СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Программная музыка. А. Вивальди «Времена года».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по музыке в 8 классе "Программная музыка. А. Вивальди «Времена года».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Программная музыка. А. Вивальди «Времена года».»

МКОУ «СОШ села имени Коста Хетагурова»


Открытый урок в 8 классе



Тема : Программная музыка.

А. Вивальди «Времена года».



Урок проводит учитель музыки Федосова Елена Фоминична.

Цели урока:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

- Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

- Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).



Музыкальный материал урока:

А. Вивальди. «Весна». I часть. Из цикла «четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание).

А. Вивальди. «Лето». I часть. Из цикла «четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание).

А. Вивальди. «Осень». I часть. Из цикла «четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание).

А. Вивальди. «Зима». I часть. Из цикла «четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание).



Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя Проверка готовности к уроку.

Знакомство учащихся с планом урока и постановка цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с программностью в музыке.



2. Сообщение темы урока.

Тема урока: Программная музыка. А. Вивальди «Времена года»

На доске портрет А. Вивальди.



3. Работа по теме урока.

Программная музыка – воспроизводит в звуках сюжет, знакомый слушателям из произведений литературы, живописи и других произведений искусства. Может иметь основу в виде предваряющих стихов или части литературного текста

Сегодня мы будем говорить с вами о, пожалуй, одном из самых популярных программных музыкальных произведений в мире. Им является цикл из 4-х концертов итальянского композитора Антонио Вивальди - «Времена года», которые композитор написал для солирующей скрипки и оркестра. Они по-своему уникальны, в каждом произведении удивительным образом слились блестящая виртуозность и чарующая напевность. Вивальди сопроводил концерты сонетами, но, увы, на сегодняшний день, при исполнении они практически никогда не зачитываются. Кто автор этих слов – до сих пор остается загадкой. Предполагается, что автором стихов был сам Вивальди. Ну а пока немного об истории создания.

 История создания

1725 год был ознаменован выходом в свет одного из самых значимых сборников композитора – восьмого опуса, который он озаглавил как «Опыт гармонии и изобретения». В него Вивальди включил 12 виртуозных скрипичных концертов, первые четыре из которых носят название «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Сегодняшняя исполнительская практика объединила эти сочинения в цикл «Времена года», однако изначально, в оригинальном варианте, этого заголовка нет.

Считается, что идея воплотить в музыке различные состояния природы возникла у А. Вивальди во время его путешествия по Италии. Свою первую большую поездку он совершил в 1713 году, когда был назначен главным композитором Сиротского приюта для девочек. Это событие стало отправной вехой для его творческой биографии – с этого времени он с головой погрузился в сочинительство, стал посещать самые разные города родной страны. Путешествовал он на популярных в то время почтовых дилижансах. Вот именно тогда, по утверждениям биографов, наблюдая из окошка за миром живой природы и вслушиваясь в цокот копыт и стук колес, он и задумал создать свои гениальные скрипичные концерты.

Вот только над датой создания «Времен года» до сих пор ведутся споры. Некоторые историки полагают, что концерты были написаны в 1723-м, другие же более вероятным называют 1725 год – именно он и значится во многих авторитетных справочных изданиях. А вот искусствовед А. Майкапар настаивает на том, что они были созданы в 1720 году. В своих утверждениях он ссылается на работу исследователя вивальдиевского наследия Пауля Эверетта. Этот ученый, анализируя сохранившиеся аутентичные версии этих концертов, пришел к выводу, что их копия уже существовала в 1720 году и была даже отправлена в Амстердам. Однако по непонятным причинам она была издана только через пять лет под руководством Мишеля Ле Цене. А в 1739 году появилось парижское издание, выпущенное Ле Клерком.

Интересно, но эти первые издания дошли до наших дней и заставили «поломать» голову многих музыковедов. А произошло это потому, что в прошлом столетии в Манчестере исследователи обнаружили еще одну рукопись «Времен года». Она заметно отличалась от амстердамского и парижского издания, в которых музыкальный текст был аналогичен. В найденном же варианте присутствовали незнакомые исполнителям сольные партии для отдельных инструментов - например, для средней части концерта «Зима» было написано красивое соло для виолончели. Почему подобные партии отсутствовали в первых изданиях, все же удалось разгадать. Историки пришли к выводу, что изначально для удобства они писались и печатались на отдельных листах, но через некоторое время просто потерялись и вскоре про них все забыли. Но ученых интересовал главный вопрос – какая партитура все же являлась первоисточником? Смущал их и тот факт, что манчестерские ноты были написаны не Вивальди, а двумя другими людьми и на двух типах бумаги, которой композитор ранее никогда не пользовался, и к тому же, на всех листах отсутствовала датировка. Историкам пришлось провести настоящее расследование. Ответ на вопрос им помогли найти сведения из жизни владельца этой нотной коллекции - итальянского куриального кардинала Пьетро Оттобони. Его Высокопреосвященство навещал Венецию в 1726 году, где впервые и услышал музыку Вивальди – одну из его кантат. Скорее всего, резюмировали историки, Вивальди в честь знакомства и решил преподнести ему в подарок «Времена года». Он заранее готовился к этой встрече, и поэтому предусмотрительно заказал экземпляр нот у переписчиков. Одним из них, по мнению биографов, был его отец Джованни Баттиста Вивальди. Это и дало основание полагать, что первоисточником является все же амстердамское издание – то самое, которое пролежало в небытии пять лет с 1720 по 1725 годы.

Ну а теперь, мы, конечно, послушаем фрагменты этого цикла. Первый концерт «Весна»

Сонет.

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

А. Вивальди. «Времена года» Концерт № 1 «Весна» (слушание)

Второй концерт – «Лето»

Сонет.

В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет всё в природе,

Томится жаждой всё живое.

Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И тёплым ветром напоён простор.

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

А. Вивальди. «Времена года» Концерт № 2 «Лето» (слушание)

Третий концерт – «Осень»

Сонет.

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И, след найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но в чаще погибает, наконец.

А. Вивальди. «Времена года» Концерт № 3 «Осень» (слушание)

Ну и четвертый концерт – «Зима»

Сонет.

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лёд

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идёт не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит зима нам свои наслажденья

А. Вивальди. «Времена года» Концерт № 4 «Зима» (слушание)



Экспресс – опрос. «Что мы узнали на сегодняшнем уроке?»

1. Что такое программная музыка?

2. Кто такой Вивальди?

3. Что это за цикл «Времена года»? Это отдельное самостоятельное произведение?

4. Что необычного в этом цикле?

4. Итог урока.

Вы сегодня отлично поработали. И напоследок несколько интересных фактов о Вивальди и его музыке.

  • Исследователи обратили внимание на то, что найденные рукописи Вивальди ощутимо отличаются от печатных изданий. Внимательно изучив их, они пришли к выводу, что эти отличия внес сам композитор. Все дело в том, что он сам лично готовил все сочинения к изданию, но никогда не копировал их точно. Переписывая текст для издательства, он вносил в него множество изменений, а вот свой вариант оставлял прежним.

  • Вивальди один раз использовал музыку Allegro первого концерта в одной из своих опер, созданных в 1726 году. Называлась она «Дорилла в долине Темпи».

  • Одним из самых страстных почитателей этой музыки был французский король Людовик XV. Специально для него придворные даже поставили спектакль на музыку «Весны», желая порадовать своего властителя.

  • «Времена года» иногда называют «Четырехактной скрипичной оперой». А все потому, что композитор очень логично и связно выстроил свой цикл, причем, объединил все не только сюжетом и названием, но и сквозным симфоническим развитием.

  • Фрагменты «Времен года» сегодня часто звучат на больших экранах. Так, их можно услышать в сериалах «Анатомия Грей», «Теория большого взрыва», фильмах «Философия будуара маркиза де Сада», «1+1», «По следам Вивальди», «Завтра была война» и мультфильме «Симпсоны».

  • Музыку этих концертов неоднократно использовали для своих постановок хореографы - Ролан Пети, Анжелен Прельжокаж, Джеймс Куделка, Мауро Бигонцетти.

  • Диски с записью этих произведений, сделанной 1989 году Найджелом Кеннеди и английским камерным оркестром, побили все рекорды по продажам – их было куплено более двух миллионов.

  • Стефан Ламбьель победил на чемпионате мира по фигурному катанию 2006 года, выполнив свою произвольную программу под музыку из «Времен года».

  • «Весна» была включена в образцы музыки Windows 3.0.



5. Домашнее задание.

Дополнительно ознакомиться с жизненным и творческим путём и подготовить доклады о биографии Вивальди.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!