Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний. Изучение нового материала | Организует целеполагание и мотивацию в процессе актуализации знаний. Проводит фронтальную беседу, обращаясь к опыту учащихся: – Вспомните, с какими измерительными приборами вы встречались? Что общего у всех этих приборов? Как прочитать показания прибора? А если стрелки нет? | Отвечают: – термометр; спидометр; часы; весы; линейка; – есть деления; делениям соответствуют числа. Посмотреть, что показывает стрелка. ??? |
Осуществляет постановку первичной учебной задачи с целью установления связей между возникшей ситуацией и имеющимися у обучаемых знаниями. – А как наносят деления? Вспомните, каким образом нанесены эти деления на термометре? Ставит новую учебную задачу для определения источника информации, с которым учащиеся будут работать. – А как нанесены штрихи на других приборах? Существуют ли какие-то общие приемы? Сформулируйте цели занятия. – К какому источнику информации можно обратиться для того, чтобы преодолеть возникшее затруднение? Организует операционально-познавательную работу на уроке с целью разрешения проблемной ситуации об устройстве шкал. – Сравните известные вам действия с теми, что предложены в учебнике математики. Найдите в тексте учебника соответствующее описание. Учитель с помощью учащихся дает комментарий по поводу полноты и законченности каждого предложенного фрагмента | ??? – На уроках окружающего мира мы изучали устройство термометра. 00 – температура замерзания воды; 1000 – температура ее кипения; а дальше расстояние от 0 до 100 расчертить на 100 одинаковых делений. ??? Узнать, как нанести штрихи на приборах. Об этом можно узнать из учебника, а можно из Википедии. Читают текст учебника. Предлагают для обсуждения свои гипотезы – отрывки текста, которые наилучшим, по их мнению, образом соответствуют поставленной задаче |
Осмысление уровня усвоения новой учебной информации в структурированном виде. – А теперь прочитайте еще раз текст учебника по разработанному вами плану. Проверьте, верна ли предложенная в плане последовательность построения шкалы. Диагностика понимания объяснительного текста учебника. Проверьте себя. Выполните тест по теме «Шкалы» Обучающий тест по теме «Шкалы» Отметьте верные утверждения знаком «+» ; неверные «–». Шкалы нужны а) для чтения показаний измерительных приборов; б) выполнения измерений; в) выполнения измерений и для чтения показаний измерительных приборов. 2. Алгоритм построения шкалы: а) отметить точку начала отсчета; б) определить направление отсчета; в) указать единичный отрезок. 3. Основные типы задач по теме «Шкалы», представленные в объяснительной части текста учебника математики: а) задачи на чтение показаний измерительных приборов; б) задачи на построение шкалы; в) задачи на определение координат точки на шкале; г) задачи на определение цены деления шкалы. 4. Все типы задач из пункта 3 представлены в учебнике математики на с. 23. Организует подведение итогов тестовой работы (можно с помощью интерактивной доски). – Какие пункты теста вы отметили знаком +? – Сколько неверных утверждений в данной работе? – Достигли ли мы первоначальной цели нашей работы? | Читают еще раз текст учебника и выполняют задания |
Выполняют тест Выполняют проверку результатов теста, адекватности самооценки, контроль целереализации. – Все. – Их здесь нет. – Да, мы изучили, как построить шкалы; – на определение цены деления шкалы (108; 110); – на определение координат точки на шкале (108; 110); – на построение шкалы № 111 |
Организует решение задач в соответствии с классификацией: – Проанализируйте текст задачи 109. 1. Что требуется определить? 2. Что известно? 3. Достаточно ли данных для ответа на вопрос? Дайте ответ на поставленные вопросы. – Чем похожи задачи 108 и 109? В чем их отличия? – Какие дополнительные действия по сравнению с задачей 109 надо выполнить, чтобы ответить на вопросы? | 1. Требуется узнать, на сколько градусов изменится температура воздуха за ночь. 2. Известно, что каждое деление составляет 2 0С. 3. Данных достаточно, поэтому, чтобы ответить на вопрос задачи, надо 20 умножить на количество делений и прочитать в учебнике, опустился или поднялся столбик термометра. (Ответы: а) температура повысилась на 60; б) температура понизилась на 80; в) температура понизилась на 120; г) температура повысилась на 100.) Сходство: обе задачи о показаниях термометра. Различия: а) в № 109 известно, что одно деление – 20 С, а в № 108 надо по рисунку понять, сколько градусов составляет 1 деление; б) в № 109 одно требование, а в № 108 – 2, сначала надо ответить, сколько градусов показывает термометр, а потом – сколько будет показывать. Ответы: а) 350, будет 320; б) 150, будет 210; в) 200, будет 140; г) 230, будет 250. Сходство: обе задачи о показаниях термометра. Различия: а) в № 109 известно, что одно деление – 2 0С, а в № 108 надо по рисунку понять, сколько градусов составляет 1 деление. б) в № 109 одно требование, а в № 108 – 2, сначала надо ответить, сколько градусов показывает термометр, а потом – сколько будет показывать. Ответы: а) 350, будет 320; б) 150, будет 210; в) 200, будет 140; г) 230, будет 250 |
– Составьте вопросы, отвечая на которые можно решить задачу № 110 | Сколько делений между числами 10 и 30 на рис. 25? (20) Сколько единиц соответствует одному делению? (1) Сколько единиц составляет каждое длинное деление? (5) Каковы координаты точек на рисунке? [C(15), A(20), B(25), D(28)] |
Закрепле- ние нового материала | - Вспомните, о каких типах задач мы говорили в начале занятия? – Какой из этих типов не решили? Найдите среди упражнений в тексте учебника такую задачу. Составьте план ее решения | а) Задачи на чтение показаний измерительных приборов; б) задачи на построение шкалы; в) задачи на определение координат точки на шкале; г) задачи на определение цены деления шкалы. На построение шкалы № 111 1. Определить цену одного деления (2, потому что длина отрезка 24, а делений 12). 2. Начертить шкалу. 3. Чтобы поставить число 6, надо от нуля отложить 3 деления; 7– 3 целых деления и еще половинка; 10 – 5 делений; 11 – 5 с половиной делений. № 137 – на построение шкалы; № 143 – на чтение показаний на шкале. Нет задач на определение координат точки и определение цены деления |
| – Откройте с. 26 и проанализируйте упражнения для домашней работы. Какие типы задач представлены? Какие отсутствуют? Дома: 1) выполните № 137, 143, укажите тип этих задач; 2) в разделе «Повторение» на с. 124 и 161 найдите задачу по изученной теме и решите ее; 3) письменно ответьте на вопросы: а) Все ли изученные типы задач по теме «Шкалы» представлены в домашней работе? б) Всегда ли на приборах шкала начинается с нуля? |