СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок «Погода. Типичные признаки погоды»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Погода. Типичные признаки погоды»»

ОБОУ «Школа – интернат №2» г.Курска









Открытый урок

«Погода. Типичные признаки погоды»











Подготовила:

учитель географии

Боброва А.А.











Курск 2018



Погода. Типичные признаки погоды.


Цели урока: сформировать представление о погоде и ее элементах, о разнообразии погодных явлений; способствовать дальнейшему развитию умений наблюдать и описывать погоду своей местности, умений работать с метеорологическим оборудованием, формированию навыков групповой работы; создать положительный эмоциональный комфортный микроклимат на уроке.


Планируемые образовательные результаты:

- Предметные: расширить знания о параметрах, характеризующих состояние атмосферы; сформировать понятия: погода, метеорология, воздушные массы, синоптические карты. Уметь выявлять причинно-следственные связи: погода - воздушные массы. Научить применять знания о погоде, использовать их в новых условиях.


Метапредметные: продолжать обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности. Развивать логическое мышление, речь и внимание. Формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний. Продолжить формирование умения работать с источниками информации.


Личностные: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества.


Тип урока: урок комплексного применения знаний.


Материалы и оборудование: метеостанция Метео КЛ, мультимедийное оборудование, презентация « Погода. Типичные признаки погоды», календари погоды учащихся, калькуляторы, распечатки практических работ; рабочие листы.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент

- Здравствуйте ребята!

– Сегодня мы будем работать под девизом, прочитайте его:

«Скажи мне - и я забуду;

Покажи мне - и я запомню,

Дай возможность действовать самому-

И я научусь».

(Древняя китайская мудрость) (слайд2)

-Как вы понимаете эти слова? Готовы ли вы самостоятельно добывать знания?


2. Актуализация знаний, повторение пройденного.

- На прошлом уроке мы говорили о ветре и его значении. Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в виде игры «Угадай слово». На слайдах написаны высказывания, каждое из которых имеет свою букву. Если выбрать правильные высказывания, то из букв можно сложить фразеологизм.

- Ветер – это перемещение воздуха в вертикальном направлении (К)

- Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении (Д)

- Ветер всегда дует из области ВД в область НД (Е)

- Ветер всегда дует из области НД в область ВД (Н)

-Чем больше разница давления, тем ветер слабее (М)

- Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра (Р)

- В Северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном – влево (Ж)

-Ветер перемещает облака (А)

-Ветер изменяет формы рельефа (Т)

-На высоте ветры постоянные и дуют со скоростью 20-25 м/с (У)

-Существует 12-бальная шкала скорости ветра (Ь)

-Муссон- это ветер, меняющий направление два раза в год (Н)

- Самое ветреное место на Земле в Антарктиде (О)

- Бризы относятся к местным ветрам, меняющим свое направление два раза в год (К)

- Бризы образуются на побережьях водоемов, рек, озер из-за резкого различия температуры суши и воды (С)

- Районы распространения пассатов – тропики (П)

- Флюгер – прибор для определения направления ветра (О)

- Ветры западного переноса распространены в экваториальных широтах (Т)

- В горах господствует ветер под названием «фен» (В)

- Ветер пустынь – самум (Е)

- Самая ясная погода бывает в тропических циклонах (М)

- Шкалу силы ветра предложил адмирал Бофорт (Т)

- По шкале Бофорта ураган – 12 баллов (Р)

- В центре антициклона высокое давление (У)

Ответ: Держать нос по ветру


3.Изучение нового материала - беседа, демонстрация слайдов презентации.

– Сегодня наш урок пройдёт необычно.

Прослушайте фразы и подумайте, о чем пойдет речь на уроке!


«Какой сегодня прекрасный солнечный денёк!»
«…а как там у вас - не холодно?»
«Небо что ли прохудилось? Дождь льёт, как из ведра».
«Как ты думаешь, зонт нужно брать?»
«Так свежо после дождичка, не правда ли?»
«Интересно, когда, наконец, закончится эта гроза?»

Для того чтобы определить тему урока, нам нужно разгадать зашифрованное слово (ученики разгадывают слово и определяют тему и задачи урока совместно с учителем)

46, 25, 32, 43, 23, 21

Гимнастика для глаз


1

2

3

4

5

6

20

А

У

Д

Б

О

З

30

В

Г

И

Е

К

М

40

Р

Н

О

Ю

Л

П

Ответ: Погода

Правильно, сегодняшняя тема урока «Погода. Типичные признаки погоды»

- Практически каждый день в нашей жизни мы слышим это слово – погода. Что же такое погода? Пожалуйста, попытайтесь самостоятельно ответить на этот вопрос и выполнить задание 1 и 2 в рабочих листах.

Погодаэто состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте. (слайд 9)

Основные признаки погоды: температура, облачность, ветер, атмосферное давление. К погодным явления, например относится дождь, молния, град, снег, иней, роса и т.д

Погода изменчива. Сегодняшняя погода может резко отличаться от завтрашней. Но её научились предсказывать. В давние времена её предсказывали по местным признакам: форме дыма из труб, цвету закатного солнца, поведению животных. Сейчас для этого существует целая наука – метеорология. Учёные, занимающиеся предсказанием погоды, называются метеорологи, а станции, на которых они работают – метеорологические станции. Благодаря их работе мы узнаём прогнозы погоды на каждый день, неделю и даже более длительные сроки. Иногда наблюдения за погодой проводят с помощью спутников.


Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных приборов. Установите соответствие между показателями погоды и измерительными приборами.

А. Температура воздуха

1. Осадкомер

Б. Атмосферное давление

2. Флюгер

В. Сила ветра

3. Снегомерная рейка

Г. Влажность воздуха

4. Барометр

Д. Толщина снежного покрова

5. Термометр

.Е. Осадки

6. Гигрометр



Наблюдение за погодой

- А сейчас мы поговорим о погоде за окном в настоящее время (работа с метеостанцией Метео КЛ)

число

облачность

направление ветра

Осадки

атмосферное давление

температура воздуха







- Какая сегодня погода (делают выводы)

Физминутка:

Ветер веет над полями,

И качается трава.

(Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

(Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм,

(Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём.

(Дети садятся.)

Практическая работа «Описание погоды своей местности»

- А сейчас мы с вами выполним практическую работу, на данную тему. Каждый из вас в течение определенного времени вел календарь погоды. Для выполнения практической работы вам понадобится ваш календарь. Работаем в рабочих листах.

Практическая работа

«Описание погоды своей местности».

Цель работы:

Возьмите календарь погоды, который вы вели. Пользуясь данными этого календаря, составьте описание погоды за данный промежуток времени. В описании отметьте:

1.Количество ясных …….. и пасмурных………. дней.

2.Количество дней с осадками…….. и без осадков………; какие виды осадков преобладали……………………..

3.Количество дней с температурой выше 0 градусов………., ниже 0 градусов……….

4.Среднюю температуру за данный промежуток времени (для этого сложите показатели температуры за каждый день и полученную сумму разделите на количество наблюдаемых дней)……………..

5.День с самой высокой температурой -…………., день с самой низкой температурой -…………………


Выводы к практической работе учащиеся делают вместе с учителем.



Причины изменения погоды.

  1. Изменение температуры воздуха

  2. Перемещение воздушных масс

Например, при повышении температуры увеличивается влажность воздуха и уменьшается атмосферное давление.

Другая причина изменения погоды перемещение воздушных масс с одной территории на другую. Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный водяным паром.

Выполняем задания 3,4,5 в рабочих листах.

Предсказание погоды. В большинстве странах мира существуют специальные службы погоды. Они занимаются предсказанием погоды, т.е. прогнозированием. На метеорологических станциях снимают сведения о температуре, влажности, ветре, направлении и скорости ветра. Потом эти данные передают в метеорологические центры. Там полученные данные особыми знаками наносят на карты. Эти карты называются синоптическими.

Просмотр видео «Работа метеостанции. Запуск метеозонда».

Погоду также можно предсказывать по поведению животных и растений. Вам было дано задание найти как животные и растения предсказывают погоду. (сообщения учащихся)

Например: ласточки, одуванчики, воробьи, пчелы и т. д.

4. Домашнее задание: § 30

5.Закрепление:

- Прокомментируйте слова американского писателя Марка Твена: «Если вам не нравится погода, то подождите немного!»



6. Рефлексия


- Если вам понравился урок, поднимите веселый смайлик, а если нет – грустный.

























Рабочий лист к уроку по теме ПОГОДА.

Задание №1.

Найдите в тексте параграфа существенные признаки понятия

"погода"


Задание №2.

Укажите элементы погоды и явления погоды (температура, влажность, облака, атмосферное давление, дождь, гроза, ветер).

Элементы погоды

Явления погоды


Задание №3.

Закончите предложения

Подвижные части тропосферы, отличающиеся друг от друга
своими свойствами называют………………………………………….


Задание №4.

Укажите причину изменения погоды, завершив логическую цепочку

Неравномерное нагревание Земной Изменение

поверхности погоды

Солнцем……………………………………………………………………


Задание №5.

Составьте описание воздушных масс, вписав на пропущенные места одно (много, мало, потепление, похолодание).

Воздушные массы приходящие с Атлантического океана содержат .

водных паров пыли, зимой приносят

летом


Задание №6.

Закончите предложение.

Наука, изучающая состояние атмосферы и изменения погоды
называется








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!