаватель класса баяна/аккордеона:

Сафоненко Ольга Дмитриевна














пос. Синявино

2022 год



Дата проведения: 20.11.2022 г.


Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы. Урок по классу баяна - особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, так как это индивидуальное занятие преподавателя с обучающимся, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширения кругозора и, как следствие, - повышение интеллекта.



Ким Роман, обучающийся 2 класса баяна, с хорошими музыкальными данными, трудолюбивый и ответственный, участник концертов, лауреат и дипломант фестивалей и конкурсов.


Программа занятия:


1. Гамма Соль мажор в две октавы на легато, стаккато; арпеджио, аккорды двумя руками вместе; упражнения.

2 В. Иванов «Этюд»;

3. Н. Чайкин «Танец снегурочки»;

4. Русская народная песня «Вот мчится тройка почтовая» обр. П. Лондонова;

5. Детская песня «Весёлые гуси». Чтение с листа.


Форма урока: практическое занятие.


Тип занятия: комбинированный


Форма организации урока: индивидуальная.


Цель урока: Развитие технических навыков, продолжение изучения штрихов, применение штриховой культуры для более полного раскрытия художественного образа.


Задачи урока:


  1. Образовательные:

- закрепление изученных теоретических знаний (лад, темп, динамика, штрих)

- продолжение формирования практических навыков (игра штрихами legato, non legato, staccato, работа с динамическими оттенками).


  1. Развивающие:

- развитие слуха;

- координация движений;

- активизация образного музыкального мышления через различные виды деятельности.


  1. Воспитывающие:

- воспитание любви к музыке;

- воспитание эстетического вкуса;

- воспитание таких качеств как внимание, усидчивость, собранность.


  1. Здоровьесберегающие:

- развитие пальцевых мышц, положительно влияющее на память;

- рациональная организация урока: физкультминутка, упражнения на расслабление мышц, преодоление зажатости исполнительского аппарата;

- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и разбором нового музыкального материала).


Методические приёмы:


- словесный, наглядный, практический;

- прямая и наводящая форма воздействия;

- активизация музыкального слуха;

- формирование художественного мышления.


Психологические условия на уроке:


- психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

- личностно ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

- учёт индивидуальных особенностей.


Репертуарный план урока:


1. Упражнения;

2. Гамма;

3. Этюд;

4. Пьесы.


Результативно-оценочный аспект урока.

Планируемые результаты занятия:


По окончании занятия обучающийся должен чётко представлять:

- какие задачи стоят перед ним, какими путями достичь правильных результатов;

- что уже получается.


Структура урока:


  1. Организационный момент:

- приветствие;

- создание эмоционально-психологического климата;

- предоставление обучающемуся круга задач, стоящих перед ним.


II. Основная часть:

- упражнения, гамма;

-проверка домашнего задания;

- работа над «Этюдом», пьесами;

- чтение с листа.


III. Заключительная часть:

- подведение итогов;

- объяснение домашнего задания.



Ход урока:


I.Организационный момент, вводная часть (протяженностью до 7 мин):

В данной части урока преподаватель приветствует обучающегося, происходит небольшая беседа о результатах школьного дня, планах на урок. Таким образом налаживается контакт, изучается психологическое состояние ребёнка.


II. Основная часть, работа над материалом согласно поставленных целей и задач (до 35 минут):


1) Упражнения

"Разучивая только художественный материал, и не занимаясь технической работой, обучающийся будет отставать в технической стороне исполнения, так как исполнительское искусство требует от музыканта наличия определённых, хорошо отработанных навыков." (К. Черни)


Материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов техники служат гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды. В процессе работы над этим материалом, а также и при исполнении музыкальных произведений, необходимо помнить, что успешное техническое развитие обучающегося-баяниста зависит от многих факторов:

- посадка;

- постановка исполнительского аппарата и инструмента;

- техника владения мехом;

- координация движений правой и левой рук;

- аппликатура;

- темпо-ритмическое развитие;

- штриховая культура исполнения музыкального произведения.


С первого дня обучения игре на баяне необходимо следить за правильностью посадки обучающегося. Посадка рассчитана на то, чтобы обучающийся чувствовал себя как можно удобнее.

"Постановка рук" - это формирование навыков свободных и рациональных движений по клавиатуре. Прежде чем перейти к занятиям на музыкальном инструменте, важно освоить мышечную свободу и умение управлять мышцами в самых простейших движениях рук.

Начинать можно с подготовительных упражнений без инструмента. Любое действие рук производится сокращением определённой группы мышц. Необходимо добиваться того, чтобы сокращение одних мышц не вызывало напряжения других, не участвующих в работе. Такие упражнения необходимо проводить с обучающимся систематически и постоянно на протяжении всего периода обучения:


1. Исходное положение: руки свободны. Поднять и вытянуть руки перед собой. Затем одна рука остаётся в горизонтальном положении, другая расслаблено падает вниз и качается подобно маятнику. Проводить упражнение с каждой рукой по очереди.

2. Руки опущены вниз и полностью расслаблены. Резко сжать пальцы одной руки в кулак, затем, расслабляя мышцы, разжать кулак. Другая рука в это время совершенно расслаблена. Проводить упражнение с каждой рукой по очереди.

3. Упражнение для кистей и пальцев рук, сидя за столом: приподнять кисть и дать ей упасть на подушечки пальцев. Повторить тоже самое другой рукой. Продолжать попеременно, а потом обеими руками одновременно. "Считалка" - ритмизация стихов выполняется поочерёдно каждым пальцем вначале правой, затем левой руки при одновременном произнесении текста вслух.

4. Упражнения с инструментом:

"Кисточка" - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.

"Перелеты и приземления" - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.

Упражнения с воздушным клапаном: "Самолёт летит", "Ветерок", "Ветер", "Буря".

Упражнения, способствующие развитию технических навыков трудно разделить на определённые периоды обучения, так как выбор темпа прохождения учебного материала соразмерен способностям конкретного обучающегося. Но весь цикл упражнений можно поделить на несколько этапов. Начальный этап работы включает в себя следующие учебные задачи:

- знакомство с элементами музыкальной грамоты;

- организация двигательного аппарата, формирование игровых, инструментальных навыков;

- развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти;

- воспитание самостоятельности, инициативности, самоконтроля в работе с инструментом.

Работа идёт от простого к сложному. На следующем этапе появляются новые задачи:

- тщательная отработка начальных упражнений;

- игра гамм;

- овладение штрихом стаккато, сочетание различных штрихов;

- введение упражнений для овладения арпеджио мажорных тонических трезвучий;

- освоение аккордовой техники.


2) Гамма Соль мажор, арпеджио, аккорды:


Помимо начальных упражнений, которые обучающийся уже играет более осознанно, основной акцент ставится на работе с гаммами.

Гаммы - не простое ежедневное занятие, а необходимое условие для дальнейшего успешного технического продвижения. Систематическая и последовательная работа над этим материалом - необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений.

Успешная работа над гаммами, арпеджио, аккордами помогает преодолевать многие технические трудности:

- позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;

- создаёт свободную беглость пальцев, "мелкую технику";

- способствует улучшению координации движения рук;

- способствует плавности ведения и смены направления движения меха;

- помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов разнообразными приемами звукоизвлечения.

Исполнение гамм разными штрихами помогает обучающемуся развивать качественную артикуляцию. Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у обучающихся чувство лада и метроритма.

Развитие техники будет успешным лишь в том случае, если перед обучающимся при каждом проигрывании ставится определённая музыкальная задача.


3) Проведение физкультминутки.


Так как ребёнок быстро устаёт, утомляется, необходима смена деятельности. Для этого хорошо подходят физические упражнения в виде игры.

"Шалтай-болтай" - упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперёд. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: "шалтай-болтай".

"Солдатик и медвежонок" выполняется сидя на стуле. По команде "Солдатик" обучающийся выпрямляет спину и сидит неподвижно, как оловянный солдатик. По команде "Медвежонок" спина расслабляется и округляется, как у мягкого медвежонка.

Так же к смене деятельности можно отнести ритмические упражнения:


Проигрывается пьеса, обучающийся определяет характер. По нотам разбирается ритмический рисунок и при повторном проигрывании играется аккомпанемент, а обучающийся отстукивает ритм мелодии, играется мелодия, обучающийся отстукивает сильные и слабые доли. Данное упражнение помогает развитию навыка чтения с листа: вижу - узнаю - слышу - играю.


4) Проверка домашнего задания.


5)"Этюд", пьесы


Обучающемуся будет полезно узнать на конкретных примерах, как используют композиторы гаммообразные последовательности в своём творчестве и насколько разнообразно они звучат в том или ином музыкальном контексте. При разборе нотного текста необходимо приучить обучающихся к определённому порядку:

- обязательное знание автора, название пьесы (как правило, эта информация детьми опускается);

- размер, тональность, темп, характер, динамика, штрихи;

- строение мелодии: фраза, предложение, период, часть.

Ознакомление с пьесой должно начинаться с анализа: вижу - говорю. Обучающийся должен просмотреть строение мелодической линии: поступенное (гаммообразное) восходящее или нисходящее, скачкообразное движение, интервалы, арпеджио, аккорды. Также необходимо проговорить ноты вслух по фразам (выдерживая длительности), простучать ритмический рисунок. Такой детальный разбор облегчает и делает понятным первое проигрывание нотного текста.

«Этюд» В. Иванова построен на гаммообразном движении мелодии. При работе над «Этюдом» необходимо уделять особое внимание исполнительскому аппарату. Умеренный темп, гаммообразное движение мелодии на legato способствуют расслаблению правой руки, что, в свою очередь, является первостепенной задачей на раннем этапе освоении инструмента. Правильное исполнение штриха legato также заслуживает пристального внимания.

Н. Чайкин «Танец снегурочки». В этой пьесе основной акцент необходимо сделать на ритмической стороне проигрывания. Танец – это, прежде всего, чёткий ритм. Поэтому на стадии разучивания необходимо постоянно считать вслух. Основной штрих этой пьесы non legato, но эпизодически встречается и staccato, что даёт возможность познакомиться с новыми штрихами и расширить исполнительские возможности обучающегося.

Русская народная песня «Вот мчится тройка почтовая» обр. П. Лондонова. Отработка динамики, напевности, характера. Контроль за проведением мелодической линии. «Пейзажность» мелодики песни, художественно-эстетические впечатления обучающегося. Роль штриховой культуры исполнения в создании целостности музыкальной образности.

Для чтения с листа выбрана не сложная пьеса уровня 1-го класса «Весёлые гуси», которая построена на уже освоенных навыках гаммообразного движения мелодической линии, что в свою очередь, способствует исполнению этой пьесы без подготовки.

Во всех перечисленных выше пьесах нужен постоянный самоконтроль обучающегося за правильностью аппликатуры и равномерностью движения меха.

В. Сафонов писал: "Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука. Упражнение важно играть с напором и даже с некоторым спортивным увлечением. И наоборот, небрежная игра без должного контроля за качеством выполнения и без определённых звуковых целей дезорганизует ученика, вредно отражаясь на исполнении разучиваемых произведений".

Непременным условием осознанной работы баяниста в начальной стадии разучивания учебного материала является игра в медленном темпе. При такой игре исполнитель успевает осмыслить извлекаемые звуки, их метроритмическую организацию, аппликатуру, целесообразность движений. Автоматизация движений является непременным условием успешного достижения технического мастерства


III. Заключительная часть (до 3-х минут):


- подведение итогов;

- объяснение домашнего задания;

- отметка.


1) Обучающийся научился с помощью упражнений преодолевать технические трудности в пьесах, осуществлять слуховой контроль собственного исполнения музыкального произведения. Продолжил освоение штрихов staccato и non legato. Сыграл с листа новую пьесу. Получил и проанализировал новые музыкальные впечатления.


2) Задание на дом:


Продолжить работу над гаммой, упражнениями, этюдом и пьесами. Следить за посадкой, аппликатурой, не «зажимать» правую руку. «Танец снегурочки» продолжать играть со счётом вслух. Проводить дальнейшую работу по освоению штриховой культуры.


3) Отметка:


Домашнее задание выполнено полностью, новый материал воспринимался с интересом и пониманием. Урок прошёл динамично и продуктивно, поэтому оценка обучающемуся – пятёрка.





Результативно-оценочный аспект урока.


Предметные результаты занятия:


- обучающийся стал более ответственно относиться к гаммам и упражнениям, формирующим штриховую культуру музыкального исполнительства;

- аккуратнее стал относиться к аппликатуре, как к одному из способов достижения выразительности.


Метапредметные результаты занятия:


- обучающийся способен принимать и сохранять учебную цель и задачи, а также самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

- умеет контролировать и оценивать свои действия;

- умеет сотрудничать с преподавателем.


Личностные результаты занятия:


- у обучающегося сформированы эмоционально положительное отношение и мотивация к образовательному процессу, познанию нового, овладению умениями и навыками

- обучающийся учится формировать самооценку, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.


Методы, технологии обучения:


  1. способ организации занятия:

- словесные;

- наглядные;

- практические.


  1. уровень деятельности обучающихся:

- объяснительно-иллюстративные;

- репродуктивные;

- частично-поисковые;

- исследовательские.

3) познавательная деятельность обучающихся:

- информационно-рецептивный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый или эвристический;

- исследовательский.


Оборудование:


- аудитория 12 кв. м.;

- 2 баяна (обучающемуся и преподавателю);

- 2 стула;

- нотные пособия;

- пюпитр;

- подставка для ног.




Литература, используемая преподавателем для проведения занятия:


  1. Образовательная программа «Баян» предпрофессиональная 8(9) лет обучения

  2. Лекции по методике преподавания баяна-аккордеона в ДМШ Кузнецовой Т. Г. заведующей ОНИ ГОБУ СПО «СПб музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского»;

  3. Конспекты уроков преподавателя ДШИ им. В. В. Андреева (СПб) М. Ю. Лихачёва в рамках областных семинаров ЛО УМЦ КиИ;

  4. Конспекты лекций преподавателя ГОБУ СПО «ЛОККиИ» Г. Н. Козловой на семинарах для преподавателей ДШИ;

  5. Липс Фридрих «Искусство игры на баяне», М., Музыка, 1985г.


Литература, используемая обучающимся:

  1. А. Онегин «Школа игры на баяне». Изд. «Музыка» 1984г.

  2. «Альбом начинающего баяниста». Выпуск 2. Изд. «Советский композитор» 1987г.

  3. А. Агафонов, П. Лондонов, В. Соловьёв. «Школа игры на баяне». Изд. «Музыка» 2013г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!