СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Кто они маленькие люди Достоевского Ф.М.?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек есть тайна. Её  надо разгадать, и ежели  будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь тайной, ибо хочу быть человеком.

Достоевский Ф.М. Письмо к брату. 1839 г.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Кто они маленькие люди Достоевского Ф.М.?"»




ОБОУ «Лицей-интернат №1»г. Курска










Урок литературы в 10 Б классе

на тему:

Кто они, «маленькие люди» Достоевского?



Выполнил

учитель русского языка

и литературы

Сивцева Г.Г.





















Цели урока:


Формировать социальную компетентность: определять свои жизненные приоритеты, выстраивать иерархию ценностей;

Формировать коммуникативную компетентность: помочь обучающимся вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;

Формировать информационную компетентность: развивать умение работать с различными источниками информации для подготовки к уроку;



Оборудование урока:

Репродукция портрета Достоевского.Ф.М. кисти Перова В.Г.; иллюстрация картины «Сельский Крёстный ход на Пасху» Перова В.Г. иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», фотография Стивена Хокинга, Григория Великанова, видеоклип «Мальчик читает «Балладу о маленьком человеке Роберта Рождественского», презентация, карточки с заданиями

























Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь тайной, ибо хочу быть человеком.

Достоевский Ф.М. Письмо к брату. 1839 г.



I. Постановка проблемного вопроса.

Обращение к фотографии Стивена Хокинга

-Кто изображён на фотографии? Что вы знаете об этом человеке?


Анализ текста:

Стивен Хокинг был известен не только как физик-теоретик, но и как отличный популяризатор науки, способный доступным языком без всяких формул объяснить обычным людям сложные научные истины. Как говорил сам учёный, он продал большое количество книг про физику. Иногда слог Хокинга получался ярким и метафоричным.

«Представьте себя рыбкой, живущей в аквариуме с выпуклыми стенками, рассуждал он на страницах одной из своих книг.- Что бы вы знали о нашем мире, если бы всю жизнь смотрели на него в искажении от стекол и не имели возможности выбраться? Невозможно познать истинную природу реальности: мы считаем, что чётко представляем себе окружающий мир, но, говоря метафорически, обречены всю жизнь провести в аквариуме, так как возможности тела не дают нам выбраться из него.»

-Как вы понимаете слова Хокинга?

(Мы не всегда видим правильно то, что перед глазами, предметы можно рассматривать с разных сторон, правильное представление о том или ином явлении нам может дать только несколько разных точек зрения на один и тот же предмет.)

II. Пример неправильного толкования. Обращение к иллюстрация картины «Сельский Крёстный ход на Пасху» Перова В.Г.

-Что мы видим на этой картине?

(Картина Василия Перова «Сельский крёстный ход на Пасхе», написанная в 1861 году, стала одной из самых резонансных в творчестве художника. Одни критики хвалили холст за «правду о подлинных нравах на селе», другие возмущались тем, что Перов зарабатывает славу на выпячивании мерзостей русской жизни. На самом деле ни те, ни другие не правы. С одной стороны на полотне происходит отвратительная сцена: пьяный священник еле стоит на ногах, рядом с ним валяются нетрезвые мужики. Да и крёстный ход выглядит странно: старик держит икону перевёрнутой.)

-О чём хотел рассказать зрителю В.Г.Перов?

( Однако реалии происходят не в Светлое Христово Воскресенье. А на Антипасху- в седьмой день Светлой седмицы. В Российской империи зарплату священникам не платили, их содержала крестьянская община. После встречи Пасхи священники целую неделю ходили по избам, поздравляли народ, исполняя торжественные церковные песнопения. За это полагалось угощать Божьих слуг, одаривая деньгами или съестным. Не всем крестьянам это нравилось- да и припасов в хозяйстве после зимы оставалось немного. Чтобы отделаться от батюшек, их старались не кормить, а поить водкой и поскорее выпроваживать на улицу. Отказаться от чарки было нельзя, иначе хозяин мог обидеться. К концу Пасхальной недели редкий сельский батюшка держался не ногах. Именно этот непростой момент жизни русского священства и запечатлел Перов.)

III. Переход к тематике урока.

Вступительное слово:

-Герои Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. Они страдают так мучительно, что читать об этом больно. Достоевский - жестокий художник, ибо он обнажает такую страшную правду, которую трудно вынести. Но зачем он это делает?

(Обращение к эпиграфу)

- Сегодня на уроке мы попытаемся узнать, какие тайны стремился разгадать писатель.

Посмотрите на портрет Достоевского кисти Перова В.Г., написанный в1872г.

Незрячие глаза, ушедшие в себя, в свои думы. Жёстко, до боли сцеплены тонкие пальцы. Вздуты вены. Хилый и могущественный, сдержанный и вспыльчивый, сотканный из противоречий.

Перов писал отражённую душу человека. Портрет Достоевского не просто шедевр, это один из лучших и глубочайших портретов Человека во всём мировом искусстве. Такие же удивительные по глубине портреты создаёт писатель в романе «Преступление и наказание».

Обращение к эпиграфу урока:


Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь тайной, ибо хочу быть человеком.


Достоевский Ф.М. Письмо к брату. 1839 г V. Знакомство с тайнами Достоевского.

-По данному отрывку определите основную проблематику романа.

Чтение отрывка из романа (часть1-я, глава 3)

-Позволь, я тебе серьёзный вопрос задать хочу, - загорячился студент. -Я сейчас, конечно пошутил. Но смотри: с одной стороны. Глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная, и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама по себе умрёт. Понимаешь? Понимаешь?

-Ну, понимаю, - отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

-Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить на старухины деньги, обречённые в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, семейств, спасённых от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц,- и всё это на старухины деньги. Убей её и возьми деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь- тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен- да ведь это же арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть не отрезали!

-Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

-Ну!

-Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи мне: убьёшь ты сам старуху или нет?

-Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут и дело…

1.Кто был невольным свидетелем этого разговора?

2.Кто из героев «Преступления и наказания» говорил: «Это человек-то вошь»?

3.На сколько разрядов Раскольников делил людей?

4.На кого из исторических личностей «оглядывался «Раскольников, выстраивая свою жёсткую философию?

5.Почему Раскольников решился на преступление?

VI.Обращение к теме урока.

-Объясните термин «маленький человек»:

(Маленький- небольшой, невысокий, незначительный, не имеющий большого значения, мелкий. ничтожный, нестоящий, захудалый, несчастный, второстепенный, маловажный, смехотворный, пустой, грошовый, пустячный, незначащий. ерундовый.)

-Когда возник этот термин? В каких произведениях мы встречаемся

с « маленькими людьми»? Охарактеризуйте этих героев.

(Пушкин А. С. «Станционный смотритель»

Самсон Вырин беден и занимает самую незначительную должность: попраны его отцовские чувства, он страдает от предательства дочери и в то же время переживает о её судьбе, автор жалеет его, сочувствует его горю и заставляет читателя полюбить бедного чиновника.

Гоголь Н.В. «Шинель»

Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о тёплой шинели, у него нет семьи, он сосредоточен на своей бессмысленной работе и даже домой приносит переписывать бумаги, над ним издеваются коллеги в департаменте, унижают его человеческое достоинство. Автор тоже жалеет его, но к чувству жалости примешивается и чувство сожаления по поводу ничтожности цели героя.

Достоевский Ф.М. «Бедные люди»

Макар Девушкин тоже переписчик. «Почему одному генералом, а мне переписчиком быть?»- переживает он. Но этот человек заботится о молодой девушке, обеспокоен её судьбой, переживает любовную трагедию. Автор сочувствует герою и видит в нём великое сердце.)

-Кого из героев романа Достоевского «Преступление и наказание» можно отнести к «маленьким людям» и почему?

Семён Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня Мармеладова

VII.Групповая работа(класс разбивается на три группы, каждая группа получает задание: узнать героя по данным словам, охарактеризовать его слова, высказывания о нём)

1-я группа:

«я прирождённый скот»

«Я звериный образ имею…я подлец…».

«…осмелитесь ли вы сказать утвердительно, что я не свинья?»

«Пью, ибо сугубо страдать хочу»?

«… не мог угодить Катерине Ивановне»

«жалеть! зачем меня жалеть! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!»

« Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!»

2-я группа:

«…да и горда была, чересчур горда»

«Бог и без того должен простить…Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!...

« …яростно стала желать и требовать, чтобы все жили в мире и радости и не смели жить иначе»

«…она справедливости ищет…Она чистая. Она так верит, что во всём справедливость должна быть, и требует…»

« Никому не поклонюсь.»

3-я группа:

«безответная она, и голосок у ней такой кроткий»

«Так не на земле, а там…о людях тоскуют, плачут, а не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют»

«А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала?»

«Это человек- то, вошь?»

-Как все эти люди связаны с Раскольниковым

VIII.Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Мармеладова(ч .I., гл. 2)

-Почему произошла эта встреча?

(У Достоевского почти все встречи людей - это катастрофические встречи, как будто они были предугаданы заранее. Это встречи вдруг.

Вдруг- это катастрофа. Раскольников обнаружил, что такое

« мармеладовщина»,когда в трактире с ним заговорил незнакомец

-Как Мармеладов говорит о бедности и нищете?

-Почему он считает нищету пороком?

(Достоевский считал, что это человек, который потерял чувство собственного достоинства. Не оскорблено в нём это чувство, а он его потерял сам, для самого себя. Если меня оскорбляют, то я чувствую себя человеком достойным, т.е. духовно я выше оскорбителя. А если я сам потерял его, это уже конец. Мармеладов готов унижаться и черпать в унижении какое-то болезненное самоудовлетворение.)

- Как Мармеладов характеризует себя?

( «Я звериный образ имею…я подлец…».

-Как ведут себя окружающие по отношению к нему? (хихикают)

- Как вы понимаете слова: «Пью, ибо сугубо страдать хочу»?

( Достоевский вскрывал в человеке такие бездны и пропасти, которые даже для Шекспира остались закрытыми. «Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом человеке. Но не равно развиваются звериные свойства человека»,- писал Достоевский. Писатель считал, что человек может выступать палачом и тираном не только по отношению к другим, но и по отношению к самому к себе. Мармеладов чувствует наслаждение в своём пороке, в своём падении. Порок для него безобразен и сладостен одновременно: «Пью, ибо сугубо страдать хочу!»

- Почему Мармеладов стал пить?

( «… не мог угодить Катерине Ивановне»)

Катерина Ивановна его самого не любит, не жалеет. « Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!»

Семья для него - главная опора в жизни, она б дала ему силы и терпение вынести всё.)

- Чем заканчивает свою речь Мармеладов?

( Обращением к Божьему суду- суду справедливости. И в этом обращении проявляется болезненная гордыня героя. Он сравнивает свои муки с муками Спасителя и говорит о том, что простым смертным недоступны его мученья, оценить их может только Всевышний)

-Назовите причины нравственной гибели Мармеладова?

-социальные (несправедливо устроенное общество),

-нравственные (отсутствие сострадания в близком человеке),

-философские («я прирождённый скот», победа «звериных» свойств человека)

- Что стало причиной физической гибели героя? ( сам бросился под лошадь)

- У кого Мармеладов просит прощения перед смертью?

-Соня! Дочь! Прости!

-Почему ни к жене, а к дочери обращается герой?

( В Соне нет гордости, если брать это слово в его прямом, корневом значении: древнеболгарское « гръд» имело значение «дурной», «безобразный», латинское - «глупый», бестолковый». Гордый отгорожен от всех, своеволен и одинок. Перенести страдания, выпавшие на долю человека поможет только кротость и смирение. Соня никогда никого не упрекает в отличие от Катерины Ивановны.

-Какую характеристику даёт Катерине Ивановне Мармеладов? («…да и горда была, чересчур горда»

-Что сближает Раскольникова и Катерину Ивановну?

(Гордость Катерины Ивановны ведёт к протесту, бунту против всех и вся, к постоянной ругани, раздражению, упрёкам, к нежеланию мириться с судьбой и обстоятельствами. Её гордость, как и гордость Раскольникова,- это крайняя степень оскорблённого болезненного самолюбия.)

Анализ сцены «Гибель Катерины Ивановны».

-Что поражает в поведении Катерины Ивановны?

(И перед смертью она не смиряется, отказываясь от священника.)

- В чём сходство Катерины Ивановны и Раскольникова?

( Она, как и Раскольников, восстаёт не только против людей, но и против Бога:

«Бог и без того должен простить…Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!...

- В чём главное отличие Катерины Ивановны от Сонечки?

( Если Катерина Ивановна, протестуя, губит Мармеладова, себя, то Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова.)

-Кто главный виновник гибели героев?

(Невиновность страдает в мире. Этого простить невозможно. Раскольников ищет свой путь борьбы с социальной несправедливостью и приходит к насилию. Но с насилием мир будет всё равно полон человеческих страданий. Сострадание - великий закон любви. Иногда невозможно протестовать - надо просто пожалеть, как Соня, и простить. И это тоже одна из форм гуманности и любви к людям.

- Чем Сонечка отличается от других героев романа?

( Герои Достоевского: Семён Мармеладов, Катерина Ивановна - совершают маленькие преступления по отношению к другим, но, прежде всего, по отношению к самому себе: они бунтуют против судьбы, не могут смириться с ней, и , в результате, губят себя и своих близких. Своим бунтом они похожи на Раскольникова ( «никому не поклонюсь»). А Сонечка никого не осуждает, оправдывает и пьяницу-отца, и мачеху, толкнувшую её на панель; услышав признание в убийстве от Раскольникове, понимает, как тот страдает. Она любит в каждом человеке прежде всего человека. Почти необразованная девушка имеет великое сердце, вмещающее в себя столько любви к людям, она учит нас понимать и прощать людей. А разве можно такого человека считать «маленьким»?)

IX.Обобщение

В изображении «маленьких людей» в романе «Преступление и наказание» Достоевский Ф.М. пошёл дальше своих предшественников: «маленький человек» на поверку оказывается Богоборцем, шекспировским героем с таким накалом страстей, что одновременно является и жертвой, и палачом, он достоин и сострадания, и осуждения. Герой сам расплачивается за свои преступления, излишнюю гордыню, нежелание смириться с судьбой, за то, что ищет виновных в своей неудавшейся судьбе не в себе самом, а в других. Достоевский Ф.М. понимал, что каждый человек- это космос, мир неразгаданных тайн, он хотел, чтобы жалость и сострадание к «маленькому человеку» поселились в сердце читателя наряду с уважением к каждому из его несчастных героев.

X.Продолжение темы «маленького человека»

-Как тема «маленького человека» звучит у современных писателей и поэтов?

Обращение к «Балладе о маленьком человеке Роберта Рождественского», просмотр видеоклипа:


На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды — прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую — по размерам — шинель.
…А когда он упал — некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост.

Рассказ о Георгии Великанове

Бывший пресс-секретарь службы помощи «Милосердие», певчий и алтарник храма Всемилостивого Спаса в Митино Георгий Великанов погиб на железнодорожной платформе «Красногорская» в Подмосковье, спасая упавшего на пути бездомного.

XI/Домашнее задание: на выбор 1)написать сочинение «Маленькие люди» Достоевского (По роману «Преступление и наказание».

2)Тема «маленького человека» в современном мире.














Скачать

© 2023, 125 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!