ミ 02COðe C 3
L4apbCamaHミ MaTbミCbIH
TPI'IPteBVIL4bl BMope
PO美AeエミeCbIHa
14apqCamaHa
コでeBpa丘eエミ9 スエ939「BミAO工a
14apbCamaH BcpeqaeTcqC
CeMbeL4 コpeKpaCHOÿ1
14apeBH0i
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель урока: продолжить работу над произведением АС. Пушкина «Сказка о царе Салтане.. .», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Формирование УУД:
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Тип урока: обобщение
Оборудование урока:- портрет АС. Пушкина;
- выставка книг А.С. Пушкина.
Ход урока
Эпиграф к троку
” Что за прелесть эти сказки!
Ка,усДая есть поэма
А. С. ПУШКИН
1. Мотивация к учебной деятельности
Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим...) - Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность...) 2 . Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.
Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения?
Вопросы викторины:
Где и когда родился АС. Пушкин?
Как звали мать поэта? Отца?
На каком языке говорили в семье Пушкина?
Кто занимался воспитанием маленького Александра?
От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:
И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о поДвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва Дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы.
Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки. - Сколько всего сказок написал Пушкин?
З . Постановка учебной задачи и темы урока.
Ребята, из какой сказки эта иллюстрация? (Слайд № 1) - Кто написал эту сказку?
Кто знает полное название сказки ?( Слайд № 2)
Сегодня мы продолжим работу по этой сказке
4.Работа по теме урока. Работа над сказкой
(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)
5. Составление картинного плана первой части сказки
На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?
Выбор невесты.
Обман царя.
З) Чудесное спасение.
Встреча с лебедью.
Корабельщики на острове.
6. Выборочное чтение
Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».
(Дети читают до слов «В те поры война была...».)
С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была...» То есть начинается с обещаний.)
Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут...
Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле...
Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам...)
Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)
Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)
7. Физкультминутка
Изобразите волны, набегающие на берег.
Летящую царевну ЛебеДь
ГвиДона, натягивающего лук.
Танцующую белку, поющую песенки.
Богатырей, выходящих из моря
8. Закрепление изученного
Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»
Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «И нарекся: князь ГвиДон...».)
Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/ВиДят холм в широком поле, /Море синее кругом...)
О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)
Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он Делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)
А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)
Зыбей — зыбь — легкая волна. Клёв — клюв.
Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».
Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она поДарила ему целый город, где он стал князем.) Град - город.
Колымага — большая старинная телега.
Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди. Венец — драгоценный головной убор.
Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с Достоинством.)
Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увиДеть отца.)
10.Работа над жанровыми особенностями произведения.
11. Рефлексия.Подведение итогов урока ( Слайд № 5) - Какая работа для вас была самая интересная?
-Какое задание оказалось самым трудным?
Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.
Отзыв на открытый урок литературного чтения в З «Б» классе на тему «Сказка о царе
Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (3.02.2020г)
Провела Абдуллаева СИ.
Т ема и цель занятия четко сформулированы в начале урока, были отмечены в течении всего урока. Учитель использовал различные методы работы что позволило всем ребятам принимать активное участие в беседе, анализе эпизодов, выразительном чтении текста. Содержание урока насыщенно , доступно. Учащиеся с интересом выполняли задания. Изложение учебного материала было быстро усвоено. Были созданы условия для актуализации знаний. Применение здоровьесберегающей технологии позволило сделать урок результативным. На уроке применялись различные формы работы: фронтальная, групповая. Занятие способствовало формированию ключевых компетенций: расширению знаний по устному творчеству, мышление, самостоятельность и ответственность.
Учитель русского языка и литературы Эфендиева Р.И.
МО начальных классов Исаева М.И.
Отзыв на открытый урок литературного чтения в З «Б» классе на тему «Сказка о царе
Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (3.02.2020г)
Провела Абдуллаева СМ.
Тема и цель занятия четко сформулированы в начале урока, были отмечены в течении всего урока. Учитель использовал различные методы работы что позволило всем ребятам принимать активное участие в беседе, анализе эпизодов, выразительном чтении текста. Содержание урока насыщенно доступно. Учащиеся с интересом выполняли задания. Изложение учебного материала было быстро усвоено. Были созданы условия для актуализации знаний. Применение здоровьесберегающей технологии позволило сделать урок результативным. На уроке применялись различные формы работы: фронтальная, групповая. Занятие способствовало формированию ключевых компетенций: расширению знаний по устному творчеству, мышление, самостоятельность и ответственность.
У читель русского языка и литературы Эфендиева Р.И.
МО начальных классов Исаева М.И.