СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Гидросфера. Вода на Земле"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению у презентации большой размер. Может потом постараюсь уменьшить и загрузить.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Гидросфера. Вода на Земле"»

Конспект открытого урока географии

по теме: «Гидросфера. Вода на Земле».

1.Ф.И.О.: Третьяков Владимир Евгеньевич

2.Место работы: МОУ "Кривецкая основная общеобразовательная школа"

3.Должность:учитель географии

4.Предмет: география

5.Класс: 6 класс

6.Тема урока: «Гидросфера. Вода на Земле».

7.Базовый учебник: «География. Начальный курс» 6 класс. Под общей  редакцией Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой Москва Издательский центр «Дрофа» 2013.

8 Дидактическая цель урока: продолжить формирование понятий о взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений.

Задачи:

- обучающие: создать условия для развития самостоятельности мышления учащихся при организации деятельности в парах по изучению водной оболочки Земли – гидросферы.

- развивающие: способствовать развитию умений выделять главное, существенное в учебном материале; обеспечить развитие у школьников переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию умений описывать Мировой круговорот воды – как природное явление;

- воспитательные: способствовать положительной мотивации учебной деятельности; содействовать формированию коммуникативных навыков при работе в  группах; способствовать формированию экологического мышления у учащихся.

9 Планируемые результаты:

Личностные:

самоопределение – система заданий, ориентирующая учащихся определить, какие знания по заданной теме известны, а какие нет. Формирование основ экологической культуры. Осознание взаимосвязи явлений и процессов в Мировом круговороте воды в природе.



Предметные:

  • знать значение воды в природе;

  • знать состав гидросферы;

  • умение называть и показывать по карте части гидросферы (океаны, внутренние воды);

  • знать три состояния воды;

  • умение приводить примеры перехода воды из одного состояния в другое;

  • определить условия перехода воды из одного состояния в другое;

  • объяснять процесс Мирового круговорота воды и его роль в природе;

  • определить влияние человека на процесс круговорота воды в природе.

Межпредметные:

1)Личностные: экологическая ориентация – работа с текстом, в котором обсуждаются экологические проблемы, связанные с водой.

2)Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в учебнике, картах атласа; работа со схемами; работа с текстом: поиск нужной информации в тексте; постройка логической цепи рассуждений (Мировой круговорот воды в природе).

3)Регулятивные: направлены на формирование контрольно – оценочной деятельности: планировать свою деятельность (в начале урока), оценивать результаты своей деятельности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

4)Коммуникативные: умение объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать свой ответ; умение организовывать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).

10.Тип урока: урок открытия новых знаний.

11.Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, физическая карта полушарий, предметы для опытов.

12.Образовательные ресурсы: учебник по географии 6 класс, атлас.



Ход урока:

  1. Процессуально – содержательный этап:

I. Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга, взаимосвязанных, взаимопроникающих геосфер или земных оболочек.

Вспомним оболочки Земли! (вопрос к классу)

Оболочки Земли



Литосфера Гидросфера Атмосфера Биосфера



(слайд)1

Учитель:- Какую из них мы изучили на предыдущих занятиях? (литосфера)

Сегодня будем изучать другую оболочку Земли. А какую, нам поможет ребус (слайд)2

Учитель: Правильно. (Слайд) 3 Гидросфера.

Что такое гидросфера?

ДЕТИ: гидросфера – это водная оболочка Земли.

Скажите, можем ли мы за один урок познакомиться с этой оболочкой Земли? Почему?

Да, за один урок нам не справиться, поэтому на этот раздел мы отведем несколько уроков, а что же мы будем изучать сегодня, узнаем с помощью загадок.

  • На дворе горой, а в избе водой (снег) (слайд)4

  • Рассыпался горох на семьдесят дорог
    Никто его не подбирает: ни царь, ни царица,
    Ни красна девица. (град) (слайд)5

  • Сквозь густую пелену
    Ничего я не пойму.
    Дом, деревья, водоем
    Серый гость накрыл плащом. (туман) (слайд)6

  • Я вода, да по воде и плаваю. (льдина) (слайд)7

  • Кто сильнее всех на свете, что в руках не удержать?

Что в решете не унесешь? Что в гору не выкатишь? (вода) (слайд)8

(слайд все картинки на одном слайд)9



Учитель: О каком веществе шла речь в загадках?

Правильно. О воде. О воде на какой планете?

Учитель: Таким образом, значит тема нашего урока:

Дети:«Вода на Земле».(Слайд)10

Запишите в тетрадь.

Учитель: Давайте попробуем определить задачи на урок, то есть, что вы должны вспомнить и узнать нового.(Ответы детей)

(Слайд 11)

1.Вода- самое распространенное вещество на Земле.

Мы вспомним, что такое вода?, Откуда взялась вода не Земле?

2.Состав гидросферы.

Рассмотрим состав гидросферы

3.Значение воды.

Определим значение воды

4Свойства воды.

Вспомним о свойствах воды

5.Состояние воды в гидросфере.

Вспомним о состоянии воды в гидросфере.

6.Мировой круговорот воды в природе.

Ну и рассмотрим мировой круговорот воды в природе.

  1. Вода-самое распространенное вещество на Земле.

(слайд 12)

Посмотрите на нашу планету Земля из космоса. Земля- царство жидкой воды. Нигде на ближайших планетах нет такого количества воды

(слайд 13)

На Венере воды очень мало и она находится в газообразном состоянии.


(слайд 14)

На Марсе есть вода, но вся вода это лед.

Сколько по площади поверхности занимает вода? А сколько суша?

(слайд 15)

71 % всей поверхности нашей планеты покрыто водой и только 29% это суша.

Мы уже много говорим о воде, но до сих пор не дали ей определения.


Что такое вода?

(слайд 16)

Вода это смесь газов

Давайте вспомним географию 5 класса, как выглядит формула воды?

В 1805г. немецкий естествоиспытатель А. Гумбольт (запомните это имя, оно еще не раз вам встретится в географии)разложил воду и получил 2 объема водорода и 1объем кислорода. Так была получена классическая формула воды Н2О.


Как вы думаете, откуда появилась вода на Земле?

( учащиеся высказывают свои предположения относительно появления воды на Земле)

(Слайд 17-видео)

Происхождение воды на Земле столь же неясно, как и происхождение самой нашей планеты. Есть несколько гипотез того, откуда взялась вода:

1 гипотеза: В результате выделения из мантии во время вулканических про­цессов. Ученые подсчитали, какое количество воды могли выбросить при извержениях все вулканы за время существования нашей планеты. Оказалось, что этой воды как раз хватило бы, чтобы заполнить все океаны.

2 гипотеза: Расчеты показывают, что ежегодно почти полторы тонны такой «космической» воды рождается в стратосфере. На большой высоте при низкой температуре вода конденсируется на частицах космической пыли, образуя таинственные серебристые облака. И ученые подсчитали, что за всю историю земли, как раз хватило бы, чтобы родились все океаны нашей планеты. Окончательного ответа на этот вопрос дать не могут.


  1. Состав Гидросферы.

Учитель: А из чего же состоит гидросфера?

(слайд 18)

Попробуйте самостоятельно, используя «Физическую карту полушарий» в атласе и текст учебника (стр. 71) предпоследний абзац, определить части гидросферы и заполнить схему. Работать будете в парах. Возьмите на столе карточку под номером - 1. Переверните её: там схема с открытыми окошками, к ним прилагается конверт с понятиями. В течение 2 – 3 минут закрыть схему предложенными понятиями.

Работа детей.

Учитель:

Какие части гидросферы выделили?

(слайды 19, 20, 21)

Что входит в Мировой океан?

(Слайд 22)

(показ океанов в порядке возрастания площади по настенной «Физической карте полушарий»)

Не так давно мы узнали о Южном океане. Сейчас поподробней о нем расскажет Пилоян Эдуард.

Доклад о Южном океане

Что входит в «воды суши»?

Что относим к воде в атмосфере?



Состав Гидросферы


Мировой океан

Воды суши

Вода в атмосфере

Тихий океан

Реки

Водяной пар

Атлантический океан

Озера

Кристаллики льда

Индийский океан

Ледники

Капельки воды

Северный Ледовитый океан

Грунтовые воды


Южный океан

болота




Учитель: Давайте проверим, что получилось.(Заслушать одного из ребят)

(слайд)23

Воды на Земле 1.5миллирарда кубических километров





Распределение воды в гидросфере. (слайд)24

III. Значение воды

Учитель: (слайд)25

Был такой французский военный летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери (произведения которого вы будете изучаете на литературе) который говорил так о воде. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь!.Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете» А вы согласны с этим высказыванием? Почему?

Такая же тягучая, бесконечная... Такая же быстротечная и вкусная. . Такая же пресная и холодная!... А еще шумная, с гулким плеском... или тихая- как под тенистым кустом у реки.. . 

Кому нужна вода? Для чего нужна вода?

Задание: Как вы думаете, почему люди ещё в древности придавали столь большое значение воде? Приведите примеры о роли и значении воды в природе и жизни человека. Примерные ответы учащихся.

(слайд -видео)26

Итак: (слайд)27

Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни человек, они умрут от жажды.

На реках строят гидроэлектростанции, вода вырабатывает электрический ток.

По воде ходят суда, вода используется как транспортный путь.

Вода используется в промышленности, сельском хозяйстве.

С давних времён вода служила для защиты от врагов. Люди нередко селились не на суше, а на воде: вбивали сваи в дно реки, озера. Такой дом был надёжно защищён от зверей и врагов.

Некоторые живые организмы, например медузы, состоят из воды на 99%, а человек состоит из воды на 2/3. Человек умрёт, если потеряет 12% влаги своего организма.

На берегу морей, рек человек отдыхает, на воду человек может смотреть бесконечно долго.

Вода разрушает горные породы, влияет на климат.

Вывод делает учитель: Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить воду

(слайд)28

Признавая особое значение воды в жизни человечества , Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День воды 22 марта - Всемирный день воды (Всемирный день охраны водных ресурсов).



Учитель:

IV.Свойства воды

, Какие сведения о воде Вам уже известны?

Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды. (На партах стакан с водой.) Опыты с водой.



Посмотрите внимательно на воду. Какая она? Опустим ложку в стакан, она будет видна? (Прозрачная) , (жидкая.)
Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим кусочек сахара в стакан, размешаем,что происходит? (Сахар растворяется). Если переливать воду в другой стакан – она течёт. Если нагреть воду объем её увеличится, а если охладить, то объем уменьшится. Значит при нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается. На других уроках по гидросфере мы узнаем о других свойствах воды. О солености, плотности и температуре воды. Подведём итог: вода какая?

(слайд)29

Закрепляем, читаем вместе(1Прозрачная, бесцветная , без запаха, растворяет многие вещества, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении.

Но это не все свойства воды. У воды очень много различных свойств.

слайд)30

Вода – как универсальный растворитель: в ней, хотя бы в малой степени, способен раствориться любой из химических элементов.

Вода – удивительный и мощный фильтр атмосферы (воздушной оболочки Земли). Капли дождей захватывают пыль и ядовитые газы, выбрасываемые в атмосферу.

Рассмотрим еще одно из свойств, которое вы будете изучать на уроках физики в старших классах (опыт с поверхностным натяжением воды)

Поверхностное натяжение воды удерживает скрепки на поверхности воды.

Но если капнуть моющим средством, то поверхностное натяжение воды пропадет. А теперь задумайтесь, сколько химических моющих средств попадает вместе с канализационными водами в водоемы. А ведь многие живые существа используют это свойство воды. Например водомерки. (слайд)31



V.Состояние воды

Загадка: Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
Я летаю, я бегу и стеклянной быть могу.

Что это? (- вода)

В этой загадке скрываются три состояния воды, – какие?

- жидкое

- газообразное

- твёрдое

(слайд)32

Учитель: Что необходимо, что бы вода из одного состояния перешла в другое . Что необходимо сделать с водой, что бы из жидкого, она превратилась в газообразное вещество -в пар? А из жидкого в твердое?

(слайд) 33

Учитель:

- Ребята, а может ли пар сразу превратится в лед? Какие явления с этим связаны.

- Конечно ребята, такое возможно. При быстром падении температуры воздуха. Пар не успевает превратиться в воду и превращается сразу в лед. В таком случае на ветках деревьев образуется иней, (слайд )34 а окна домов и автомобилей раскрашиваются причудливым узором. (слайд)35

Посмотрите как горячая вода моментально превращается в пар, а затем пар в маленькие ледяные кристаллики

(слайд) 36.(видео как пар превращается в лед)

Минутка отдыха


Физкультминутка

Вышли из-за парт.

1.Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.

2 А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.

3Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.

А потом на пояс сводим.

Повороты вправо-влево,
Плавно производим.

Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.

Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.


Учитель. Все, закончили разминку.

Сели прямо, держим спинку.

Чтобы уложиться в срок,

Мы продолжим наш урок.


VI. Мировой круговорот воды в природе.

Хочу сконцентрировать ваше внимание на составе гидросферы: воды Мирового океана, вода в атмосфере, воды суши. Послушаем стихотворение.

Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Что бы тут же в путь пустится длинный
По широтам и меридианом,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады
С.Щипачев.

Учитель: Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. Человечество ежедневно потребляет 14 триллионов литров воды. Еще больше нужно воды для поддержания жизни растений и животных. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Что же за процесс сделал запасы пресных вод на земле неиссякаемыми? Откуда она постоянно берется???

(Мировой круговорот воды в природе)

У вас на партах лежит карточка №2 Переверните её и попробуйте самостоятельно составить схему «Мирового круговорота воды», для этого работаете в парах, с карточкой. Укажите стрелками, в каком направлении идут процессы в Мировом круговороте воды. На выполнение работы 1 минута.

(слайд) 37

Под действием солнечного тепла, что происходит с водой? Она испаряется с поверхности океана и поступает в атмосферу. Что происходит в атмосфере? Водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды, т. е. конденсируется. Капельки воды и кристаллики льда образуют что? (облака). Что дальше? Облака, образующиеся над океаном, воздушными потоками переносится на сушу. Что происходит потом? Из облаков выпадает дождь, снег. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод. А другая часть? (стекает в реки и другие водоёмы). Затем всё это возвращается куда? (в Мировой океан). С поверхности океана вода вновь испаряется и процесс продолжается.

Учитель: откройте учебники на стр. 73 рис. 48. Рассмотрите его внимательно, что вы мне не сказали? (существует 2 круговорота воды в природе: малый и большой)

Учитель:чем они отличаются друг от друга?

(Слайд)38

Итак, ещё раз как называется процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан? (Мировой круговорот воды)

Интересно, что с поверхности Мирового океана и суши за год испаряется 520.000 км3 воды, которая затем превращается в такое же количество дождя, снега и льда.

Благодаря круговороту воды в природе между литосферой и океаном происходят многократные сложные взаимодействия , назовем некоторые из них.

  • Во-первых, происходит перенос влаги на сушу и обратный сток ее с суши в океан.

  • Во-вторых, происходит перенос тепла . Ведь океан занимает более 2\3 земной поверхности и большая часть солнечного тепла поступает на Землю, идет на нагревание океанских вод.

Частицы воздуха нагреваясь от теплой поверхности океана, поднимаются вверх, унося с собой, кроме водяного пара и тепло , которое потом отдают атмосфере.

  • В-третьих, происходит обмен минеральными веществами . Вы знаете , что реки , дождевые и талые воды, размывая горные породы и растворяя горные породы, соли, несут в океан миллионы тонн наносов в виде глины, песка в океан и другие вещества.

Там из них образуются толщи осадочных пород . В результате горообразовательных процессов, эти толщи становятся частью литосферы и снова начинается их размыв и снос в океан.

И так Мировой круговорот воды связывает части гидросферы, литосферы, атмосферы и живые организмы.


А теперь давайте представим, чтобы произошло, если бы круговорот воды исчез? (ответы детей)

Земной шар превратился бы в безжизненную пустыню!!!

Учитель: Есть ли на Земле такое место, где вообще нет воды?

Дети: Нет, такого места нет!!!

Учитель: А существует ли такое живое существо, которое не содержит воды?

Вода повсюду. Она входит в состав любого живого организма.

(Слайд)39-42

(Слайд 43

Мы на уроке физкультуры определяли ваш вес, который записали в дневники, давайте узнаем сколько в каждом из вас содержится воды.

Практическая работа: «Подсчет содержания воды в организме школьников по формуле mводы=mтела x 0.65

Вот видите сколько воды в вас содержится!

Давайте вернемся к нашим задачам на урок. Все ли мы успели, все ли задачи выполнили?

(Слайд)44

Подведение итогов

Тест

Задание: установите соответствие

1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

2. Замерзание Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

4. Таяние Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое. 

Проверка:

Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г.

(Слайд)45

Релаксация. Игра «вода не вода»



Основные вопросы мы рассмотрели и у нас есть возможность расслабиться немного.

Правая рука – если называю слово, означающее воду в различных её проявлениях, например, океан.

Левая рука – если предмет (или явление) связаны с водой, но сами водой не являются, например, полотенце.

Хлопаете в ладоши – если не связаны с водой.

Лужа, снег, река, водопад, волна, роса, ручей,

радуга, корабль, водопровод, рыба, катер, спасательный круг, утка, зонт,

ветер, камень, дверь, шапочка, тумбочка, линейка.

Выставление оценок

Задание на дом. Параграф 19 (Слайд)46

Подумайте дома над вопросом. Оказывает ли влияние человек на круговорот воды в природе и если оказывает то какое

. Составить рассказ о капельке. ?

Если останется время Просмотр видеофильма «У воды есть память»









Карточка № 1 «Состав гидросферы»





Состав гидросферы

















































Карточка № 2 «Круговорот воды в природе»







Стрелочками укажите в каком направлении движется вода в круговороте.





19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!